света анциферова
Дошкольник 3–4 лет изучает математику.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Тополёк» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социокультурного развития детей 2 категории г. Краснокаменск Забайкальского края.
«ДОШКОЛЬНИК ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ИЗУЧАЕТ МАТЕМАТИКУ».
Составила воспитатель МАДОУ №4 «ТОПОЛЁК» Анциферова С. Г.
Г краснокаменск 2013г.
Публикация «Дошкольник 3–4 лет изучает математику,» размещена в разделах
Маленький ребёнок безгранично любознателен. Он хочет узнать об окружающем его мире как можно больше, но не всё ещё понимает. Отсюда множество «почему?». С этого начинается открытие мира. Ребёнок применяет результата своего жизненного опыта, которые он получил в других областях, к пониманию новых для себя явлений.
В работе с детьми четвёртого года жизни появляется новое – знакомство с элементарной математикой. Основой для него являются представления о свойствах окружающих предметов, которые он получил в раннем детстве, через накопление и совершенствование своего сенсорного опыта.
Познание дошколятами окружающего мира строится на активном участии различных анализаторов – зрительных, слуховых, осязательных и двигательных.
Знакомство ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. От уровня сформированности восприятия наглядно -образного и наглядно-действенного мышления зависит дальнейшее развитие познавательных возможностей и логических форм мышления. Так восприятие предметов, их свойств – цвета, формы, величины, всегда включает в себя обследование и сравнение (т. е. рассматривание, ощупывание, выслушивание и усвоение системы сенсорных эталонов – цветов спектра, геометрических форм, мер веса и величин и т. д.).
В дошкольном возрасте правильные представления об окружающих предметах, об их цвете, форме, величине складываются в результате практических действий, усвоения приёмов и способов обследования, знакомством с названиями отдельных свойств.
В организации образовательной работы по ознакомлению с элементарной математикой с детьми четвё ртого года жизни необходимо учитывать ряд закономерностей :
- необходимо обеспечить непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств, наглядность имеет первостепенное значение,
- дидактический материал используемый на занятиях, должен содержать познавательную задачу,
- восприятие наглядного материала и действия с ним совпадали с деятельностью познания, овладению знаниями,
- выбор наглядного материала ориентирован на задачи обучения.
В предлагаемом ребёнку дидактическом материале должен быть четко выделен признак, который становится предметом изучения (величина или количество, форма, пространственное расположение). Он должен быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.
Непосредственную образовательную деятельность с детьми четвёртого года жизни рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры, игровых упражнений, ситуаций. Ребёнка привлекает игровая ситуация, играя он незаметно для себя учится применять знания, получает удовольствие от своей умелости.
Игровая задача делает обучение более привлекательным и эмоциональным, повышается внимание и запоминание. Упражнение в игре обеспечивает прочность усвоенного материала, помогает осознавать пошаговые действия, добиться ожидаемого результата.
Педагог создаёт условия для возникновения игры, в процессе которой происходит закрепление знаний и упражнение умений. Если знакомство с дидактической игрой первичное, необходимо подробно объяснить правила игры, если одна и та же игра используется на нескольких занятиях, то необходимо поменять наглядный материал и постепенно усложнять задачу игры.
Для математического развития ребёнка важным является использование полученных знаний и навыков в игровой, продуктивной, познавательной деятельности, в житейских ситуациях. Это делает более актуальными сложившиеся представления, делает их наиболее значимыми, полезными и понятными ребёнку.
Для этого в группах рекомендуется создание «математических игротек» где размещаются различные виды математических игр – лото, мозаики, парные и разрезные картинки, сенсорные материалы и т. д. педагог должен побуждать детей к игровому взаимодействию, приглашает отдельных детей, включается в игру вместе с ними.
К отбору содержания обучения математике в дошкольном возрасте следует относиться дифференцировано, объём знаний необходимо соотносить с индивидуальными особенностями детей группы. Главное в обучении математике заключается в том, чтобы усвоение математических знаний и умений происходило в определённой последовательности, в системе, познавательный материал усложнялся постепенно, вырабатывались и совершенствовались простейшие математические навыки.
• Хочу предложить несколько дидактических игр,которые рекомендую использовать для детей четвёртого года жизни в ДОУ при ознакомлении с элементарной математикой.
Игра «закрой окошечко».
Цель игры: выбирать и соотносить предметы двух заданных форм из четырёх.
Материал : для каждого ребёнка пластинка с отверстиями двух форм, различные по форме вкладыши четырёх видов – круги, треугольники, квадраты и прямоугольники.
Ход игры: педагог рассказывает детям,что перед ними необычный домик, с разными окошечками, обращает внимание на форму. Закрыть окошечки можно только такими же по форме вкладышами. Показывает как правильно нужно действовать используя слова – такой, не такой, разные. Воспитатель побуждает детей использовать способ расчленённого обследования сенсорных свойств при сравнении вкладышей.
Игра «подбери такой же цвет».
Цель: раскладывание однородных предметов на две группы по цвету.
Материал : палочки четырёх цветов.
Ход игры: обращается внимание детей на цвет палочек, разный. Можно взять две разные игрушки с шапочками разного цвета – красной и синей и предложить каждому ребёнку выбрать палочки для одной игрушки такого же цвета,как у неё шапочка. Побуждать комментировать свои действия. Игра продолжается с другим цветом. После выбора всех палочек можно построить из палочек заборчик или лесенку для игрушек, повторяя, какого цвета палочки у каждой из них.
Игра «разложи по местам».
Цель: соотносить предметы двух заданных свойств – форма и величина.
Материал : пластина с отверстиями двух сенсорных характеристик – величины и формы, вкладыши к отверстиям – большие и маленькие фигуры четырёх разных форм – круги, треугольники, квадраты и прямоугольники.
Ход игры: педагог предлагает разложить на столе печенье (вкладыши, обращает внимание на то, что печенье разной формы и величины и предлагает разложить их по местам, указывая на отверстия, побуждает к рассматриванию и сравнению. побуждает детей называть форму и величину. Напоминает, как правильно обследовать, обводить пальчиком фигуры.
Аналогичные игры можно проводить с разным соотношением сенсорных форм – формы и цвета, цвета и величины, формы и величины.
Игра «угадай что это?».
Цель: определять предмет на ощупь, без зрительного восприятия.
Материал : чудесный мешочек или картонная муфточка, предмет простой и выразительной формы, несколько картинок с изображением разных предметов.
Ход игры: педагог предлагает ребенку вложить руки в мешочек и ощупать двумя руками предмет, который находится в нём. Предлагает посмотреть на картинки с изображением разных предметов, назвать, есть ли среди них такой же предмет, как находящийся в мешочке. Достать предмет и сравнить свои предположения.
Игра «по грибы, по ягоды».
Цель: развивать количественные представления «один» и «много». Материал : игрушечные грибы разного цвета, 3-4 корзинки.
Ход игры: педагог обращает внимание детей на то, что корзинки пустые в них нет ни одного гриба. Предлагает собрать грибочков, показывая и говоря «вот один грибок, ещё один грибок, ещё…». Предлагает детям помочь, побуждая проговаривать свои действия. Собрав грибы, подводится итог – сколько было? Сколько стало? Сколько осталось на полянке? Далее рассматривается содержимое корзинки вынимая по одному грибочку проговаривать свои действия, побуждая детей делать тоже.
Игра «день и ночь».
Цель: развивать временные ориентировки.
Материал : сюжетная картинка, с изображением разных частей суток и характерной для этого времени деятельностью детей и взрослых.
Ход игры: рассматривание картинки, отвечая на вопросы педагога – когда это бывает? Днём или ночью? Объясни,почему ты так думаешь?.
Дети рассказывают, объясняя свои ответы.
Можно предложить картинки с изображением различных профессий людей (скорая помощь, водитель, и т. п.) которые работают ночью. Обсуждают почему.
Можно использовать загадки о частях суток.