Лана Харина
Дополнительные программы воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Часто воспитатели не могут определиться с дополнительными программами воспитания, которые им хотелось бы ввести в работу. Хочу поделиться своим опытом, надеюсь он кому-нибудь пригодиться. Так как дети в моей группе в основном ОВЗ, с тяжелыми нарушениями речи, я взяла программы социально-коммуникативного направления, т. к. таким деткам тяжело адаптироваться в обществе и воспитатель должен планомерно и грамотно строить свою работу опираясь на проверенный материал.
Публикация «Дополнительные программы воспитания дошкольников» размещена в разделах
1) «Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет» Р. Ю. Белоусова, А. Н. Егорова. В основу содержания программы положены «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством». В соответствии с ФГОС ДО содержания программы реализуется в ходе образовательной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.); режимных моментов; в рамках самостоятельной деятельности детей; а также через взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников. Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО. Основные воспитательные задачи следующие : вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений; воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе; формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях; воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия; прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру. В ходе реализации данной программы, за 2 года, все поставленные задачи были выполнены. В программе дана четкая картотека, с помощью которой реализация проходит успешно. Мы играем в дидактические игры, такие как «Дай правильный совет», «Закончи сказку», «Как я могу помочь маме и папе?», «Уроки вежливости», «Историческое лото» и т. д. Альбомы для раскрашивания: «Угощения для семьи», «Герб и флаг родного города», «Военная техника» и т. д. Альбомы для рассматривания: «Добро и зло в русских народных сказках», «Природа России» и т. д. Презентации: «Мир эмоций», «Мое семейное древо». Так же смотрим мультфильмы и отрывки из художественных фильмов по направлению духовно-нравственного воспитания, которые так же рекомендованы программой. За период освоения программы дети существенно повысили свой духовно-нравственный уровень.
2) «Истории карапушек: как жить в гармонии с собой и другими. Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова. В педагогической технологии предлагается модель организации воспитательно-образовательной работы с детьми 5–8-летнего возраста, в основе которой лежит использование сказочных историй и творческих заданий, позволяющих ребенку успешно усваивать такие непростые понятия, как толерантность, уважение, равенство, миролюбие. Материалы педагогической технологии состоят из двух сборников. Первый сборник представляет собой методические рекомендации, разработанные для учителей, воспитателей, педагогов-психологов. Второй — сборник сказочных историй «Как карапушки учились понимать друг друга» с творческими заданиями для детей 5–8 лет. Сборник включает 13 сказочных историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи, карапушки, учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения непохожих на них героев. Сказочные истории в сборнике расположены в таком порядке, что работу по ним можно сочетать с традиционными «сезонными» мероприятиями, проводимыми в образовательной организации: праздниками, спортивными соревнованиями, творческими конкурсами и др. Каждая история по своей тематике и содержанию соответствует конкретному концепт-сценарию В сказочной истории «взрослый» язык концепт-сценария переводится на «детский», с соответствующими детскому восприятию образами и понятиями. При кажущейся легкости этот процесс достаточно сложен, поскольку перед взрослым (педагогом или родителем) стоит особая задача: не только прочитать детям сказочную историю, а вызвать яркий эмоциональный отклик, помочь раскрыть и понять смысл поступков героев, рассмотреть в карапушках самих себя. В этом и заключается терапевтический эффект сказочных историй: ситуации максимально приближены к детской реальности, а сказочность позволяет мягко, без нажима обогащать поведенческий опыт детей в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Материал взяла с сайта: Навигатор дополнительных программ дошкольного образования. На сайте много интересных программ воспитания, которые могут облегчить работу воспитателя.