Картушина Марина
Дополнительное образование в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование в дошкольной образовательной организации
Дошкольный возраст дает детям возможности для развития способностей к творчеству, и от того, в какой мере они были применены, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Общепринято считать, что каждый ребенок по-своему индивидуален и талантлив, что необходимо вовремя заметить и поддержать со стороны взрослых (родителей, педагогов) природные задатки детей. Известно также, что большинство детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности и взрослые должны помочь дошкольникам в раскрытии и проявлении своих лучших качеств, в максимальной реализации своих потенциальных возможностей.
Публикация «Дополнительное образование в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Потребность в активной деятельности испытывается большинством детей: они хотят принимать участие в определенных объединенных группах по интересам, кружках, клубах, в игровой форме стремятся овладевать новыми знаниями и умениями.
Именно от взрослых, прежде всего дошкольных педагогов, зависит, раскрытие детских задатков и способностей. Формирование способностей детей происходит посредством овладения в процессе воспитания и обучения содержанием материальной и духовной культуры. Весьма значительную роль в решении этой задачи, в совокупности с семьей, окружением, СМИ, играет дополнительное образование детей, являющееся, по сути, целенаправленным непрерывным процессом воспитания, обучения и развития [2].
Согласно российскому законодательству (ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [6], дополнительное образование детей должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в личностном совершенствовании (нравственном, интеллектуальном, физическом). Согласно закону, это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В современном понимании дополнительное образование может рассматриваться как дополнительная образовательная услуга, подразумевающая собой комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательной организацией возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.
Ценность дополнительного образования заключается в усилении вариативной составляющей общего образования, что способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В условиях дополнительного образования дети имеют возможность развития своего творческого потенциала, навыков адаптации к современному обществу, полноценно организуется их свободное время.
Дополнительная образовательная услуга, согласно определению авторов Л. В. Шинкаревой и А. А. Воробьевой представляет собой «комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и иных способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей» [3, с. 92].
По мнению автора А. В. Золотаревой «организационный процесс дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении является неотъемлемым компонентом социально заказа общества, а также результатом последовательного решения задач в области образования, как на федеральным, так и на региональном уровне» [4, с. 2]. Также данный автор считает, что «формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результатом деятельности дошкольника выступает не просто приобретенные знания, умения и навыки, а их воплощений в реальный продукт деятельности» [4, с. 3].
С точки зрения А. Г. Асмолова, «дополнительное образование всегда апеллирует не только к логическому разуму, но и к разным формам практического разума» [5, с. 6].
Основные принципы организации дополнительного образования в ДОО –
– это учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста,
- соблюдение требований СанПиН,
- использование здоровьесберегающих технологий.
Цель дополнительного образования детей дошкольного возраста - включение детей в новую деятельность в новых условиях в новом коллективе для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника.
Одним из существенных отличий сферы дополнительного образования является свободный выбор ребенка того направления, которым он хочет заниматься. Это позволяет в более полной мере, нежели в основном образовании осуществить личностно-ориентированный подход, т. к. «в основе построения образовательного процесса дополнительного образования лежит развитие детей, их личные интересы и достижения». [8, с. 13].
Раскрытие и развитие потенциала дополнительного образования дошкольников должно носить ненавязчивый и в то же время активный характер со стороны дошкольных педагогов и родителей. Для этого необходимо создание и поддержание ряда определенных условий:
предоставление дошкольникам свободы в выборе деятельности,
создание развивающей среды, направленной на опережающее развитие,
подержание условий для самостоятельных решений детьми задач требующих максимального внимания и концентрированности,
доброжелательная, благоразумная помощь и поощрение стремления к творчеству со стороны педагогов и родителей,
комфортная психологическая обстановка.
Развитие и воспитание потенциала дошкольников будет эффективным только в том случае, если оно будет представлять собой упорядоченный и целенаправленный процесс, где будут решаться педагогические задачи частного характера, направленные на достижение конечной цели.
Дополнительное образование в настоящее время представляет собой довольно гибкую, динамичную и многоуровневую систему, основанную на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, ДОО обычно выбирает такие направления как:
художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах);
физическое воспитание и развитие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание);
интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные развивающие игры, занимательная математика, физика для детей, экономика, иностранный язык, информатика);
раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование;
экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.
Реализация современной модели дополнительных образовательных услуг ДОО призвана способствовать:
- позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
- созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
- повышению эффективности методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
- обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
- созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
- улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОО.
Программы по дополнительному образованию рассматриваются и утверждаются на педагогическом совете ДОО, реализуются во всех возрастных группах, начиная со среднего возраста. Данные программы по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного процесса.
При создании определенного кружка педагогом должны учитываться интересы и возраст детей, время на них нагрузки. Общепринято считать, что в кружке должно заниматься одновременно не более 10-12 человек, так как меньшее количество детей дает возможность педагогу больше времени уделять индивидуальной работе с детьми.
Кружковая работа, организованная в ДОО, выполняет ряд функций:
- образовательную, посредством которой дети приобретают дополнительные знания и навыки в интересующей их области;
- развивающую, призванную развивать в кружке у детей коммуникативные навыки, социальную адаптацию;
- воспитательную, имеющую цель ряд направлений, зависящих от содержания кружковой работы;
- функцию коррекции, при помощи которой на занятиях у детей улучшаются способности и корректируется их развитие при некоторых отклонениях (например, логопедический кружок).
Таким образом, дополнительное образование детей является своего рода гарантом их адаптации к жизни в обществе, развития их способностей и задатков, возможной предпрофессиональной ориентации и будущих интересов и увлечений, а также обеспечивает обнаружение и поддержку одаренных детей.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Ардис, 2014. 93 с.
2. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. 2010. №1-2. Т. 2. С. 282-287. [Электронный ресурс] // URL : https://moluch.ru/archive/13/1053/ (дата обращения : 12.01.2020)
3. Шинкарева, Л. В., Воробьева, А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении : понятие, виды, особенности реализации [Текст] / Л. В. Шинкарева, А. А. Воробьева // Проблемы и перспективы образования материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Пермь: Меркурий, 2011. С. 92-95.
4. Золотарева, А. В. Принципы организации дополнительного образования детей в России [Текст] / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 2-3.
5. Асмолов, А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен : сотрудничество, сотворчество, самотворение [Текст] / А. Г. Асмолов // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 6.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 18.03.2020 № 53-ФЗ, с измен. вступ. в силу с 01.08.2020) - Российская газета от 20 марта 2020 г. № 60.
7. Горбунова, Н. Дополнительное образование детей в ДОУ : организация и содержание / Н. Горбунова // Международный образовательный портал [Электронный ресурс] // URL : https://www.maam.ru/detskijsad/-dopolnitelnoe-obrazovanie-detei-v-dou-organizacija-i-soderzhanie.html (дата обращения : 11.01.2020)
8. Золотарева, А. В., Терещук, М. Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ [Текст] / А. В. Золотарева, М. Н. Терещук. М. : АРКТИ, 2008. 120 с.
9. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст [Текст] / И. А. Лыкова. М. : Карапуз-Дидактика, 2007. 112 с.
10. Ячменева, В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет [Текст] / В. В. Ячменева. М. : Владос, 2003. 184 с.