Янковая тамара Владимировна
«Ученье и труд». Дополнительное образование по кружковой деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование (Кружковая работа)
Тема : «Ученье и труд» в младшей группе
Содержание
Пояснительная записка… 2 стр
Актуальность кружка ….
2-3 стр.
Цели и задачи кружка…
4-5 стр.
Общие сведения о кружке….
5 стр.
Список детей….
6 стр.
Календарно –тематическое планирование….
6- 13стр.
Ожидаемые результаты…. 14 стр.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2024
Диагностика,
15-16р.
Материально-техническое обеспечение….
17 стр.
Методическое обеспечение…
18-19 стр.
Пояснительная записка
Содержание данной программы направлено на реализацию цели развития любознательности к трудовой деятельности взрослых, поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании. Данная программа наиболее тесно интегрируется с образовательными областями : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитием», «Речевое развитием». Это достигается за счет накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых, и неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через предоставление возможности отражения мира взрослых в игре. Развитие мелкой моторики, самостоятельность в самообслуживании благоприятны для укрепления физического и психического здоровья детей, а формирование умения правильно обращаться с предметами и материалами - для реализации цели безопасного поведения.
Актуальность
Актуальность проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общих трудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:
«Труд - первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека»
Великий педагог Сухомлинский писал: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. В воспитании дошкольников успешно применяется и фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Задачи трудового воспитания в ДОУ :
1. Обучение трудовым умениям и навыкам;
2. Воспитание интереса к труду и трудолюбию, ответственности и самостоятельности;
3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженику и результатам его труда, стремлениям, оказывать посильную помощь;
4. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия, т. е. учиться
трудиться в коллективе.
Виды труда
Выделяются следующие виды детского труда :
• самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
• хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
• труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
• ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы : починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторвавшихся пуговиц, доступный ремонт игрушек и пр.).
Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей :
• поручения (индивидуальные и совместные) (они могут быть эпизодическими (краткосрочными, длительными и отсроченными по времени);
• дежурства (индивидуальные и совместные);
• коллективный труд (младший дошкольный возраст—4—5 детей)
Общие сведения о кружке
Реализация программы рассчитана на 1 год.
Занятия проводятся 1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год. Продолжительность занятий в младшей группе – 15 минут. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»
Возраст воспитанников 4-5 лет.
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Формы работы с детьми
Игра
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Интегративная деятельность
Список детей
1 подгруппа (Янковая Т. В.)
1 Батталов Н. С.
2 Вагапова Р. И.
3 Васильева Ю. В.
4 Галлиулин А. А.
5 Жмакина А. Д.
6 Кирина Л. В.
7 Калиниченко М. П.
8 Максимов М. В.
9 Минигазимова С. А.
Учебно-тематический план в средней группе
Месяц Тема и программное содержание Кол-во часов
Сентябрь Занятие №1-2 Создание предметно-развивающей среды для трудовой деятельности
15 мин.
Занятие №3.
Тема: «Как мы одеваемся»
Цель Прод учить правильно одеваться
Задачи.
1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться;
2. Приучать аккуратно, складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок. 15 мин.
Занятие №4.
Тема: «Звонок в ателье»
Цель : прод. знакомить детей с профессией работников ателье Задачи
1. Формировать знания о работниках ателье;
2. Развивать диалогическую речь, коммуникативные способности.
3. Расширять детские представления о многообразии профессий.
4. Способствовать умению участвовать в коллективной игре. 15 мин.
Октябрь Занятие №1.
Тема: «Польем цветы»
цель: Учить выполнять обязанности дежурного по уголку природы.
Задачи
1. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями;
2. Научить правильно, поливать цветы 15 мин.
Занятие №2.
Тема: «Мы - закройщики»
Цель : Знакомить с профессией закройщика
Задачи
1. Формировать представление о работе закройщика в ателье или на швейной фабрике;
2. Объяснять понятие «размер одежды»;
3. Развивать интерес к профессии, глазомер. 15 мин.
Занятие №3.
Тема: «Фея трудолюбия!»
Цель: продолжать учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой.
Задачи
1Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения;
2. Воспитывать культуру трудовой деятельности.
3. прививать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность. 15 мин.
Занятие №4.
Тема: «Мы - портные»
Цель: Знакомить детей с профессией портного
Задачи.
1. Формировать представление детей о труде портных, их роли в швейной промышленности;
2. Развивать внимание, точность движений, активизировать словарь по теме. 15 мин.
Ноябрь Занятие №1.
Тема: «Служба быта «Бабочка»
Цель: Прод. развивать трудовые навыки в коллективе
Задачи.
1. Учить поддерживать порядок в группе, закреплять умения распределять коллективную работу и совместно выполнять её.
2. Формирование положительного отношения к труду и его результатам
3. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность 15 мин.
Занятие №2.
Тема: «Строитель»
цель:Дать детям представление о строительных профессиях, о том какие профессии необходимы для постройки дома.
Задачи.
1. Пополнять знания о конструкциях домов;
2. Продолжать знакомить с различными строительными материалами. 15 мин.
Занятие №3.
Тема: «Ремонт книг»
Цель: Прод. учить бережное отношение к книге.
Задачи.
1. Учить ремонтировать книги: подклеивать, готовить полоски нужной длины, складывать полоски пополам;
2. Развивать навыки работы с клеем, кисточкой, ножницами;
15 мин.
Занятие №4.
Тема: «Научим Почемучку мыть посуду»
Цель: Учить детей мыть игрушечную посуду, правильно организуя и осуществляя трудовой процесс.
Задачи.
1. Формировать специальные трудовые умения : наливать воду, используя ковш; намыливать губку; оттирать губкой грязь; споласкивать; ставить сушиться на поднос.
2. Воспитывать желание овладеть трудовым процессом, умение добиваться промежуточных и итоговых результатов, формировать навыки самоконтроля. 15 мин.
Декабрь Занятие №1.
Тема: «Снег – снежок!»
Цель :Привлекать детей к посильному труду в природе, к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников.
Задачи.
1. Развивать трудовые умения и навыки;
2. Упражнять в метании в цель снежки, сделанные самими ребятами; 15 мин.
Занятие №2.
Тема: «Знакомство с трудом кондитера»
Цель: Познакомить детей с трудом кондитера.
Задачи.
1. Дать представление о различных видах теста: бисквитное, песочное, воздушное;
2. Познакомить с кондитерскими принадлежностями продуктами, которые используются для выпечки кондитерских изделий. 15 мин.
Занятие №3.
Тема: «Дежурство в уголке природы»
Цель: продолжать прививать необходимые навыки по уходу за ними.
Задачи.
1. Закреплять знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы.
2. Уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания о инвентаре для работы.
3. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, 15 мин.
Занятие №4.
Тема: «Уборка игрушек»
Цель : Прод учить детей поддерживать порядок в группе
Задачи.
1. Приучать детей убирать игрушки на место после игры, соблюдать порядок;
2. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудится. 15 мин.
Январь Занятие №1.
Тема: «Водитель»
Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя, на основе которых дети смогут развить сюжетную, творческую игру Задачи.
1. Формирование положительных взаимоотношений между детьми;
2. Воспитание уважения к труду водителя. 15 мин.
Занятие №2.
Тема: «Вырастим лук»
Цель : Прод привлекать детей к посадке зелени.
Задачи.
1. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемые в трудовой деятельности оборудование. 15 мин.
Занятие №3.
Тема: «Собери игрушки»
Цель: Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в группе
Задачи.
1. Развивать у детей трудовые навыки.
2. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудится. 15 мин.
Занятие №4.
Тема: «Причеши куклу»
Цель : прод учить детей следить за своим внешнем видом Задачи.
1. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком;
2. Воспитывать у детей опрятность. 15 мин.
Февраль Занятие №1.
Тема: «Летчики»
Цель : Прод. знакомить детей с трудом взрослых в аэропорту и на аэродроме
Задачи.
1. Развитие интереса в игре.
2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
3. Воспитание у детей уважения к труду летчика. 15 мин.
Занятие №2.
Тема: «Мы помощники»
Цель: Прод формировать знания детей о различных профессиях и определять предметы необходимые для работы (учитель, повар, врач, парикмахер, пожарный, доктор, знать какую пользу они приносят людям.
Задачи.
1. Приучать детей к домашнему труду (мыть посуду, убирать мусор, пылесосить, накрывать на стол).
2. Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение о больном.
Занятие №3.
Тема: «Что твориться в шкафчиках»
Цель: формировать у детей бережное отношение к вещам Задачи.
1. закрепить умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его;
2. аккуратно складывать снятую одежду и обувь. 15 мин.
Занятие №4.
Тема: «Мы – дежурные!»
Цель: Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
Задачи.
1. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
2. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо). 15 мин.
Март Занятие №1.
Тема: «Растения в нашем уголке природы»
Цель : Учить детей ухаживать за комнатными растениями; совершенствовать навыки работы с использованием моделей Задачи.
1. Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
2. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие. 15 мин.
Занятие №2
Тема: «Посев семян цветов»
Цель : Дать знания о том, что цветы выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы
Задачи.
1. Прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду;
2. Закрепить знания об условиях роста растений;
3. Закрепить навыки последовательности посева цветов, используя схему. 15 мин.
Занятие №3.
Тема: «Мытье комнатных растений»
Цель: учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания тряпочку специальную)
Задачи.
4. 1. воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды);
5. 2. воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело. 15 мин.
Занятие №4.
Тема: «Волшебное зеркало»
Цель Приучать детей следить за своим внешним видом
Задачи.
1. Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде;
2. Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки;
15 мин.
Апрель Занятие № 1.
Тема: «Мыльные перчатки»
Цель: Прод. учить намыливать руки мылом и тщательно помыть руки теплой водой
Задачи.
1. Формировать умения самостоятельно пользоваться мылом;
3. Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук);
4. Приучать самостоятельно, закатывать рукава перед мытьем. 15 мин.
Занятие №2.
Тема: «Стирка кукольного белья»
Цель: Учить трудиться сообща в определенной последовательности (сортировать бельё на цветное и белое; тщательно намыливать бельё и тереть между рук; тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать на верёвку)
Задачи.
1. Формировать навыки работы с водой (стирка белья);
2. Воспитывать аккуратность и взаимовыручку; Начатое дело доводить до конца. 15 мин.
Занятие № 3.
Тема: «Как мы умеем помогать младшему воспитателю»
Цель: Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (приносит еду, моет посуду)
Задачи.
1. Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;
7. 2. Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю и няни накрывать на стол к завтраку, обеду и ужину. 15 мин.
Занятие №4.
Тема: «Как мы умеем помогать»
Цель: Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий
Задачи.
1. Воспитать уважение к труду взрослых;
2. Получать удовольствия от полученной работы. 15 мин.
Май Занятия №1
Тема: «Веселые поварята»
Цель: Прод. знакомить детей с трудом повара – кондитера, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой необходимыми для работы.
Задачи.
1. Воспитывать интерес к трудовой деятельности повара – кондитера.
2. Расширить кругозор и словарный запас детей 15 мин.
Занятие №2
Тема: «Кто опрятен – тот приятен»
Цель: Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей
Задачи.
1. формирование бережного отношения к своему организму, представления о личной гигиене.
2. учить правилам знакомства; 15 мин.
Занятие №3
Тема: «Фея трудолюбия!»
Цель: продолжать учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой
Задачи.
1. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения;
2. Воспитывать культуру трудовой деятельности.
3. прививать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность. 15 мин.
Занятие №4
Тема: «Аккуратность никогда не помешает»
Цель: Прод. учить детей одевать и шнуровать обувь
Задачи.
1. закреплять умение застегивать застежки липучки, «молнии»;
2. закреплять навыки самообслуживания при одеваний. 15 мин.
Предполагаемый результат
Уметь выполнять простейшие трудовые действия. Участвовать в уходе за растениями (поливать растения, сажать лук, собирать овощи). Поддерживать порядок в игровой комнате, по окончанию игр расставлять игровой материал по местам. Возникновение интереса к деятельности взрослого (как дворник подметает пол, убирает снег). Уметь узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду и пр.). Умение самостоятельно мыть руки, вытирать лицо и руки. Уметь приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой). Уметь вешать свои вещи на стульчик.
Диагностика сформированности трудовых навыков и умений дошкольников
Индивидуальная диагностика
Навыки личной гигиены
• Умеет ли ребенок поддерживать установленный в группе порядок и чистоту (убирает на место игрушки, книги, аккуратно содержит свои личные вещи?
• Умеет ли ребенок пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдать правильную осанку за столом?
• Моет ли ребенок руки без напоминания взрослых, по мере надобности? Сформирована ли у ребенка привычка полоскать рот после еды, ежедневно чистить зубы? Умеют ли дети пользоваться носовым платком? Умеют ли самостоятельно приводить в порядок волосы?
• Умеет ли ребенок самостоятельно и правильно одеваться и раздеваться, сколько времени на это уходит (в целом по группе и у отдельных ребят? Замечает ли непорядок в своем костюме? Умеет ли его устранять (пришить пуговицу, почистить пальто, обувь, постирать носки, фартук (старший возраст?
Навыки культурного поведения со взрослыми
• Умеет ли ребенок обращаться ко взрослым, уступает ли место (приносит стул, отворяет дверь, поднимает уроненную вещь, благодарит за оказанную помощь, стремится помогать?
Уровень самостоятельности в труде
1. Замечает ли ребенок самостоятельно непорядок в окружающей обстановке?
2. Каков уровень трудовых умений и навыков ребенка?
Групповая диагностика
Навыки общения со сверстниками
1. Знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом?
2. Умеют ли дети договариваться при распределении трудовых действий? Проявляют ли дружелюбие, общительность, стремление к совместной деятельности?
3. Умеют ли дети уважительно относиться к труду сверстников, не мешать деятельности товарища?
4. Умеют ли дети самостоятельно разрешать возникшие между детьми споры и если да, то какими средствами этого добиваются? Из - за чего между детьми возникают конфликты?
5. Какова форма взаимоотношений детей в процессе совместной деятельности (как обращаются друг к другу с просьбой, благодарят ли друг друга за оказанную услугу, как отзываются на просьбу товарища о помощи и т. д.? Что объединяет детей в группировки (интерес к деятельности, личные симпатии?
Диагностика
Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений : Диагностика для анализа результатов трудовой деятельности у детей младшего возраста автор : Куцакова Л. В. Вопросы для диагностики формирования трудовых навыков и умений дошкольников.
Кто моет пол, вытирает пыль?
Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
Кто убирает снег на участке?
Зачем дворник убирает снег, подметает участок?
Кто сшил красивую одежду для кукол?
Почему нельзя ничего бросать на пол?
Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?
Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки.
Как ты помогаешь няне?
Покажи, как нужно поливать растение. Для чего это нужно делать?
Уровень самостоятельности в труде :
-Замечают ли дети самостоятельно непорядок в окружающей обстановке?
-Каков уровень трудовых умений и навыков детей?
-Навыки общения со сверстниками в трудовой деятельности
-Знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом?
-Проявляют ли дружелюбие, общительнось, стремление к совместной деятельности?
-Умеют ли дети уважительно относиться к труду сверстников, не мешать деятельности товарища?
Ребенок в ходе беседы ответил верно, на все вопросы Ребёнок в ходе беседы затруднялся отвечать на вопросы Ребёнок в ходе беседы не ответил на вопросы
НИЗКИЙ
СРЕДНИЙ
ВЫСОКИЙ
Материально - техническое обучение.
Наименование предмета, его цель, размер Количество
Фартуки хлопчатобумажные (ситцевые) для дежурства по столовой 4
Фартуки хлопчатобумажные (цветные) для уборки помещения 6
Клеенчатые фартуки для мытья игрушек, стирки кукольного белья и работы в уголке природы 2
Щетка для сметания песка с уличного оборудования 1
Совок 1
Щетка половая 1
Совок для мусора 1
Тазы 2
Ведра, лейки. 2-4
Подносы 2-4
Сервировочный столик 1
Тряпочки для протирания пыли 5
Веники для сметания снега 1
Деревянная лопата для расчистки снега 5
Грабли пластмассовые 3
Грабли металлические для рыхления, очистки поверхности 2
Мешки для мусора 10
Санки, корзины или для перевозки снега, сора, земли и пр. 4
Методическое обеспечение
1. Буре, Р. Организация труда детей и методика руководства / Р. Буре // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 4. – С. 17 – 25.
2. Васильева, М. А. Трудовое воспитание / М. А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 18.
3. Година, Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду/ Г. Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 2007. С. 74 – 83.
4. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под. ред. Н. В. Микляевой. – М. : ФОРУМ, 2012. – 256 с.
5. Жуковская, Р. И. Игры и трудовые занятия в детском саду. / Р. И. Жутковская – М. : ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – С. 124.
6. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
7. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика – Синтез. – 2005. – 251 с.
8. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
9. Коротковских, Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников / Н. Коротковских // Дошкольная педагогика. – 2012. № 6, – С. 21 – 28.
10. Коротовских, Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников / Н. Коротовских // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 6. – С. 21 – 28.
11. Крулехт, М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. / М. В. Крухлет - М. : Детство-Пресс, 2008. - 224 с.
12. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт. - СПб. : Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
13. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С. 101-105.
14. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л. В. Куцакова. - М. : Просвещение, 2004. - С. 45-54.
15. Литвинович, О. В. Совместная трудовая деятельность в детском саду / О. В. Литвинович // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5. – С. 28 – 31.
16. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Кн. для воспитателя детского сада. / Т. А. Маркова – М. : Просвещение, 2001. – 312 с.
17. Моложавый, С. С. Игра и труд в дошкольном возрасте. / С. С. Моложавый – М. : Просвещение, 1999. – 215 с.
18. Наблюдения и труд детей в природе / сост. А. Ф. Мазурина. Изд. 3-е. М. : Просвещение, 2009. – 215 с.
19. Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др. ; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г. Нечаевой. М. : Просвещение. - 2003. – С. 52.
20. Павлова, М. В. Дайте детям радость труда! Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности / М. В. Павлова // Дошкольная педагогика. – 2011. № 1, – С. 37 – 39.
21. Плужникова, А. Н. Трудовое воспитание дошкольников / А. Н. Плужникова, О. В. Лахнова, Г. М. Дмитрова // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. - № 3. – С. 47 – 58.
22. Пышьева, Н. С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н. С. Пышьева // Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С. 36-40.
23. Радина, Е. И. Ознакомление детей с трудом взрослых / Е. И. Радина // Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. М. :Просвещение, 2004. С. 3258.
24. Савченко, В. И. Метшодическая модель трудового воспитания детей в ДОУ/ В. И. Савченко // Дошкольная педагогика. – 2011. № 2. – С. 6 – 11.
25. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д. В. Сергеева. – М. : Просвещение, 2007. – 96с.
26. Тулегенова, А. Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 2014. № 2. С. 4 – 18.