Плинта Татьяна
Дополнительное образование по Су-Джок терапии «Волшебство с Су-Джок» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
по развитию речи дошкольников
через применение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии
Су-Джок терапии
«Волшебство с Су-Джок»
в первой младшей группе
Пояснительная записка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Дополнительное образование по Су-Джок терапии „Волшебство с Су-Джок“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания.
Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования. Су-Джок -терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, отмечено, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.
Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала.
Актуальность
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4–5 лет, когда уже пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа кружковой деятельности.
Цель работы кружка:
Развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму.
Задачи:
- Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, используя приёмы Су-Джок терапии.
- Развивать координацию движений у ребенка.
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.
- Воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению позитивного результата.
Принципы работы кружка:
- Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).
- Доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
- Активность (участие воспитателей группы и родителей).
- Систематичность и последовательность (реализация мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).
- Оптимальность, сбалансированность, строгая дозированность нагрузки.
- Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получения положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей).
Методические рекомендации по организации занятий:
Программа рассчитана на детей в возрасте 2-3 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Кружок “Волшебство с Су-Джок” проводится для детей в первой младшей группе.
Организация деятельности и режим:
продолжительность занятий - 15 минут;
периодичность занятий - работа ведется во второй половине дня:1 занятие в неделю.
Формы организации обучения:
Специально организованное занятие.
Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия.
Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Пути реализации Су-Джок терапии :
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование).
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Методы и приемы:
Взаимодействие со сказочным персонажем: детям предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.
Словесные приемы: потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
Игровые приемы: занятие-игра, игровые упражнения.
Наглядные приемы: схемы, видеоматериалы, иллюстрации.
Практические действия: массаж кистей, стоп и пальцев.
Этапы работы по Су-Джок терапии.
I этап: знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап: закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап: самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Ожидаемые результаты Су-Джок терапии :
благоприятное воздействие на весь организм;
стимуляция речевых зон коры головного мозга;
развитие координации движений и мелкой моторики;
развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Практическое применение Су-Джок терапии в коррекционно-развивающем процессе.
Су - Джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.
Су - Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Перспективный тематический план занятий кружка.
Месяц Тема занятия Содержание занятия
Октябрь 1.«Давайте познакомимся. Встреча с мамой Ежихой и ежатами». Знакомство с колючим шариком при рассказывании сказки по мнемотаблице, в которой говорится о том, как ежата раскрасили себя красками и стали – разноцветными ёжиками. Дети держат их в руках, рассматривают, проговаривают форму, величину, цвет, чем покрыто тело ёжиков.
2. Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем” Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев.
3.«Волшебные кольца» «Мы колечки надеваем, Пальцы наши укрепляем». Массаж эластичным кольцом.
4.«Овощи и фрукты» Развивать речь по теме «Овощи и фрукты», обогащать словарь прилагательными. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Закрепление основных видов движений
Ноябрь 5. «Про ёжика» Закрепление основных видов движений
6. «Грибы» Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
7. «Волшебные шарики» Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
8. «Поздняя осень». Познакомить с сезонными явлениями поздней осени, расширять представления о творчестве композиторов. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Декабрь 9. «Ягоды». Закрепление, расширение и активизация словаря по теме «Ягоды». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
10. «Зимние забавы». Активизация и актуализация по теме «Зимние забавы»; учить составлять простые предложения по сюжетным картинкам; Массаж эластичным кольцом.
11. «Мой послушный язычок все, что нужно сказать смог» Проговаривание стихов, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами
12. «Новогодний праздник». Закрепление представлений о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник». Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев.
Январь 13. Животные Севера» Знакомить детей с животными севера; развивать связную речь; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
14. «Дружно с шариком играем, по дорожке катаем» Игры с шариком Су Джок, направленные на развитие мелкой моторики (прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации).
15. «Профессии». Активизация словаря по теме «профессии», «инструменты»; обогащение словаря за счет глаголов и существительных; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Февраль 16. «Транспорт». Активизация словаря по теме «транспорт»; обогащение словаря за счёт словообразования; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
17. «Лево- право различаю, каждый свой я пальчик знаю» Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания
18. «Мебель» Активизация словаря по теме «мебель»; обогащение словаря за счёт словообразования; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
19. «Ушки на макушке». Работа над словарем. «Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук»
Март 20. «Домашние птицы и животные». Повторение и закрепление названий на тему «Домашние птицы и животные». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
21. «Веселые словечки» Работа над словарем. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
22. «Посуда» Активизация словаря по теме «посуда»; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
23. «Перелётные птицы» Развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Апрель 24. «Ушки на макушке». Развитие фонематического слуха. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
25. «Насекомые». Продолжать учить связности, активизировать словарь по теме «Насекомые». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
26. «Волшебные кольца» «Мы колечки надеваем, Пальцы наши укрепляем». Массаж эластичным кольцом.
27. «Подводный мир». Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Май 28. «Волшебные шарики» Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
29. «Повторение-мать учения» Повторение комплексных упражнений, пальчиковых гимнастик
30. Открытое итоговое занятие для родителей «Волшебные шарики». Показать что умеем, чему научились.
Список используемой литература :
1. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр., и доп. : М “АРКТИ”,2007 г.
2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.
3. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
4. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.