Михеева Любовь
Дополнительная развивающая программа для детей дошкольного возраста «Волшебные мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования детей "Волшебные мастера"
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающих : дети от 4-7 лет
«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».
А. В. Запорожец
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная развивающая программа для детей дошкольного возраста „Волшебные мастера“» размещена в разделах
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.
Разрабатывая программу, попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы кружка мы учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.
Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Актуальность программы
Актуальность темы заключается в том, что продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Цель программы :
Развивать условия формирования у детей художественно-творческих способностей, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, используя нетрадиционные технологии.
Задачи программы :
Задачи для детей 4-5 лет
• Формировать интерес к художественному творчеству
• Практически знакомить со свойствами бумаги.
• Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
• Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
• Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи для детей 6-7 лет :
• Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
• Формировать относительную устойчивость замысла.
• Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
• Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
• Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
• Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
• Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
Практическая значимость программы :
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Средняя группа - 1 раз в неделю продолжительность 30 минут.
Старшая, подготовительная к школе группа - 1 раз в неделю продолжительность 35-40 минут.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Срок реализации программы : 1 год, 540 часов
Учебно-тематический план для детей 4-5 лет
месяц неделя Тема занятия
Цель
СЕНТЯБРЬ 1 Знакомство с бумагой Знакомить со свойствами бумаги: легко мнется, скатывается, рвется. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины, шары.
2 Рисование на влажной бумаге
"Портрет солнышка"
Знакомить детей со способом "рисование на влажной бумаге". Воспитывать интерес к рисованию.
3 Пирамидка из смятой бумаги
Учить формировать простые формы из бумаги. Продолжать развивать навыки использования клея.
4 Рисование пальцем
Травка
Знакомить детей со способом "рисование пальчиками". Развивать желание рисовать
ОКТЯБРЬ 1 На яблоне поспели яблоки
из смятой бумаги Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине. Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе.
2 Рисование на смятой бумаге
Гусеница
Знакомить детей со способом "рисование на смятой бумаге".Развивать творческие способности
3 Осень в гости к нам пришла
(с элементами рисования) Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Продолжать знакомить со способом – обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу).
4 Рисование пальцем
Ягодки рябины Продолжать знакомить детей со способом "рисование пальцем. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
НОЯБРЬ
1 Воздушные шарики
из смятой бумаги Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции. Дополнительным материалом (ниточкой).
2 Рисование ватными палочками
Улитка
Учить детей рисовать ватными палочками.
Развивать творческую активность
3 Цветок из бумаги Учить детей делать простые цветы из бумаги. Развивать умение складывать бумагу, разными способами.
4 Рисование пальцем
Снег идет
Продолжать учить детей рисованию пальцем. развивать интерес к рисованию
ДЕКАБРЬ 1 Снеговик из салфеток Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирова-ние круглых комочков разной величины. Скатывание тонкого и остроконечного жгутиков.
2 Рисование-печать
Маленькая елочка Продолжать совершенствовать у детей технику "печать". Учить видеть красоту русской природы, красиво сочетать цвета.
3 Новогодняя открытка Композиционное решение - цветом, формой.
Изготовление праздничной открытки с использованием выразительных средств бумажной пластики.
Продемонстрировать детям выразительные возможности компо-зиционного решения.
4 Бусы на елочку из бумаги (коллективная работа) Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирова-ние круглых комочков одной величины. Развивать чувство ритма и чувство цвета.
ЯНВАРЬ
1 Елочка из салфеток Учить передавать строение дерева выразительными средствами бумажной пластики, формировать форму из бумаги. Закреплять приемы лепки из бумаги простых форм.
2 Рисование поролоновым тампоном
Вот зима кругом бело Знакомить детей со способом рисования поролоновым тампоном, развивать чувство цвета
3 Ангелочки из ватных дисков Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирова-ние круглых комочков разной величины.
Дополнять деталями изображение.
4 Рисование ватными палочками
Звездное небо Учить детей рисовать звездное небо, развивать творческую активность у детей
ФЕВРАЛЬ 1 Игры с бумагой Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Воспитывать интерес к бумагопластики.
2 Рисование пальцем
Кораблик на волне
Продолжать учить детей рисовать пальцем. Продолжать учить детей дополнять композиции
3 Самолеты из бумаги Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с бумагой.
4 Открытка к 23 февраля Продолжать учить детей работать с бумагой, наносить клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции.
МАРТ 1 Рисование
Цветок в вазе
(с элементами аппликации) Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с бумагой.
2 Открытка к 8 марта
Мимоза Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать полуобъемную композицию. Продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги.
3 Рисование монотипия
Шарики
Знакомить детей с новым способом рисование. Учить аккуратно рисовать кистью.
4 Птицы из бумаги Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирова-ние круглых комочков разной величины.
АПРЕЛЬ 1 Рисование на влажной бумаги
Сосульки Продолжать учить детей передавать образы рисования, развивать интерес
2 Цып, цып, цыплятки желтые ребятки (коллективная работа) Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формиро-вать форму шара, маленького конуса.
Передача характера образа через выразительные средства изобра-зительного материала.
3 Рисование способом "тычок"
Жил был ежик Знакомить детей со способом "тычкования".Учить аккуратности.
4 Ледоход Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон).
МАЙ 1 Рисование ватными палочками
Дерево Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.
2 Божья коровка Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Учить скатывать комочки округлой формы разной величины. Использование элемента — дорисовывания.
3 Бабочка
Способ "гармошки" Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала.
4 Рисование "кляксография"
Одуванчики Знакомить детей со способом "кляксография. Развивать творческую самостоятельность
ИЮНЬ 1 Муравейник Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием. Передача характера образа через выразительные средства изобра-зительного материала.
2 Стрекоза Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала.
3 Ягоды Формировать форму капельки из бумаги. Продолжать учить детей дополнять композиции. Развивать точность и координацию движений.
4 Ромашки на лужайке (коллективная работа) Учить делить салфетку на примерно равные части разрыванием.
Развивать умение формировать несложные формы из бумаги — скатывать небольшие шарики и жгуты; располагать работу по всей плоскости листа.
Учебно-тематический план для детей 6-7 лет
месяц неделя Тема занятия Цель
СЕНТЯБРЬ 1 «Солнышко из бумаги» Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.
2 «Осенний лес» Продолжать учить детей создавать образ леса, передавать формы, объем
3 "Осеннее дерево из бумаги» Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.
4 Рисование
«Озеро» Учить составлять сюжетную коллективную композицию из фигурок. Передавая взаимоотношения между ними.
ОКТЯБРЬ 1 «Корзина с цветами» Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.
2 «Еж» Совершенствовать умение работать с бумагой; учить детей превращать прямоугольник в цилиндр. Совершенствовать умение делать бахрому из бумаги.
3 «Рыбка из бумаги» Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
4 «Утка» Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.
НОЯБРЬ
1 «Улитка» Совершенствовать умение работать с бумагой; учить детей превращать прямоугольник в круг. Совершенствовать умение делать фигуры из бумаги.
2 «Пингвин» Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними.
3 «Цветы из бумаги» Учить детей создавать цветы из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами.
4 «Снеговик из тарелочек» Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение частей. Продолжать умение вырезать круги из квадратов, путем сложения его пополам.
ДЕКАБРЬ 1 «Елочка из ладошек» Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.
2 «Елочная игрушка» Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами.
3 «Рождественский венок» Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.
4 «Зайка из бумаги» Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.
ЯНВАРЬ
1 «Новогодняя маска» Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.
2 «Снежинка» Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
3 «Заяц из тарелочки» Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
4 «Зимние узоры» Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Выделяя передний и дальний план.
ФЕВРАЛЬ 1 «Валентинка» Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.
2 «Рамка для фото из тарелочки» Познакомить детей с одним из видов работы с бумагой – оригами; с приемами сгибания бумаги; развивать мелкую моторику рук; учить читать рисунок.
3 «Открытка к 23 февраля» Продолжать учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей.
4 «Медведь из тарелочки» Учить детей делать объемные картины, вырезая прямоугольники и сворачивая их трубочкой. Совершенствовать навык работы ножницами, клеем. Развивать умение работать по образцу.
МАРТ 1 «Розы на диске» Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей.
2 «Ромашки из ватных дисков» Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.
3 «Украсим вазу» Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.
4 «Дракончик из тарелочки» Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.
АПРЕЛЬ 1 «Пасхальный сувенир» Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.
2 «Подснежники» Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.
3 «Пудель» Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.
4 «Черепашка из тарелочки» Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами.
МАЙ 1 «Курочки из тарелочки» Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.
2 «Цыплята» Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
3 «Цветы в горшочке» Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.
4 «Золотая рыбка» Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.
ИЮНЬ 1 Подарок другу Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.
2 «Дерево – топиарии» Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.
3 «Насекомые» Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.
4 «Подсолнух» (бумага+крупа) Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.
Критерии показатели программы :
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей.
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Список литературы:
1. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в ДОУ Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1980.-96 с. ;
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
3. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
4. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. – М. : АСТ; СПб. ;Сова, 2009.
5. Новикова И. В. Конструирование из бумаги. Цветочная поляна. М. : Издательство АСТ, 2010.