Татьяна Святобогова
Дополнительная программа по профориентации «Путешествие в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Паспорт программы….3
Пояснительная записка, актуальность….….….4
Способы, формы, методы и технологии работы…. 4
Этапы и сроки реализации программы…. 10
Ожидаемый результат…. …. 10
Критерии результативности программы…. ….11
Принципы реализации программы….…. 11
Механизм реализации программы…. ….…. 11
План реализации программы. Старшая группа…. ….12
Подготовительная группа…. 16
Заключение…. 23
Список литературы….…. …. 24
Публикация «Дополнительная программа по профориентации „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Паспорт программы по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста
Цель программы :
Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий
Основные
задачи программы :
• формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
• формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
• формировать первичные представления о мотивах труда людей;
• формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
• учить сравнивать профессии;
• учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
• знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями;
• расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых,
материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и
общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах
техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической
категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности
детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий : художников, писателей,
композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда
взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и
государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы,
результаты, их личностную, социальную и государственную значимость,
представления о труде как экономической категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Пояснительная записка.
Актуальность
Детство – удивительная пора! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – парикмахер, завтра – строитель.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Многие педагоги рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.
Способы, формы, методы и технологии работы
Формы: совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная
деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной
деятельности.
Режим занятий: реализация программы строится на адекватных
дошкольникам видах деятельности: проведение бесед, дидактических,
сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми
разных профессий, культурно-досуговых мероприятий, с использованием
ИКТ.
Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние
и вечерние часы, проводится в свободной деятельности детей. В
соответствии с планом реализации программы 1 раз в неделю проводится
одно мероприятие. Продолжительность каждого отрезка образовательной
деятельности по нормам СанПин — 25 минут.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять
традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,
чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных
профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт
хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в
сочетании друг с другом.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых
проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в
процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе
совместной деятельности с семьёй.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых
строится по трё м основным линиям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение работы взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых.
Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно
образовательной деятельности по формированию представлений о труде
людей разных профессий с обязательным включением предварительной
беседы о данной профессии.
Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия»
(что это, «представитель профессии» (как называется человек данной
профессии, «инструменты труда» (чем работает человек, «трудовые
действия» (что делает человек, «результат труда» (что получилось,
общественная польза труда (кому это нужно).
Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом,
рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов,
спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных
произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно
понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе
организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников:
дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер,
модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах
деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий
также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.
Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения
изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят
не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли
в нём. Многие русские художники отображали в своих картинах
изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И.
Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог обязательно
должен сопровождать разъяснительной беседой, в которой сделать акцент
именно на положительных изменениях условий и содержания современного
труда взрослых.
Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют
изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы.
Выполнение физических упражнений также может быть организовано в
соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например,
выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в
котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний
сад», в котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации,
например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных
математических представлений, если педагог предложит посчитать,
например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у
маляра, количество ёлок у лесника.
При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью
непосредственно образовательной деятельности очень важно не только
расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только
на количество, но и на качество предоставляемой детям информации.
Именно основательность такой информации положительно сказывается на
дальнейшем профессиональном самоопределении детей.
Приближение работы взрослых к детям.
К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии,
наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее
действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и
экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых
представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных
впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений
со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми
обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные
ими во время наблюдений.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала
дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в прачечную;
- в библиотеку;
- в школу;
- в магазин;
- в аптеку;
- в парикмахерскую;
- в ателье;
- к светофору;
- на почту;
- на приусадебный участок;
- на работу к родителям.
На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в
первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.
Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.
Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объёма познавательного материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на
самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе,
взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за
профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на
поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.
Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию,
рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители
данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки,
пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить
увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?»,
«Что понравилось?».
С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы,
игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут
реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и
совместной деятельности педагога и ребёнка.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают
дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и
мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые
действия, результат труда.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных
вида:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных
предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре
«Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов
выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в
соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл»,
«Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».
Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:
1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых
инструмента»;
2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору»,
«Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими
предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат
определённой трудовой деятельности;
3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.
Словесные игры, например «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по
описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка
понятиями из профессиональной сферы.
Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить
представления детей о людях разных профессий.
В детской художественной литературе много произведений,
посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях
и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве,
скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки,
стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной
минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о
профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и
формирования ценностного отношения к результатам труда человека
используются образовательно-игровые ситуации, например, «Научим
Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые
поварята», «Поиграем в магазин».
В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть
тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых
празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня,
уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их
профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья –
хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям
которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую
подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить
внимание и на проведение тематических праздников, например, День
геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика.
Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить
профориентационный характер.
Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми
представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на
развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность
дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней
профориентации.
Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из
разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить
содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые
действия, а также персонажей и их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются
производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда,
модели профессионального поведения, модели межличностных
профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра,
в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о
профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для
ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.
В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного
характера постепенно усложняется по содержанию.
Этапы и сроки реализации программы :
1 этап подготовительный: создание условий
• Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах.
• Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
• Повышение собственной компетенции по теме.
• Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей.
2 этап основной: практическая деятельность
• Работа с детьми (план-сетка реализации программы).
• Работа с родителями (консультации, памятки, анкетирование, участие в конкурсах, досугах и развлечениях).
3 этап: заключительный (Анализ результатов реализации программы, подведение итогов)
• Создание презентации-отчета по реализации программы
• Развлечение «Путешествие в мир профессий».
• Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы.
• Обобщение положительного опыта работы в данном направлении.
Ожидаемый результат:
Для воспитанников:
• ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
• называет профессии разных сфер;
• различает профессии по существенным признакам;
• называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
• выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
• объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
• объясняет роль труда в благополучии человека;
• имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
• моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
• участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
• положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
• демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Для родителей:
• Расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста;
• Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного характера.
Критерии результативности программы :
• Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса работы по результатам анкетирования.
• Повышение у дошкольников уровня знаний о профессиях, орудиях труда.
• Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.
Принципы реализации программы
• Принцип разностороннего развития личности
• Принцип цикличности и систематичности
• Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
• Принцип интеграции
• Принцип гуманизма
• Принцип информативности.
• Принцип взаимосвязи с семьей
Механизмы реализации программы
• Сюжетно-ролевые игры
• игры, досуги и развлечения, викторины
• Беседы
• НОД;
• Наблюдения за трудом взрослых; Совместно трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
• Целевые прогулки и экскурсии;
• Самостоятельная деятельность;
• Художественно-творческая деятельность;
• Игровая деятельность;
• Взаимодействие с семьями воспитанников.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа с детьми строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.
Заключение
Ранняя профориентация в детском саду не проводится с целью подготовки детей к осознанному выбору профессии, а направлена на развитие личности ребенка, овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы, самостоятельности, активности и обладание установкой положительного отношения к разным видам труда.
Грамотно построенная система ранней профориентации в дошкольном учреждении способствует формированию в сознании дошкольников разнообразных представлений о мире профессий, воспитывает у них бережное отношение к труду, вызывает интерес.
Современные подходы к ранней профессиональной ориентации дошкольников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту деятельности.
В связи с этим педагогам необходимо владеть современными педагогическими технологиями, разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать педагогическую деятельность в данном направлении.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М. : «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М. : Просвещение,1974. 192с.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10. с. 56–63.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т. В, Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008. 64с.
6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
7. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе
ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями : Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей,
гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013. – 96 с.