Оксана Завражных
Дополнительная программа по песочной игротерапии «Чудеса на песке» для детей 3–4 лет
Дополнительная программа по песочной игротерапии для детей 3–4 лет
Срок реализации – 1 учебный год
Составила:
Завражных Оксана Евгеньевна
Педагог-психолог
Паспорт программы
Название программы Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа дополнительного образования детей «Чудеса на песке»
Направленность программы Социально-личностная
Разработчики программы Завражных Оксана Евгеньевна
Публикация «Дополнительная программа по песочной игротерапии „Чудеса на песке“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Игры с песком
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Возраст детей, участвующих в программе От 3-х лет до 4-х лет
Сроки реализации программы 1 год
Место реализации программы город Нижний Новгород, МБДОУ
Цель программы развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.
Задачи программы создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;
развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива;
развитие умения различать основные цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»;
формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше»
развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкой моторики
снижение психофизического напряжения
Содержание:
I. Нормативно-правовая база…. ….4
II. Пояснительная записка….…. …4
• Актуальность…. ….…. …. 4
• Цели…. …. ….5
• Задачи…. …. …. 5
• Принципы….…5
• Методы обучения…. ….….5
• Объем и срок освоения…. ….…6
• Этапы работы…. …. ….6
• Планируемые результаты…. ….6
III. Учебный план…. 7
IV. Содержание учебного плана….…. …. …8
V. Календарный учебный график…. …. …. 15
VI. Условия реализации программы ….…. ….…17
• Описание материально-технического обеспечения…. …. ….17
VII. Список литературы….…. …17
I. Нормативно-правовая база
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный Закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
II. Пояснительная записка
Актуальность программы : в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Песочная терапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия – один из эффективных методов их развития.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психологического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Цель, задачи, принципы программы
Цель:
– развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.
Задачи:
создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;
развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива;
развитие умения различать основные цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»;
формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше»
развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкой моторики
снижение психофизического напряжения
Принципы программы :
• Здоровье сбережения (всё занятие дети активно двигаются, включена крупная моторика)
• систематичности (непрерывность и регулярность занятий)
• наглядности (различные игрушки и предметы для обыгрывания)
• сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение ребенка к
своим действиям).
• эмоциональности
• самостоятельности (ребенок самостоятельно придумывает завершение сказочной истории)
Методы обучения
1. Словесные методы обучения:
а) объяснение;
2. Наглядные методы обучения:
а) показ игрушек, т. д. ;
б) использование дополнительных пособий;
в) показ способов действия.
3. Практические методы обучения:
а) игровой метод
б) метод совместной деятельности взрослого и детей;
в) метод самостоятельной детской деятельности.
Объем и срок освоения
Срок реализации программы – 1 учебный год с октября по апрель (7 месяцев).
Программа рассчитана на обучающихся от 3-х лет до 4-х лет.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 15 минут.
Количество занятий составляет - 28 академических часов.
Занятия проводятся с использованием песочного стола и сюжетных игрушек.
Этапы работы
1 этап: «Знакомство с свойствами песка».
Цель: Познакомить детей с песочными столами, правилами занятий.
2 этап: «Рисование не сложных изображений».
Цель: Учить детей рисованию на песке, развивать воображение с помощью сюжетных игрушек и придумыванием рассказа.
3 этап: «Рисование более сложных композиций».
Цель: Учить детей уверенно работать с песком, учить рисовать усложненные рисунки.
Планируемые результаты программы :
К середине учебного года дети должны:
– уверенно работать с песком
- уметь изображать геометрические фигуры;
- уметь изображать простые узоры;
К концу учебного года дети должны:
– рисовать более сложные рисунки;
- уметь дополнительно украшать рисунки;
- стараться придумывать продолжение к сюжету занятия
III. Учебный план
№ Тема Кол-во
часов
1. «Веселые вагончики» 1
2. «Цветочная полянка» 1
3. «Веселое путешествие» 1
4. «Волшебные грибочки» 1
5. «Зонтики» 1
6. «Мячики» 1
7. «Ковер-самолет» 1
8. «Лошадки» 1
9. «Строители» 1
10. «Сорока-ворона» 1
11. «Охотники» 1
12. «Ковер-самолет» 1
13. «Волшебный кубик» 1
14. «Куличики» 1
15. «Солнышко» 1
16. «Корабль» 1
17. «Рыбка» 1
18. «Цыплятки» 1
19. «Котик и козлик» 1
20. «Мышка» 1
21. «Тучка» 1
22. «Жук» 1
23. «Осьминог» 1
24. «Путешествие на остров Сокровищ» 1
25. «Дом моей мечты» 1
26. «Прогулка по парку» 1
27. «Путешествие в сказочный город» 1
28. «Город, где мы живем» 1
Итого: 28 часов
IV. Содержание учебного плана
№ Тема Цели Содержание
1 «Веселые вагончики» - развивать память, восприятие цвета;
- развивать умение снимать мышечное напряжение 1. Приветствие.
2. Упражнение «Здравствуй, песок».
3. Упражнение «Вагончики».
4. Упражнение «Кубики».
5. Упражнение «Карусель»
6. Упражнение «До свидания, песок».
7. Прощание.
8. Рефлексия.
2. «Цветочная полянка» - развивать память, восприятие цвета;
- развивать умение снимать мышечное напряжение
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива. 1. Приветствие.
2. Упражнение «Здравствуй, песок».
3. Упражнение «Цветочные крышечки».
4. Упражнение «Фрукты».
5. Упражнение «До свидания, песок».
6. Прощание.
7. Рефлексия.
3. «Веселое путешествие» - развивать память, мышление, восприятие цвета;
- развивать умение снимать мышечное напряжение
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива. 1. Приветствие.
2. Упражнение «Здравствуй песок»
3. Упражнение «Бусинки».
4. Упражнение «Разноцветные дорожки»
5. Упражнение «Карусель».
6. Упражнение «До свидания песок».
7. Прощание.
8. Рефлексия.
4. «Волшебные грибочки» - развивать умение регулировать мышечное напряжение
- развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, мелкой моторики 1. Приветствие.
2. Упражнение «Песочный дождик».
3. Упражнение «Грибочки».
4. Упражнение «Художники».
5. Упражнение «До свидания, песок».
6. Прощание.
7. Рефлексия.
5. «Зонтики» - снижение психофизического напряжения.
- развитие вообажения 1. Приветствие.
2. Упражнение «Песочный дождик»
3. Упражнение «Зонтик»
4. Прощание.
5. Рефлексия.
6. «Мячики» - развивать эмоционально-чувственный опыт;
- совершенствовать диалогическую речь.
- развитие воображения, мышления 1. Приветствие.
2. упражнение «Секретики».
3. Упражнение «Мячики».
4. Стихотворение С. Маршака «Мяч».
5. Упражнение «Художники».
6. Прощание.
7. Рефлексия.
7. «Ковер-самолет» -развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива;
- создание благоприятных условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста. 1. Приветствие.
2. Упражнение «Ковер-самолет».
3. Упражнение «Строители».
4. Упражнение «Художники».
5. Прощание.
6. Рефлексия.
8. «Лошадки» - развивать эмоционально-чувственный опыт;
- совершенствовать диалогическую речь;
- развитие воображения, мышления
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива. 1. Приветствие.
2. Упражнение «Песочный ветер».
3. Упражнение с фигурами.
4. Упражнение «Заплатки».
5. Прощание.
6. Рефлексия.
9. «Строители» - развивать эмоционально-чувственный опыт;
- совершенствовать диалогическую речь;
- развитие воображения, мышления
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива. 1. Приветствие.
2. Упражнение «Строители».
3. Упражнения с разрезными картинками зарытыми в песок.
4. Прощание.
5. Рефлексия.
10. «Сорока-ворона» - Знакомство с окружающим миром
- Развитие мышления, речи, моторики
- Повышать у детей уверенность в себе 1. Приветствие
2. Прослушивание сказки про Ворону
3. Рисование на песке
4. Придумывание продолжения сказки
5. Узнай по описанию
5. Прощание
11. «Охотники» -Развивать внимание, память, умение классифицировать предметы по заданным признакам
- Снять эмоциональное напряжение
1. Приветствие
2. Игра «Кого не стало»
3. Рисование на песке
4. Игра «Охотники»
5. Прощание
12. «Ковер – самолет»
- Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (больше - меньше, выше - ниже, справа - слева).
- Знакомство с окружающим миром
- Развитие мышления, речи, моторики
- Повышать у детей уверенность в себе 1. Приветствие
2. Прослушивание сказки
3. Игра «Ковер-самолет»
4. Игра «Змейка»
5. Прощание
13. «Волшебный кубик» - Учить рисовать карты-схемы
- Развивать мышление, воображение. 1. Приветствие
2. Игра «Кубик»
3. Рисование на песке
4. Игра «Секретик»
5. Прощание
14. «Куличики» - учить ориентироваться в пространстве, развивать мышление, моторику.
- снять эмоциональное напряжение
1. Приветствие
2. Игра «Ехали мы ехали»
3. Упражнение «Мокрые ладошки»
4. Игра на влажном песке «Куличики большие и маленькие».
5. Прощание
15. «Солнышко» -развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива;
- создание благоприятных условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста. 1. Приветствие
2. Прослушивание рассказа о солнышке
3. Рисование солнышка
5. Прощание
16. «Корабль» - развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу, тренировать логику. 1. Приветствие
2. Рисование Корабля
3. Составление коллективного рассказа с использованием миниатюр
4. Прощание
17. «Рыбка» - развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива;
- учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброту, инициативу, воспитывать усидчивость и терпение. 1. Приветствие
2. Рисование рыбки
3. Составление рассказа с использованием миниатюр
4. Прощание
18. «Цыплятки» - развивать эмоционально-чувственный опыт;
- совершенствовать диалогическую речь;
- развитие воображения, мышления
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива. 1. Приветствие
2. Прослушивание рассказа о цыпленке
3. Рисование цыпленка
4. Прощание
19. «Котик и козлик» - Знакомство с окружающим миром
- Развитие мышления, речи, моторики
- Повышать у детей уверенность в себе 1. Приветствие
2. Прослушивание рассказа о котике и козлике
3. Рисование по воображению.
4. Сочинение коллективного рассказа
5. Прощание
20. «Мышка» - Знакомство с окружающим миром
- Развитие мышления, речи, моторики
- Повышать у детей уверенность в себе 1. Приветствие
2. Прослушивание рассказа о мышке
3. Рисование по воображению
4. Сочинение коллективного рассказа с помощью миниатюр
5. Прощание
21. «Тучка» - развивать эмоционально-чувственный опыт;
- совершенствовать диалогическую речь;
- развитие воображения, мышления
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива. 1. Приветствие
2. Прослушивание рассказа о тучке
3. Рисование тучки
4. Сочинение коллективного рассказа с использованием миниатюр
5. Прощание
22. «Жук» -развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива;
- создание благоприятных условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста. 1. Приветствие
2. Прослушивание рассказа о Жуке
3. Рисование жука
4. Сочинение коллективного рассказа с использованием миниатюр
5. Прощание
23. «Осьминог» - развивать эмоционально-чувственный опыт;
- совершенствовать диалогическую речь;
- развитие воображения, мышления
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива. 1. Приветствие
2. Прослушивание рассказа о Осьминоге
3. Рисование осьминога
4. Сочинение коллективного рассказа с использованием миниатюр
5. Прощание
24. «Путешествие на остров Сокровищ» - укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений;
- помочь чувствовать себя защищенным;
- развить у детей понимание обращенной речи, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;
- способствовать эмоциональному контакту между детьми и взрослым. 1. Приветствие
2. Просмотр презентации
3. Обсуждение и ответ на вопросы
4. Рисование отгадок на песке
5. Прощание
25. «Дом моей мечты» - развивать эмоционально-чувственный опыт;
- совершенствовать диалогическую речь;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива. 1. Приветствие
2. Сочинение рассказов про дом-мечты
3. Рисование дома
4. Украшение дома
5. Прощание
26. «Прогулка по парку» - развивать эмоционально-чувственный опыт;
- совершенствовать диалогическую речь;
- развитие воображения, мышления
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива. 1. Приветствие
2. Обсуждение
3. Рисование парка
4. Прощание
27. «Путешествие в сказочный город» - развивать эмоционально-чувственный опыт;
- совершенствовать диалогическую речь;
- развитие воображения, мышления
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива. 1. Приветствие
2. Прослушивание сказки
3. Рисование на песке
4. Релаксация
5. Прощание
28. «Город, где мы живем» - развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива;
- учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброту, инициативу, воспитывать усидчивость и терпение. 1. Приветствие
2. Рассказы детей, где они бывали с родителями
3. Рисование на песке
4. Релаксация
5. Прощание
ИТОГО: 28 занятий (по 4 занятия в месяц)
V. Календарный учебный график
№
п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения
1. октябрь 2 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Веселые вагончики» кабинет пескотерапии
2. октябрь 9 С 15: 50 до 16:05
16: 15-16:30 групповая 1 «Цветочная полянка» кабинет пескотерапии
3. октябрь 16 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Веселое путешествие» кабинет пескотерапии
4. октябрь 23 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Волшебные грибочки» кабинет пескотерапии
5. ноябрь 6 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Зонтики» кабинет пескотерапии
6. ноябрь 13 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Мячики» кабинет пескотерапии
7. ноябрь 20 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Ковер-самолет» кабинет пескотерапии
8. ноябрь 27 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Лошадки» кабинет пескотерапии
9. декабрь 4 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Строители» кабинет пескотерапии
10. декабрь 11 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Сорока-ворона» кабинет пескотерапии
11. декабрь 18 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Охотники» кабинет пескотерапии
12. декабрь 25 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Ковер-самолет» кабинет пескотерапии
13. январь 10 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Волшебный кубик» кабинет пескотерапии
14. январь 15 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Куличики» кабинет пескотерапии
15. январь 22 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Солнышко» кабинет пескотерапии
16. январь 29 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Корабль» кабинет пескотерапии
17. февраль 5 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Рыбка» кабинет пескотерапии
18. февраль 12 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Цыплятки» кабинет пескотерапии
19. февраль 19 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Котик и козлик» кабинет пескотерапии
20. февраль 26 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Мышка» кабинет пескотерапии
21. март 5 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Тучка» кабинет пескотерапии
22. март 12 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Жук» кабинет пескотерапии
23. март 19 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Осьминог» кабинет пескотерапии
24. март 26 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Путешествие на остров Сокровищ» кабинет пескотерапии
25. апрель 2 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Дом моей мечты» кабинет пескотерапии
26. апрель 9 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Прогулка по парку» кабинет пескотерапии
27. апрель 16 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Путешествие в сказочный город» кабинет пескотерапии
28. апрель 25 С 15: 50 до 16:05
16:15 до 16.30 групповая 1 «Город, где мы живем» кабинет пескотерапии
VI. Условия реализации программы
Описание материально-технического обеспечения
• Световой песочный стол
• Поднос для мокрого песка
• Песочница с крышкой
• Цветной песок
• Кинетический песок
• Сюжетные игрушки (фигурки животных, растений, звездочки, камушки, плоды, персонажи людей, виды транспорта и т. д)
• Коктейльные трубочки
VII. Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке : Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.
3. Песочное рисование / Алена Войнова. – Изд. 2-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2014. – 109, [3] c. : ил. – (Город мастеров).
4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 80с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». - СПб. : Речь, 2006 – 208 с.
6. Тупичкина Е. А., - «Мир песочных фантазий», - М. : 2016 – 40 с.