Дьяченко Юлия
Дополнительная программа для средней группы «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
Направленность: социально-педагогическая.
Объем программы : 1 раз в неделю, продолжительность от 15 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.
Формы обучения: занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, во вторую половину дня.
Форма организации занятия - групповая, индивидуальная.
Занятия проводится один раза в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами по 10 – 15 человек. Это дает возможность педагогу:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
• работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);
• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»)
Методы обучения:
- информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;
- игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;
- наглядные: иллюстрации, показ, презентации мультимедиа;
- практические: выполнение практических действий детьми (экспериментирование)
Тип занятия: познавательно-исследовательский.
Формы проведения занятий: очная (беседы, наблюдения, опыты).
Срок освоения программы : рассчитана на два учебных года – 72 занятия 1 раз в неделю: первый год обучения для детей 3-4 лет и второй год обучения для детей 4-5 лет по 36 занятий в год.
Режим занятий: образовательная деятельность кружка «Юные исследователи» проводится 1 раз в неделю во 2 половину дня. Продолжительность занятия – от 15 до 20 минут в зависимости от возраста детей.
1.1. Цель работы кружка: развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
Задачи:
• Развивать познавательный интерес детей.
• Развивать воображение и творческую активность.
• Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
• Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
• Формировать познавательные действия, становление сознания.
1.3. Содержание программы.
Учебно-тематический план работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Блок 1 «Растение»
Сентябрь 1 Рассматривание плодов и семян Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян.
2 Условия, необходимые для роста растений Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.
3 В маленьком семени прячется растение Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.
4 «Живая» коллекция. Познакомить с коллекцией семян и плодов тропических растений, которые у нас можно вырастить только в специальных (тепличных) условиях: цитрусовые, авокадо, хурма, киви и др. Вызвать желание вырастить необычное растение.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Блок 2 «Почва»
Октябрь 1 Опыты с овощами. Рассмотреть строение овощей через лупу, в микроскоп – они состоят из мелких частичек. Проращивание собранных на огороде моркови, салата – что с ними происходит, если не собрать осенью.
2 Как устроена «Волшебная кладовая» Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина).
3 Знакомимся с песком и глиной Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
4 Свойства песка и глины Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Блок 3 «Природные материалы»
Ноябрь 1 Песок – природный материал. Песочные чудеса Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок.
2 Глина – природный материал Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.
3 Животные и песок Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.
4 Какими бывают камни Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Блок 4 «Воздух и вода»
Декабрь 1 Как человек использует камни Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.
2 Воздух – первое знакомство: вдох – выдох
Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы. Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики. Доказать, что без воздуха нельзя прожить.
3 Вода – самое удивительное вещество на Земле Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.
4
Замершая вода Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.
Что такое пар?
Как вода впитывается!
Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.
Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Блок 5 «Компас»
Январь 1 Неутомимая путешественница Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
2 Магниты Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать.
3 Вокруг твоего магнита Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.
4 «Компас» Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Блок 6 «Магниты»
Февраль 1 Игры с магнитами Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.
2 Притягивание через предметы Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.
3 Как человек использует магниты Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.
4 Свет повсюду Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Блок 7 «Физические свойства»
Март 1 Свет путешествует Дать представление о движении света
2 Что такое зеркало? Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы.
3 «Электричество» Познакомить детей с понятием «электричество»
4 «Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи» Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Блок 8 «Время»
Апрель 1 «Далеко-близко» Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
2 «Время» Изучать время. Познакомить детей с часами.
3 «Стрелки на часах» Показать и научить детей различать стрелки на часах
4 «Дни недели» Познакомить с календарем
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Блок 9 «Календарь»
Май 1 «Календарь» Начать изучать календарь
2 «Сказки» Вместе сочинять сказки на тему «Время года»
3 «Цветы» Сажать цветы в огороде
4 «Клумбы и огород» Сажать растения и овощи.
Учебно-тематический план работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
• Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают? Почему мячик катится);
• Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
• Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Блок 1 «История воды и воздуха»
Блок 2 «Что на поверхности»
«Открытый урок»
Блок 3 «Предметы с секретом»
Блок 4 «Что мы знаем о себе?»
«Итоговая аттестация. Мастер класс для родителей»
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Сентябрь 1
«История воды и воздуха»
Тема: Что растворяется в воде?
(соль, сахар, песок, крупа).
Цели: развивать представление о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий.
2
Что на поверхности?
(свойства песка, почвы, глины) Тема: Рыхлая и твердая почва.
Цели: развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям.
3
Предметы с секретом
(свойства веществ и материалов) Тема: Пройдем по лужам?
Цели: познакомить со свойством
резины – непромокаемостью;
учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять
практические действия.
4
Что мы знаем о себе?
(организм человека)
Тема: Что может нос?
Цели: развивать интерес к опытно-
экспериментальной деятельности;
умения выделять особенности
исследуемого объекта, обогащать
полученные знания, самостоятельно
формулировать выводы.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Октябрь 1
«История воды и воздуха»
Тема: Испарение (1-я часть)
Цели: расширять представления о
свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских
действий; развивать познавательный интерес.
2
Что на поверхности?
(свойства песка, почвы, глины) Тема: Почему осенью бывает гряз-
но?
Цели: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду;
продолжать обучать способам исследования; развивать мысли -
тельные процессы (анализ, обобщение, сравнение)
3
Предметы с секретом
(свойства веществ и материалов) Тема: Магнитная задачка.
Цели: познакомить с магнитом,
его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования
различных объектов; развивать ин-терес к исследованиям.
Часы Изучение времени
4
Тайны живой природы
(мир растений и животных) Тема: Для чего растениям плоды?
Цели: формировать представление
о развитии растений; привлекать
к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера;
закреплять умение устанавливать
взаимосвязь между объектами
исследования.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Ноябрь 1
«История воды и воздуха»
«Компас»
Тема: Чем пахнет вода?
Цели: познакомить со свойством воды (в чистом виде не имеет запаха,
но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера.
Изучение компаса
2
Что на поверхности?
(свойства песка, почвы, глины) Тема: Превращение песка и глины.
Цели: познакомить с некоторыми
свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления
окружающей действительности с
помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.
3
Предметы с секретом
(свойства веществ и материалов) Тема: Картон.
Цели: познакомить со свойствами
картона; совершенствовать умение
самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.
«Часы Делаем часы из картона
4
Тайны живой природы
(мир растений и животных) Тема: Почему животным тепло зимой?
Цели: познакомить с особенностями
приспособления животных к зиме
(теплая шерсть); закреплять умение
исследовать явления окружающей
действительности с помощью практических познавательных действий.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Декабрь 1
Что на поверхности?
(свойства песка, почвы, глины) Тема: Камни.
Цели: продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умение
устанавливать взаимосвязь между
объектами исследования; развивать
интерес к практическим действиям.
2
Предметы с секретом
(свойства веществ и материалов)
«Время» Тема: Деревянный мир.
Цели: продолжать знакомить детей
со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия;
развивать познавательный интерес.
Также запоминаем и повторяем время (цифры, стрелки)
3
«История воды и воздуха»
Тема: Как «растет» вода?
Цели: формировать у детей представление том, что уровень воды повышается при помещении в емкость
с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Открытый урок для родителей Показ результатов, которые успели получить за 4 месяца.
4
Тайны живой природы
(мир растений и животных) Тема: Как «растет» вода?
Цели формировать у детей понятие
о значении корня для роста и развития растений; закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.
Что мы знаем о себе?
(организм человека) Тема: Что «умеет» язычок?
Цели: продолжать знакомить детей
с организмом человека (функцией
языка); закреплять умение выделять
особенности исследуемого объекта,
обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно- экспериментальной деятельности.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Январь 1
«История воды и воздуха»
Тема: Где прячется воздух?
Цели: продолжать знакомить детей
со свойствами воздуха, выявить его
повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; раввивать познавательный интерес.
2
Что на поверхности?
(свойства песка, почвы, глины) Тема: Мерзнет ли песок?
Цели: продолжать знакомить детей
со свойствами сухого и влажного
песка (при его замораживании);
обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы;
развивать любознательность.
3
Предметы с секретом
(свойства веществ и материалов) Тема: Стеклянный мир.
Цели: познакомить со свойствами
стекла, продолжать учить детей
обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к
исследовательской деятельности.
4
Тайны живой природы
(мир растений и животных) Тема: Чем полезен холодный снег
для растений?
Цели: формировать у детей понятие
о взаимосвязи живой и неживой при
роды (польза снега для растений);
закреплять умение устанавливать
взаимосвязь между объектами исследования.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Февраль 1
Что на поверхности?
(свойства песка, почвы, глины) Тема: Сравнение свойств песка, глины и почвы.
Цели: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к
объектам исследования.
2
Предметы с секретом
(свойства веществ и материалов)
«Часы» Тема: Какие разные игрушки!
Цели: продолжать учить выявлять
свойства и качества материалов в
сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.
Закрепляем знания по теме «Время»
3
Тайны живой природы
(мир растений и животных) Тема: Расти, семечко, расти!
Цели: формировать у детей понятие
о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растений; закреплять умение исследовать
явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.
4 Предметы с секретом
(свойства веществ и материалов) Тема: Поплаваем?
Цели: учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет-
не тонет в воде, используя практические действия; развивать интерес
к объектам исследования.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Март 1
Предметы с секретом
(свойства веществ и материалов)
«История воды и воздуха»
Тема: Мыльные сказки.
Цели: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла,
закреплять умение устанавливать
взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям.
2
Четыре сезона
(природные явления) Тема: Почему тает снег?
Цели: формировать у детей понятие
о зависимости смены сезонов от
Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес.
3
Тайны живой природы
(мир растений и животных) Тема: Сажаем лук.
Цели: продолжать формировать у
детей понятие о том, что растениям
для роста необходимы вода и свет;
закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать
взаимосвязи между объектами исследования.
4
Что мы знаем о себе?
(организм человека) Тема: Ушки- «подслушки».
Цели: продолжать знакомить детей
с организмом человека (функцией
органа слуха); закреплять умение
выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные
знания; развивать познавательный
интерес.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Апрель 1
«История воды и воздуха»
Тема: На поиски воды.
Цели: продолжать знакомить детей
со свойствами воды (впитываемостью); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских
действий, развивать познавательный интерес.
2
Предметы с секретом
(свойства веществ и материалов)
Тема: Магнитная сила.
Цели: продолжать знакомить детей
с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследования объектов, развивать интерес к исследованиям.
3
Предметы с секретом.
Тайны живой природы.
Тема: Что природа создала?
Что сделал человек?
Цели: продолжать знакомить детей
с объектами природы и предмета –
ми, созданными человеком, учить
отличать объекты друг от друга;
развивать интерес к познавательно-
исследовательской деятельности.
4
Тайны живой природы
(мир растений и животных) Тема: Птичьи дома.
Цели: формировать у детей понятие
об особенностях жизни птиц весной
(постройка гнезд); включать детей в
совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать
любознательность.
Месяц Неделя Раздел
познавательно-исследовательской деятельности Темы,
цель совместной образовательной деятельности
Май 1
«История воды и воздуха»
Тема: Чистая вода.
Цели: продолжать знакомить детей
со свойствами воды, способами ее
очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера.
Мастер- класс для родителей Огород и цветы
2
Что на поверхности?
(свойства песка, почвы, глины) Тема: Ищем клад (на прогулке).
Цели: продолжать знакомить детей
со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью
практических познавательных действий, развивать интерес к объектам
исследования.
3
Что мы знаем о себе?
(организм человека) Тема: Видимые- невидимые отпечатки.
Цели: продолжать учить самостоятельно осуществлять практические
действия, развивать познавательный интерес.
4
«История воды и воздуха»
Отчетное открытое занятие.
Тема: Из чего «сделаны» облака?
(на прогулке).
Цели: продолжать знакомить детей
со свойствами воздуха; включать их
в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность. Показ умений родителям и сверстникам.
1.4. Планируемые результаты
• Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
• умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
• Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Учебный план программы для младшей группы (дети 3-4 лет) «Юный исследователь»
№ Наименование модулей Всего, ак. час. В том числе Форма контроля/ промежуточной аттестации
лекции практ. занятия
1 2 3 4 5 6
1. Блок 1. «Растение» 4 2 2 Беседа
2. Блок 2. «Почва» 4 2 2 Тестирование
3. Блок 3. «Природные материалы» 4 2 2 Опрос
4 Блок 4. «Воздух и вода» 4 2 2 Обсуждение результатов
5 Блок 5. «Компас» 3 2 1 Беседа
6 «Открытый урок» 1 0 1
7 Блок 6. «Магниты» 3 1 2 Саморефлексия
8 Блок 7. «Физические свойства»
4 2 2 Представление исследовательской работы
9 Блок 8. «Время» 4 2 2 Тестирование
10 Блок 9. «Календарь» 4 2 2 Самооценка
11 Итоговая аттестация
Мастер класс для родителей 1 0 1 Опрос
ИТОГО: 36 17 19
2.1. Учебный план программы для средней группы (дети 4-5 лет) «Юный исследователь»
№ Наименование модулей Всего, ак. час. В том числе Форма контроля/ промежуточной аттестации
лекции практ. занятия
1 2 3 4 5 6
1. Блок 1. «История воды и воздуха» 6 3 3 Опрос
2. Блок 2. «Что на поверхности» 7 3 4 Беседа
3. Блок 3. «Природные материалы» 7 3 4 Тестирование
4 «Открытый урок» 1 0 1
5 Блок 4. «Предметы с секретом» 8 4 4 Презентация исследовательской работы
6 Блок 5. «Что мы знаем о себе» 6 3 3 Самооценка
7 Итоговая аттестация
Мастер класс для родителей 1 0 1
ИТОГО: 36 16 20 2
2.2. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные исследователи»
Срок реализации программы 2 учебных года
с 1 сентября по 31 августа
Количество занятий в год 36
Недельная образовательная нагрузка (количество занятий кружка)/ Объем недельной образовательной нагрузки (мин.) Первый год обучения (младшая группа) –
1 занятие /15 мин
Второй год обучения (средняя группа) - 1 занятие /20 мин
Выходные Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ
Каникулы с 01 июня по 31 августа
с 01 по 09. января
• С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.