Александра Колдырева
Дополнительная общеразвивающая программа «Знатоки земли Кубанской»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа
«Знатоки земли Кубанской»
Разработчик: воспитатель Колдырева А. А.
Краснодар
2019 г.
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения
духовности, изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малойродины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам, к замечательной Кубанской земле.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Знатоки земли Кубанской“» размещена в разделах
- Кубань
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программа «Знатоки земли Кубанской» предназначена для проведения
занятий по краеведению в центре социальной реабилитации для
несовершеннолетних. Программа рассчитана на детей 3-17 лет. Она знакомит
детей с замечательной природой и природными богатствами Краснодарского
края, с его историческим, культурным наследием, с людьми, прославившими
Кубань, с теми, кто своим трудом дал нам возможность жить в мирном,
красивом, плодородном крае.
Чтобы занятия кружка по краеведению проходили интереснее
предлагаю ребятам выполнять различные творческие задания, размышлять над поставленными вопросами и заниматься проектной деятельностью.
Направленность программы
Туристско-краеведческая (Приказ от___).
Актуальность программы
Программа способствует развитию познавательных интересов, творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей воспитанников. Программа позволяет раскрыть возможности каждого ребенка, определить жизненные ориентиры.
Педагогическая целесообразность: программы заключается в том, что она способствует восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Отличительной особенностью программы является то, что в процесс обучения включена проектная деятельность с использованием компьютерных технологий.
Цель программы : изучение истории родного края, его природных
особенностей, культуры и традиций народов Кубани в доступной и интересной форме с учетом возрастных особенностей детей.
Задачи программы :
Образовательные: обучать работе с картой, формировать элементарные географические знания, умения и навыки,обучать нормам поведения в общественных местах.
Развивающие: развивать воображение,память, речь, мышление, развивать творческие способности.
Воспитывающие: воспитывать уважительное, бережное отношение к природе и историческому наследию края, воспитывать ответственность и самостоятельность в достижении своих целей, способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания и чувства гордости за своих земляков.
Адресаты программы : воспитанники социально - реабилитационного центра в возрасте от 7 до 18лет.
Срок реализации программы : 3 месяца
Объем программы : 18 часов
Формы организации образовательной деятельности: групповая (беседы, викторины, дидактические игры, подвижные игры, просмотр и обсуждение видеороликов, беседы).
Планируемые результаты.
Реализация программы позволит :
Формирование элементарных географических знаний;
Воспитание уважительного и бережного отношения к природе и историческому наследию края;
Обучить правилам поведения в общественных местах.
Формы аттестации и оценочные материалы.
Мониторинг эффективности работыосуществляется на всех этапах реализации программы в диагностических картах воспитанников. (ПРИЛОЖЕНИЯ №1, №2)
Кадровое обеспечение:воспитатели, социальные педагоги, имеющие высшее, среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материально-техническое обеспечение: комната для проведения занятий, канцелярские принадлежности для занятий, компьютер-ноутбук.
Содержание программы
1. «История земли Кубанской»
1.1. Теоретическое занятие: «Земля отцов - моя земля».
Знакомство с историческим прошлым Кубани, ее традициями, жизнью и культурными ценностями казачества.
1.2. Теоретическое занятие: «Устная история родного края».
Расширение представлений детей о видах и особенностях устного народного творчества на Кубани.
1.3. Теоретическое занятие: «Одежда жителей Кубани».
Уточнение представления о традиционной одежде кубанских казаков, воспитание гражданственности, патриотизма и любви к малой родине, а также уважение к обычаям предков.
1.4. Теоретическое занятие: «Народные ремесла на Кубани».
Знакомство с несколькими видами кубанских ремесел, воспитание нравственно-эстетическое отношения к миру и искусству, любви к малой Родине и ее культуре.
1.5. Теоретическое занятие: «Добрые соседи».
Раскрытие значения дружбы и отзывчивости. Развитие умения работать с картой. Поиск на карте Республики Адыгея и города Майкоп.
1.6. Практическоезанятие: «Кубань - мойотчийдом».
Закрепление полученных знаний детей об истории родного края. Способствовать развитию самоанализа и самооценки, умению опираться на доказательства и логику мышления.
2. «Береги землю родимую, как мать любимую»
2. 1Теоретическое занятие: «Географические особенности Краснодарского края».
Знакомство с особенностями климата, рельефа Краснодарского края. Знакомство с водными ресурсами. Воспитание чувства патриотизм, любви к своей малой Родине.
2.2. Теоретическое занятие: «По страницам Красной книги Кубани». «Зеленая служба Айболита».
Знакомство детей с Красной книгой Кубани, с растениями и животными, которым угрожает исчезновение.
2.3. Теоретическое занятие: «Заповедные тропы».
Знакомство с понятием «заповедник» и правилами поведения в заповеднике.
2.4. Теоретическое занятие: «Животный и растительный мир Кубани».
Совершенствование и закрепление знаний детей о природе Краснодарского края, формирование умения делать логические выводы и умозаключения.
2.5. Практическое занятие: «Защитим и сохраним природу родного края».
Формирование умения анализировать и обобщать полученные 'знания и применять их на практике, учить действовать в коллективе сверстников.
2.6. Практическое занятие «Моя малая Родина».
Развитие познавательных интересов, творческого мышления, любознательности. Создание коллажа «Моя Кубань».
3. «Ты Кубань, ты наша Родина»
3.1. Теоретическое занятие: «Кубань и житница, и здравница, и жемчужина России».
Знакомство с неповторимой красотой родного края и его достопримечательностями, формирование представление о том, что Кубань- важнейший сельскохозяйственный регион России, воспитание уважения к труду земляков.
3.2. Теоретическое занятие: «Краснодар - любимый город».
Знакомство детей с историей возникновения города и его достопримечательностями.
3.3. Теоретическое занятие: «Символы Кубани».
Знакомство детей с символикой Краснодарского края: гимном, гербом, флагом, воспитание патриотизма, уважения к традициям и гордость за свою Родину.
3.4. Теоретическое занятие: «Жизнь дана на добрые дела».
Расширение знаний о выдающихся личностях Кубани : ученых, писателей, художниках.
3.5. Теоретическое занятие: «Герои Великой Отечественной войны».
Знакомство с героическими страницами истории Кубани. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой край.
3.6. Практическое занятие: «Знай и люби свой край».
Обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе работы кружка и применение их на практике.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Бардадым В. П. Этюды о Екатеринодаре. - Краснодар,1992.
2. Бурматин А. Г. «Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной
войны. 1941-1945 годы» - Краснодар, 2009.
3. «Виды Екатеринодара» под. реп. Халимова А. Н. - Краснодар. 2008.
4. «История Кубани в датах» под. ред. Илюхина А. А. - Краснодар. 2000.
5. Короленко О. А. «Кубанские казаки. Материалы из истории кубанского казачьего войска». - Краснодар. 1997.
Дополнительная литература
1. Крылецкая А. И. «Животный и растительный мир нашего краю» - М., 2002.
2. «Сборник славы кубанцев : стихи, рассказы, письма и повести» сост. И. И.
Борец - Краснодар. 2008.
3. «Фольклор и этнография казачества» - Краснодар, 1997.
Интернет - источник
1. httr ://bibliofond.ru