Анастасия Адвахова
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые нотки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Югорка»
ПРИНЯТО
на заседании Методического совета
Заместитель заведующего
___ Л. А. Плотникова
Протокол №___ «___»___2020г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ ДСКВ «Югорка»
___ С. И. Орлова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Веселые нотки»
[/i]
(Сопровождение одаренного ребенка, имеющего музыкальные способности)
Возраст обучающихся 5 - 7 лет
Срок реализации 1 год
Автор программы:
Адвахова Анастасия Константиновна,
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Веселые нотки“» размещена в разделах
музыкальный руководитель
Покачи
2020 год
Пояснительная записка
Направленность программы: Художественно-эстетическое.
Программа сопровождения одаренного ребенка, имеющего музыкальные способности разработана для обучающихся 4-7 лет, которые получают общеобразовательную подготовку согласно учебному плану Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида «Югорка».
Расширенное изучение вокального искусства предусматривает разделы: музыкально – теоретическая подготовка, вокальная работа, средства музыкальной выразительности, концертно – исполнительская деятельность, музыкальные термины и понятия - 64 часа, они предназначены для детей, имеющих повышенную мотивацию к изучению предмета, что позволяет развивать свои интересы и склонности к той или иной области, которое понадобиться как при учебе, так и при подготовке к конкурсам различного уровня.
Программа дополнительных образовательных услуг по вокальному искусству предусматривает изучение дисциплин сверх образовательной программы, и обеспечивает уровень подготовки обучающихся выше базового. Программа имеет практическую направленность и реализуется в различных формах: беседы, практикум, концерты, конкурсы и др.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.
Программа предполагает индивидуальную форму обучения. Необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т. к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.
Для детей 4-7 лет характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование отдельных мотивов, пение произведений акапелла и в сопровождении фортепиано, использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения.
Учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия детям предлагаются так же полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Новизна и актуальность. За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.
Цель дополнительной образовательной программы - создание необходимых условий для бережного развития голоса, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу и, как следствие, развитие музыкальных способностей, заложенных в каждом ребенке.
Задачи дополнительной образовательной программы.
• Формирование элементарных представлений о музыкальной грамоте.
• Овладение навыками вокального исполнительства на основе усвоения программного материала;
• Развитие музыкальных способностей;
• Развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения.
• Профилактика заболеваний гортани; формирование правильной осанки, развитие дыхательной системы.
Дополнительная образовательная программа «Веселые нотки» реализуется с целью углубления знаний детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; обучения детей вокальным навыкам; формирования навыков общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; формирования навыков сценического поведения; формирования чувства прекрасного на основе классического и современного музыкального материала; развития музыкально-эстетического вкуса; развития музыкальных способностей детей.
Сроки реализации: дополнительная образовательная программа по вокальному пению «Веселые нотки» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей от 4 -7 лет.
Формы и режим занятий:
Основная форма работы с детьми – занятия, которые проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий: в средней группе – 20 минут, в старшей группе не более 25 минут, в подготовительной группе не более 30 минут.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают
песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих
детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей, конкурсов.
Формы развития музыкальных способностей:
- развитие музыкального слуха,
- развитие вокальных данных,
- обучение азам нотной грамоты,
- знакомство с деятельностью композиторов,
- посещение концертов и лекториев и др.
Ожидаемые результаты обучения
• Наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
• Владение некоторыми основами нотной грамоты;
• Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
• Двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
• Стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
• Умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
Умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
Форма подведения итогов - концертная.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
Учебно - тематический план занятий
«Веселые нотки»
Всего (В) количество часов в год 64, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П).
№ п\п Кол-во часов (В) Тема Т П
2
1. 2 Вводное занятие
Музыкально – теоретическая подготовка
2. 6 Основы музыкальной грамоты. 2 4
3. 6 Развитие музыкальной памяти. Развитие музыкального слуха. 2 4
4. 5 Развитие чувства ритма. 1 4
Вокально – хоровая работа
5. 3 Прослушивание голоса. 3
6. 9 Певческая установка. Виды дыхания. 1 8
7. 6 Распевание. 1 5
8. 6 Дикция. 1 5
Средства музыкальной выразительности
9. 1 Кульминация. Динамика. 1
10. 1 Темп. Лад. Форма построения песни. 1
Музыкальные термины и понятия
11. 1 Термины вокального искусства. Понятия о звуках. 1
Концертно – исполнительская деятельность
12. 6 Открытые занятия. 6
13. 10 Праздники, концертные выступления. 10
14. 2 Итоговое занятие. 2
Итого: 64 часа
Содержание изучаемого курса
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка.
Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкально- теоретическая подготовка
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику
темп как основные средства выразительности.
Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных
инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокально – хоровая работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы.
Знакомство основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение
на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа
артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков.
Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Индивидуальная.
Средства музыкальной выразительности
Тема 1. Кульминация. Динамика.
Содержание. Знакомство с понятиями кульминация и динамика.
Форма. Практическая, игровая.
Тема 2. Темп. Лад. Форма построения песни.
Содержание. Знакомство с понятиями темп, лад, и формой построения песни.
Форма. Практическая, игровая.
Музыкальные термины и понятия
Тема1. Термины вокального искусства. Понятия о звуках.
Содержание. Знакомство с элементарными вокальными терминами и понятиями.
Форма. Практическая, игровая.
Концертно – исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для детей имеют концертные выступления, участие в фестивалях, конкурсах. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями ДОУ.
Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности,
заинтересовать, увлечь детей – основная задача педагога.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1. Наличие утвержденной программы.
2. Методические разработки по темам программы.
3. Наглядные пособия (портреты композиторов, таблицы)
4. Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература)
5. Музыкальные инструменты (бубен, ложки, барабан, треугольник, металлофон)
6. Электронно-методическое обеспечение (музыкальные произведения в СД записи)
7. Диагностический инструментарий
Список литературы.
1. Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» 2010 г.
2. Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
3. В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
4. В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».
5. О. А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
6. Ю. Рауль «Певческий голос».
7. Морозов В. П. «Биофизические основы вокальной речи».
8. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с. : нот.
9. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с. : нот.
10. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.