Екатерина Зотина
Дополнительная общеразвивающая программа «Учусь говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УЧУСЬ ГОВОРИТЬ»
Составила:
Зотина Екатерина Александровна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Новокузнецкий городской округ
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка….
3
2. Учебно-тематический план…
9
3. Методическое обеспечение программы… 16
4. Приложение…. 19
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Учусь говорить“» размещена в разделах
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста.
В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последние годы все больше и больше детей младшего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Что же делать, если ребенок предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или же его словарь составляет всего несколько слов? А может быть, он и говорит без умолку, но его речь совершенно непонятна окружающим? Важно оказать своевременную логопедическую помощь. Эффективность коррекционной работы с детьми младшего возраста обусловлена ранним выявлением речевой патологии, точностью диагностики, своевременной, качественной коррекцией, с учетом компенсаторных возможностей. При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, речевое развитие у детей трех – четырех лет, несмотря на сложность и тяжесть речевых нарушений, к пяти годам приблизится к возрастным нормам.
Разработка дополнительной программы «Учусь говорить» представляет полноценное методическое обеспечение для создания условий дополнительного образования в ДОУ.
Содержание и организация развивающих занятий, составленные по лексической тематике, содержат задания по расширению и активизации словаря, обучению словоизменению, формированию правильного построения фразы. Для составления предложений и рассказов широко используются картинно-графические планы. Конспекты по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия включают упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, просодической стороны речи, развитие артикуляции. В каждом занятии используются физминутки, которые помогают в решении поставленных задач, снимают напряжение. Они направлены на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, способствуют речевому развитию, четкому произношению, содействуют плавности и выразительности речи, развивают память. Практически в каждое занятие включены задания и упражнения по развитию когнитивных процессов ребенка.
Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Основанием для разработки рабочей программы послужили нормативные документы, как:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.
• Конвенция о правах ребенка.
Дополнительная программа «Учусь говорить» составлена на основе программ : «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Т. Ю. Бардышевой, Е. Н. Моносовой. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Н. В. Нищевой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Цель программы : осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать лексическую базу речи (активный, пассивный словарь, грамматическую сторону речи).
2. Развивать связную речь в процессе изучения лексических тем.
3. Развивать моторику артикуляционного аппарата и систему дыхания.
4. Формировать фонематическое восприятие.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Развивать речевое и неречевое дыхание.
7. Воспитывать культуру речевого общения.
8. Обучать детей грамматическим навыкам на основе развития психических функций.
Возраст детей: программа рассчитана на младший дошкольный возраст.
Срок реализации программы : программа рассчитана на один год обучения.
Периодичность занятий: 2 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 15 минут.
Форма организации детей: фронтальные.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
• Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
• Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
• Дыхательные и фонопедические упражнения.
• Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
• Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
• Упражнения на расслабление (релаксация). Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.
Содержание программы имеет коррекционно-развивающую направленность и носит индивидуально-дифференцированный характер, что позволяет раннее выявление, диагностику, профилактику и оказание помощи детям дошкольного возраста, имеющим речевые нарушения.
В основе методологического построения программы лежат следующие принципы:
Принцип системности отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития.
Деятельностный принцип определяет тактику проведения кружковой работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме.
Принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.
Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь).
Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Принцип развивающего обучения.
Принцип учета зоны ближайшего развития.
Принцип интеграции образовательных областей в организации коррекционно-развивающего процесса.
Учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
Результаты: систематические занятия по данной программе способствуют :
• коррекции звукопроизношения;
• развитию просодической стороны речи,
• формированию слоговой структуры слова;
• коррекции лексико-грамматической стороны речи;
• формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
Материально-техническое и информационное обеспечение
В ходе реализации программы «Учусь говорить» применяются современные педагогические технологии, сочетающие традиционное, игровое и развивающее обучение, эмоционально-смысловой подход к решению поставленных задач, используются компьютерные технологии, используется интерактивный подход в проведении практических занятий. На занятиях используется компьютер для просмотра видеофильмов.
Материальная база Программы состоит из :
• Методического кабинета.
• Компьютерной техники.
• Видеороликов с дидактическими играми развивающего характера.
• Наглядного материала: речевые профили, предметные картинки, серии картинок с развивающимся сюжетом, сюжетные тематические картины.
• Дидактических игр развивающего характера.
• Детской литературы.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самостоятельной деятельности ребёнка.
Планируемые результаты работы:
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми, полнота или частичность изучаемого материала. По завершению обучения дети овладеют следующим набором ЗУН:
- смогут выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов
- будут понимать и использовать формы множественного числа имен существительных,
- будут понимать и использовать некоторые форм словоизменения: окончание имен существительных, согласование имен прилагательных и существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов,
- овладеют навыками составления простых предложений по вопросам, по картинкам,
- будут иметь некоторые представления о временных понятиях ( части суток: день-ночь, времена года: осень, зима, весна, лето,
- будут уметь выделять цвет, форму, величину предметов, - овладеют количественными представлениями, соответсвующими данному возрасту (один-много)
- будут иметь представления о некоторых звуках речи, что способствует формированию фонематических процессов, а также правильному звукопроизношению,
- у детей расширится словарный запас по пройденным лексическим темам,
- у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба);
- Совершенствование мелкой и общей моторики.