Минова Надежда Петровна
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Соревнования PowerTech»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Соревнования PowerTech» технической направленности. Содержание программы предусматривает развитие способностей детей и подростков в направлении «техническое моделирование».
Актуальность программы обусловлена существующей потребностью модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи, стимулирования их познавательного интереса к различным видам техники и инженерно-техническим профессиям. В ходе изучения программы осваиваются основы инженерно-конструкторской деятельности, решаются практические задачи по созданию и программированию простых роботов.
Новизна программы. Программа «Соревнования PowerTech» представляет собой конструкцию, состоящую из набора самостоятельных, информационно завершенных и методически обеспеченных модулей, каждый из которых реализуется как отдельный образовательный маршрут в рамках подготовки к соревнованиям и олимпиадам технической направленности.
Программа обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, а также содействует зарождению и стимулированию интереса у учащихся к техническому моделированию, развитию рационализаторских навыков и воплощению конструкторских изобретательских идей.
В основу программы положена концепция развития познавательной и креативной сфер учащихся, их умения образно (а иногда и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами технического моделирования.
Отличительные особенности. Каждый модуль программы – это один из видов соревновательного направления, предполагающий сконцентрированное углубленное изучение определенной конструкторской задачи. Модули программы составлены с учетом требований конкурсных заданий технической направленности, обеспечивают оптимальную подготовку учащихся к этапам соревнований. Организованная конкурсная деятельность технической направленности, дает школьнику массу положительных эмоций, способствует развитию его творческого потенциала и создает предпосылки к дальнейшему осознанному выбору занятий техническим творчеством, профессиональному самоопределению.
Педагогическая целесообразность. Направленность модулей, заданные классы моделей определили следующую последовательность образовательного процесса:
- На начальном этапе освоения модуля преобладает репродуктивный метод. Учащиеся выполняют задания по образцу и строят одинаковые модели, используя готовые шаблоны и заготовки.
В практической деятельности изучаются технологии изготовления моделей, формируются навыки их изготовления, планирования своей деятельности. Постепенно репродуктивный метод заменяется частично-продуктивным, добавляются дополнительные знания, изучение иных технологий изготовления модели.
- На финальных этапах учащиеся изготавливают модель по собственному замыслу/проекту. Возможна также работа по образцу. Каждый из обучающихся может получить индивидуальную консультацию по выполнению модели. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся от 11 до 17 лет, увлекающихся техническим моделированием. Данный возраст характеризуется активными размышлениями о будущей профессии, желанием ощутить свою значимость в семье и обществе. Учащиеся набираются в группы по собеседованию/тестированию. Предполагается работа в разновозрастных группах, что обеспечивает новые возможности современных педагогических технологий и переход на другой качественный уровень обучения.
Наполняемость групп от 3 до 10 человек. Возможен дополнительный набор учащихся также после собеседования и тестирования по направлению модуля.
Особенности организации образовательного процесса включают:
разноуровневость обучения (создание условий для включения каждого учащегося в практическую деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития);
дифференцированный подход (использование на занятиях групповой работы, различных форм индивидуального сопровождения, работы наставнических пар, взаимообучения, участие в выставках технического творчества);
использование технологии проблемного обучения, проектной деятельности (педагог ставит конкретное практическое задание, учащийся сам, в паре или под руководством педагога находит решение);
поддержка и развитие активности, самостоятельности учащихся (малейшие успехи поддерживаются методами наблюдения и поощрения);
публичное обсуждение результатов (подведение итогов работы, обсуждение построенной модели, корректировка ее недостатков, выявление достоинств);
участие в международных конкурсах и соревнованиях, признание полученных результатов (публикация полученных результатов на сайте ВКонтакте, официальных сайтах МБУ ДО «СЮТ», Администрации города Норильска и т. д).
Срок реализации программы и объем. Программа имеет комбинированную схему построения. Реализация модулей может проходить как последовательно с прицелом на достижение определенного образовательного результата (линейная схема) – в этом случае программа рассчитана на два года обучения, так и параллельно (горизонтальная схема, предполагая приблизительно равный и относительно независимый вклад всех модулей в образовательный результат, тогда каждый модуль рассчитан на 72 часа и на один год обучения.
Форма обучения – очная.
Режим занятий регламентируется санитарными нормами и правилами, а также темой обучения.
Основная часть каждого из модулей предполагает проведение занятий по 2 академических часа в неделю (45 минут каждый) с перерывами на отдых 10 минут.
Цель программы: создание условий для развития познавательного интереса к техническому проектированию и конструированию, тренировки навыков изготовления моделей с дальнейшим их программированием.
Задачи программы:
Метапредметные:
развивать качества и навыки участия в соревнованиях;
развивать мотивацию к систематическим занятиям техническим творчеством;
формировать навыки анализа модели;
формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и оценивать правильность выполнения поставленной задачи.
Личностные:
воспитать технологическую культуру;
воспитать чувство коллективизма, ответственности;
развивать умения работать в команде;
формировать интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;
развивать усидчивость и волю в достижении конечного результата;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные:
формировать знания и умения в области обработки материалов ручным инструментом;
изучить основы технической терминологии и простейших конструкторских понятий;
изучить основные узлы моделей, виды соединения деталей и способы изготовления моделей;
модуль «Эстафета»:
формировать знания и умения в области физических законов движения;
формировать навыки технического моделирования в процессе создания и сборки механизмов определенного принципа движения (вращение, колебание, ползание, посредством четырех и множества опор);
модуль «Восьмерка»: формировать понятие электрическая цепь и основные законы электричества; изучить принципы работы и назначения электрических элементов и датчиков; изучить основы программирования микроконтроллеров на языке С++; освоить навыки чтения принципиальных схем и их сборки; освоить навыки использования электрических элементов, модулей и датчиков;
освоить навыки программирования микроконтроллера Arduino на языке С++; изучить основные понятия «алгоритм», «исполнитель» «робот», «объект», «система», «модель».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные:
развиты качества и навыки участия в соревнованиях;
развита мотивация к систематическим занятиям техническим творчеством;
сформированы навыки анализа модели;
сформированы умения самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и оценивать правильность выполнения поставленной задачи.
Личностные:
воспитана технологическая культура;
воспитаны чувство коллективизма, ответственность;
развиты умения работать в команде;
сформировано интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;
развиты усидчивость и воля в достижении конечного результата;
развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные:
сформированы знания и умения в области обработки материалов ручным инструментом;
изучены основы технической терминологии и простейших конструкторских понятий;
изучены основные узлы моделей, виды соединения деталей и способы изготовления моделей.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:
Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждого раздела в форме выполнения практических заданий, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии учащихся. Результаты контроля фиксируются в индивидуальной карточке учета результатов учащегося по образовательной программе.
Форма проведения: собеседование, тренировочные запуски моделей, соревнования.
Методы контроля: опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, моделей, оценка качества модели в движении, самопроверка.
Промежуточная аттестация – проводится в середине и в конце учебного года по изученным разделам для выявления уровня освоения содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Форма проведения: зачет, тестирование, практическая работа, соревнование. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в протоколе. Система оценивания зачет/незачет.
Основной формой подведения итогов работы учащихся по освоению дополнительной общеобразовательной программы «Соревнования PowerTech» является результат участия в конкурсах и соревнованиях технической направленности.
Оценочные уровни (шкала оценки знаний и умений):
1. Низкий уровень обучения – уровень не освоения основных умений и понятий, заниженный уровень самостоятельности и активности; участие в конкурсах и соревнованиях технической направленности на локальном уровне (уровень МБУ ДО «СЮТ»).
2. Средний уровень обучения – уровень полного освоения умений и понятий (с незначительными недочетами, уровень значительной самостоятельности и активности; призеры конкурсов и соревнований технической направленности на локальном уровне, участники конкурсов и соревнований технической направленности на городском/региональном уровне.
3. Высокий уровень обучения – уровень полного освоения умений и понятий, высокий уровень самостоятельности и активности; призеры городских/региональных, участники и призеры всероссийских и международных конкурсов и соревнований технической направленности. Промежуточная аттестация и текущий контроль по программе «Соревнования PowerTech» проводится в соответствии с Положением о порядке текущего контроля качества прохождения дополнительных общеобразовательных программ, промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СЮТ», утвержденным приказом директора от 26.01.2021 №11.
Уровень освоения обучающимися умений и понятий определяется по результатам соревнований различного уровня.