Щукина Ирина Владимировна
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная сенсорика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Занимательная сенсорика» рассчитана для детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 20 апреля 2021 г.).
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Занимательная сенсорика“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.01.2019 № 31).
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила. ")» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 декабря 2020 г. № 39 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"»
Срок реализации данной программы – 1 год.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).
Цель Программы : развитие умственных способностей у детей среднего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие сенсорной направленности. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.
Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение года, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1. Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 8 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 4 градации величины.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
3. Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
4. Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «вес», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной. Подбирать предметы по 1 – 2 качествам (цвет, размер, материал т. п.). Ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева. Различать правую и левую руку. Ориентировка во времени (день – ночь, утро – вечер).
5. Сохранение здоровья.
Ожидаемый результат:
Дети научатся:
• группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : по цвету, форме, величине, материалу;
• соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;
• устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
• разным способам обследования предметов.
У детей обогатится чувственный опыт и умение фиксировать его в речи.
К концу реализации программы дети должны знать и уметь:
Различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий».
Умение видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»
Понимать вопрос «сколько?», «поровну ли?», «чего больше (меньше?».
Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну.
Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте)
Узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) называть их.
Различать 8 цветов основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый) знать чёрный и белый и оттенки голубой, розовый.
Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Наименование День недели Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год
Кружок «Занимательная сенсорика»
День недели-Четверг
Количество занятий в неделю-1
Количество занятий в месяц 4 - 5
Количество занятий в год-48
Длительность кружкового занятия: для детей средних групп 20 минут.
Место проведения кружка – групповая комната.
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по развитию сенсорики. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.
Содержание программы.
Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. В начале года я провела диагностику по трем разделам: цвет, форма, величина. Результаты диагностики показали, что дети выполняли элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При этом я видела, что дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала. Дети не понимали их значения и не фиксировали внимание на них. Я, обучала малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добивалась, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Поэтому целью своей работы поставила: развитие сенсорных эталонов через дидактические игры.
На пятом году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.
Для детей пятого года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Описание форм и методов проведения занятий.
Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры
Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!
1. Дидактические игры и игровые упражнения.
2. Занимательные задания и игры-соревнования.
3. Изобразительная и творческая деятельность.
• наглядный метод обучения и метод практических действий.
• ориентировочно-исследовательскаядеятельность.
• методы проблемно-поисковогохарактера.
• моделирование и кодированиеинформации.
Подготовка развития сенсорного воспитания осуществляется в три этапа
Перспективный план работы
по развитию сенсорики «Занимательная сенсорика»
для детей 4-5 лет.
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы
Дидактические игры по сенсорному развитию.
Список литературы:
1. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1983.
2. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. / Н. В. Краснощёкова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
3. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И. В. Равич- Щербо. - М. : Педагогика, 1988.
4. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981.
5. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. - М. : Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
6. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н. Н. Поддьякова. - М., 1984.