Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Речь и Я»

Татьяна Стародубцева
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Речь и Я»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность и практическая значимость программы.

Роль родного языка в воспитании детей очень велика. Через речь ребенок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передать ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности, «экспериментирует» со словом, создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведет к овладению всеми богатствами родного языка.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Речь и Я“» размещена в разделах

В наше время информационных технологий недостаток развития речи является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять свое речевое творчество - не умеют. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное развитие родной речи. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте и формируются предпосылки для этого. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных дополнительных образовательных технологий, обновления содержания работы с детьми по речевому развитию в дошкольном образовательном учреждении. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. Основными задачами речевого развития дошкольника являются:

— владение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на следующие задачи:

— развития диалогической речи дошкольников;

— развития речевого творчества;

— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литерату. Подобные приоритеты расставлены не случайно:

- Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения;

- Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии;

- Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

Новизна программы заключается в следующем:

1. Формировании личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;

2. Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;

3. Формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т. д.).

4. Наличие для реализации программы методических пособий для взрослого и рабочих тетрадей для ребенка.

7. Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

Отличительные особенности программы:

Особенностью программы является ее тесная взаимосвязь с другими образовательными областями:

Познавательное развитие:

- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Социально-коммуникативное развитие:

- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие:

- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность заключается в правильно подобранных методах, формах и средствах образовательной деятельности. Проведение занятий предполагает использование широкого спектра методических средств.

Педагогические технологии:

- технологии группового обучения;

- технологии дифференцированного обучения;

- технологии развивающего обучения.

Цель программы состоит в том, чтобы создать условия ребенку творчески осваивать нормы и правила родного языка, формировать умения гибко их применять в конкретных ситуациях.

Задачи программы:

Образовательные:

- Формирование и развитие фонематического слуха;

- Развитие произносительных умений;

- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;

- Знакомство со слоговой структурой слова;

- Расширение словарного запаса детей;

- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа;

- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;

- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

- Учить отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед группой детей, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям

Содержание программы

Сентябрь

1. Пересказ сказки «Лиса и рак»

Закрепить знания о русских народных сказках. Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, воспитывать отрицательное отношение к обману, учить детей говорить правду.

2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Октябрь

Расширить словарный запас. Дать объяснения тому, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой. Учить отличать рассказ от простого набора предложений.

3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»

Учить находить основные признаки четырех времен года. Видеть все времена года привлекательными. Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающему миру.

4. «Составление рассказа по скороговорке»

Развивать речь, положительную мотивацию к изучению нового материала. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, уметь выслушивать ответы сверстников.

5. «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Рассмотреть картинки с изображением диких животных, объяснить значение слов шиворот, окунать. Разучивание пальчиковой игры про медведей.

6. Составление рассказа по картинам «Мы играем в кубики»

Вспомнить, как называются детёныши животных. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Ноябрь

7. «Составление рассказа на темы стихотворений»

Рассказ ребенку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

8. Составление рассказа на заданную тему

Учить отгадывать ситуативные загадки, сужая поле поиска.

9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Формирование самостоятельного и произвольного мышления. Развитие устной речи дошкольника.

10. Составление рассказа по картине «Ежи»

Закрепить умение описывать внешний вид персонажей, их поступки. Развивать речь, воспитывать желание помогать и заботиться о других.

Декабрь

ставление рассказа на тему «Домашнее животное»

Учить составлять короткий описательный рассказ по картине; закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; использование описания героев.

12. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки; закреплять представления о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные.

13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта.

14. Составление рассказа по картине «Река замерзла»

Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей; учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету.

Январь

15. Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Развивать и закреплять умение составлять рассказ по картинке, Придумывать самостоятельно сюжет.

16. Составление рассказа на темы скороговорок

Активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов; учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

17. Пересказ сказки «Петух да собака»

Познакомить со сказкой, учить давать оценку поступкам героев. Обогащать словарный запас.

18. Составление рассказа по картине «Северные олени»

Продолжать учить детей составлять описательный рассказ, используя, в речи слова – сравнения; вести диалог используя доказательства.

Февраль

19. Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Дать понятие того, что сказка учит различать вымысел и реальность. Преподносит многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

20. Ознакомление с предложением

Учить составлять предложение с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и находить целесообразную форму передачи этого содержания. Включать в рассказ описание природы; активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снеговик, снежинка и т. д.)

21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Продолжать учить детей раскладывать картинки по порядку. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки.

22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком»

Учить детей составлять небольшие сказки по сюжетным картинкам. Закреплять умение самостоятельно придумывать сказку, на заданную тему, передавая сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки.

Март

23. «Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»

Учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин. Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

24. «Составление рассказа на заданную тему.

Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа.

25. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

Развивать способность самостоятельно придумывать событие, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность.

26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Совершенствовать умение у детей придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; продолжать развивать умение пересказывать текст.

Апрель

27. Сочинение на тему «Приключения зайца»

Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

28. Составление рассказа на предложенную тему.

Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра. Работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задание на слово образование; учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Закрепить умение детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста; воспитывать умение понимать смысл пословиц.

30. Составление рассказа по картине «Зайцы»

Продолжать учить детей видеть красоту природы, формировать и уметь высказывать свои мысли; составлять небольшой рассказ на определённую тему.

Май

31. «Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»

Закрепить умение строить предложение, закрепить умение обобщать предметы. Закрепить представление о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение замечать красоту вокруг себя.

32 «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Воспитывать интерес к природе, учить беречь её, любить. Развивать наблюдательность, мышление, память. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Речь и Я»
Опубликовано: 27 сентября 2021 в 09:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Речь и Я»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Стародубцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД