Валентина Ланцова
Дополнительная образовательная программа по фитбол-аэробике «Спортивные таланты»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастной состав детей 6-7 лет
Срок реализации программы - 1 год
Содержание
Пояснительная записка….
Цель программы….
Условия реализации программы….
Принципы программы…
Ожидаемые результаты….
Оборудование программное обеспечение….…
Учебно-тематический план….…
Библиографический список ….
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная образовательная программа по фитбол-аэробике „Спортивные таланты“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Программа «Спортивные таланты» (далее «Программа») имеет социально-личностную направленность и посвящена актуальной проблеме – укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.
Программа разработана на основе собственного опыта автора с использованием рекомендаций Е. Г. Сайкина, С. В. Кузьмина взятыми из пособия фитбол-аэробика для детей "Танцы на мячах".
Слово «фитбол» стоит из двух английских – «фит» («fit», что означает - поддержка и «бол» («ball») - мяч. «Фитбол» (fitball) в переводе на русский язык - это «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях (5). Такие мячи имеют различные названия: Resist-a-boll, Body ball, Swiss – ball.
В нашей стране их называют гимнастическими мячами, фитнес-мячами, а двигательная деятельность с ними - фитбол-гимнастика.
В фитбол-гимнастике применение мяча многофункционально: как предмета, как опоры, отягощения, тренажера, массажера, препятствия, ориентира
Актуальность программы заключается в том, что упражнения на мячах по своему воздействию на организм, вызывают большой интерес как у детей, так и у взрослых. Они обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.
Вибрация благоприятно воздействует на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Также она способствует лучшему оттоку лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, оказывает стимулирующее воздействие на функцию коры надпочечников, усиливает перистальтику кишечника, функцию желудка, печени, активизирует обмен веществ, улучшает работу сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма.
Упражнения сидя на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний как остеохондроз, сколиоз, неврастения и множество других. Они так же тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают положительный эмоциональный фон занятий.
Новизна Программы состоит в многофункциональности фитбол-аэробики и творческой самореализации детей.
Цель программы : содействовать гармоничному развитию личности ребенка через укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни посредством использования фитбол - гимнастики.
Содержание Программы распределено по 2 блокам: основы знаний и учебно-практический материал (умения, навыки и развитие двигательных способностей).
Практическая часть программы состоит из пяти разделов:
«Фитбол-гимнастика» (общеразвивающая направленность);
«Фитбол-танец» (танцевально-ритмическая направленность);
«Фитбол-атлетика» (общеукрепляющая направленность);
«Фитбол-коррекция»(коррекционно- профилактическая направленность);
«Фитбол - игра» (креативно- игровая направленность).
«Основы знаний» - теоретический раздел программы, представленный различными темами, без знания которых овладение практическим материалом является невозможным.
Весь учебный материал распределен на год обучения, дается последовательно и равномерно на каждом занятии.
Содержание тем включает в себя характеристику фитбол – аэробики и описание её влияния на организм занимающихся, правила поведения в зале и предупреждения травматизма, основы личной гигиены и здорового образа жизни.
«Учебно-практический материал» включает в себя формирование умений, навыков и развитие двигательных способностей средствами фитбол - аэробики, которые представлены:
«Фитбол-гимнастикой»,
«Фитбол-танцем»,
«Фитбол-атлетикой»,
«Фитбол-коррекцией»,
«Фитбол-игрой»,
а так же самостоятельными заданиями для детей, которые могут служить дополнением к изучению программного материала.
Условия реализации Программы
Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения для детей 6-7 лет. Изучение учебного материала осуществляется в логической последовательности в сочетании взаимосвязанных занятий, которые проводятся один раз в неделю из расчета 36 учебных часа в год, которые проводятся по продолжительности 25-30 минут в соответствии с требованием СанПиН.
Формы проведения занятий:игра, эстафета, творческое задание, концерт, праздник.
.
Принципы реализации программы :
При разработке программы базовой основой послужили теория и методика физического воспитания, оздоровительной физической культуры, детского фитнеса,врачебно-педагогический контроль.
Логику построения данной программы, её особый приоритет и перспективу обеспечивает соответствие принципам дидактики и специальным требованиям:
• непрерывности процесса обучения, которая обеспечивается механизмом преемственности между целями, задачами и содержанием отдельных разделов программы;
• целостности процесса обучения, предполагающей интеграцию основного и дополнительного образования;
• личностно-ориентированному характеру обучения, реализуемому посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения, соответствующих принципам построения учебных программ;
• наличию существенного оздоровительного эффекта, обусловленному участием в работе различных мышечных групп, возможностью длительного выполнения упражнений ритмичного характера (преимущественно, с аэробным механизмом энергообеспечения) и биомеханическим факторам (прежде всего, воздействию непрерывной вибрации на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы).
Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
• Словесный метод - создаёт у детей предварительное представление об изучаемом движение (объяснение, рассказ, беседы, команды, распоряжения и т. д.).
• Наглядный метод - показ упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов.
• Практический метод: упражнения, игровой и соревновательный.
• Метод психофизического тренинга.
Формы работы с дошкольниками
• просмотр презентаций, видеофильмов;
• разгадывание загадок;
• дидактические и подвижные игры;
• игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения);
• фотографирование цифровым фотоаппаратом;
• музыкальное сопровождение.
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты освоения дополнительной авторской образовательной программы «Фитбол-аэробика» :
- умение выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку;
- способность удерживать равновесие, иметь развитую мелкую моторику;
- способность поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами, умение оценивать свои движения и ошибки других;
- умение выполнять упражнения в паре со сверстниками, танцевальные упражнения с использованием фитболов;
- проявление самостоятельности, творчества, инициативы, активности, сформированность привычки к здоровому образу жизни.
Способы проверки ожидаемых результатов
В основу исследования физических качеств были положены общепринятые тесты, используемые в практике научных исследований Н. К. Меньшикова (1963, Б. А. Ашмарина (1985, В. Н. Тимошкина, описанные в специальной литературе.
Нами также использовались тесты, рекомендованные «Комплексной программой» по предмету «Физическая культура» (Лях В. И., Мейксон Г. Б., 2004).
Координационные способности детей фиксировались тремя тестами: «Прыжки ноги врозь – ноги вместе», «Челночный бег» и упражнением «Аист».
Тест «Наклон вперед» проводился для определения подвижности позвоночного столба.
Скоростно-силовые способности определялись следующими тестами: «Прыжок в длину с места», «Подъем туловища за 30 сек.», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа»
Тест «Удержание спины» определял статическую выносливость мышц спины
Тест «Бег 6 минут» характеризовал развитие общей (аэробной) выносливости.
Результаты диагностики фиксируются в таблицах наблюдения.
Оборудование и программное обеспечение спортивного зала :
1 фитбол-мячи;
2 коврики;
3 подборка музыкальных произведений;
4 фотографии;
5 диски для записи и хранения материалов;
6 устройство для просмотра мультипликационных фильмов:
7 DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.
Формы подведения итогов реализации Программы. Выстепление детей на городских, областных соревнованиях по аэробике, праздниках для родителей.
Учебно-тематический план
Основы знаний
1. Характеристика и содержание фитбол-аэробики.
2. Правила безопасности на занятиях фитбол-аэробикой и профилактика травматизма.
3. Основы личной гигиены занимающихся
№ Тема Содержание Количество
часов Теория Практика Виды
деятельности
детей
1 «Мой волшебный, звонкий мяч»
- ОРУ с мячом, упражнения «типа задания», игры 1. Дать представление о форме и физических свойствах фитбола 1 1
1 Чтение, беседа
Двигательная
игровая
2 «Веточка» Разучить правильную посадку на фитболе
1 1 Коммуникативная
Игровая
Двигательная
3 «Правила» Ознакомить с правилами техники безопасности выполнения упражнений на фитболе 2 2 Продуктивная
Коммуникативная Игровая
4 «Качели» Сформировать на полу)представление и разучить основные исходные положения на фитболе и с ним
1 1 Коммуникативная
Игровая
Продуктивная
5 Ознакомить с приемами самостраховки 1 1 Коммуникативная
Продуктивная
Музыкально-художественная
Фитбол-гимнастика (общеразвивающая направленность)
Цель: сформировать у детей умения, навыки и развития двигательных способностей.
Задачи:
- оптимизация роста и развитие опорно-двигательного аппарата;
- развитие координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости;
- формирование у дошкольников знаний о влиянии занятий фитбол - гимнастикой на организм, правилах техники безопасности на занятиях, профилактике травматизма;
- привитие навыков личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты);
- формирование навыков выразительности, пластичности в движениях;
- воспитание трудолюбия и стремления к достижению поставленной цели.