Татьяна Михайловна Бунякова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Безопасное колесо»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утверждённый протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №678-р);
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Безопасное колесо“» размещена в разделах
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467;
- Постановление Правительства Московской области от 29.01.2021 № 48/3
«Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере
на территории Московской области»;
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Письмо Министерства образования МО от 24.03.2016 №Исх-3597/21в
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП. 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Московской области» от 30.07.2019 № 460/25;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Устав МБОУ «___».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень программы – стартовый. Срок реализации - один год, реализуется в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) с применением механизмов социального заказа.
Актуальность программы обусловлена тем, что:
значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Цель программы :
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи программы обучения :
Обучающие
• Познакомить с историей правил дорожного движения.
• Помочь расширить общий кругозор по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
• Изучить правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
• Повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения РФ;
• Помочь учащимся в выработке навыков по оказанию первой доврачебной медицинской помощи людям, пострадавшим в ДТП;
• Изучить правовые основы по страхованию ответственных участников дорожного движения;
• Обучить фигурному вождению велосипеда
Развивающие
• Способствовать развитию самостоятельности и умения самостоятельно организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
• Развивать логическое и пространственное мышление, воображение, память, быстроту реакции, самообладание, находчивость.
Воспитательные
• Воспитывать у учащихся ответственность за свое поведение на дорогах;
• Сформировать у учащихся уважительное отношение к законам дороги, осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
• Сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Новизна, отличительные особенности данной программы :
Новизна образовательной программы заключается в том, что она является современным педагогическим средством формирования социальной компетентности обучающихся в вопросах безопасности жизнедеятельности. Программа предусматривает работу в трех направлениях : знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.
Основные характеристики организации образовательного процесса:
Программа реализовывается в периоды сентябрь- декабрь – 16 недель, 32 часа за период; январь- май- 20 рабочих недель, 40 часов за период.
Форма проведения занятий – аудиторные.
Форма организации занятий – групповая.
Возраст обучающихся по программе – от _9_ до _13 лет
количество групп – 1
наполняемость в группе – 15-20 человек
кол-во часов в неделю– 2 ак. ч.
кол-во часов в год – 72 ч.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- проблемный
Информационное обеспечение программы :
- аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Форма проведения занятий:
- очная;
Формы организации учебного занятия:
- беседа,
- лекция,
- «мозговой штурм»,
- открытое занятие,
- практическое занятие,
- презентация
Кадровое обеспечение программы – учитель МХК Бунякова Татьяна Михайловна
Курс обучение предусматривает теоретическую и практическую часть.
В теоретическую программу входит : изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием информационных технологий.
Практическая часть состоит: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части.
Программа не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний. Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально (с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям).
Формы обучения:
Для реализации программы ЮИД предусматриваются следующие формы организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная (участие в массовых мероприятиях).
Коллективная форма применяется при работе с информационным материалом во время теоретической части занятия, когда весь коллектив слушает и воспринимает новую информацию, участвует в ее обсуждении, при обобщении и обсуждении итогов занятия.
Групповая форма обучения применяется при решении групповых задач и принятии совместных решений.
Индивидуальная форма обучения применяется параллельно с коллективной формой проведения занятий в виде индивидуальных консультаций для:
а) одаренных детей, идущих впереди программы или выполняющих дополнительные задания;
б) обучающихся, испытывающих затруднения в какой – либо момент выполнения работы.
Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
· тематические занятия
· игровые тренинги
· разбор дорожных ситуаций на настольных играх
· экскурсии
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- выпуск стенгазет;
- разработка проектов по ПДД;
- встреча с работниками ГИБДД;
- участие учащихся в конкурсах по безопасности дорожного движения городского и областного уровней.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты: ·
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы
Предметными результаты:
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные, узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Основные требования к уровню освоения содержания программы :
В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- основные понятия и термины ПДД РФ;
- правила пользования общественным и личным транспортом;
- правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров;
- основы первой медицинской помощи;
- основные положения Правил дорожного движения РФ;
- основы страховой ответственности;
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться общественным транспортом;
- самостоятельно выбирать безопасный путь движения;
- оценивать свое поведение на дороге;
- оказывать первую медицинскую помощь.
- соблюдать ПДД в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда);
- применять свои знания правил дорожного движения на практике;
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальной ситуации на проезжей части;
- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно - транспортных происшествиях.
- владеть навыками фигурного вождения на велосипеде.
Контроль знаний и умений:
• зачеты;
• тестирование;
• соревнования;
• участие в конкурсах «Дорога глазами детей», «Безопасное колесо», «Марафон творческих программ»
Учебно-тематический план.
№
п/п
Название модулей и тем Количество часов
Формы аттестации и контроля
Всего Теория Практика
1
2
3
4
5
6
7
Модуль I. Правила дорожного движения
Правила дорожного движения и их история;
Некоторые понятия и термины «Правил дорожного движения»
Участники дорожного движения.
Дороги и их элементы;
Сигналы светофора и регулировщика.
Дорожные знаки.
Велосипед. Правила дорожного движения для велосипедистов. 32
2
2
3
7
5
11
2
32
2
1
2
4
2
3
1 -
-
1
1
3
3
8
1
Беседа, Практическая работа
Беседа
Практическая работа
Беседа, практическая работа
Практическая работа
8
9
10
11
12
13
14
Модуль II. Основы доврачебной медицинской помощи
• Средства оказания медицинской помощи.
• Раны. ПМП при ранениях.
• Характеристика различных видов кровотечения. Способы остановки кровотечений
• Характеристика различных видов травм. Правила и способы оказания первой медицинской помощи.
Ожоги. Правила оказания ПМП при ожогах.
ПМП при тепловых и солнечных ударах, обморожениях.
15
1
2
3
5
2
1
1 7
1
1
1
1
1
1
1 8
-
1
2
2
1
1
1
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
15 Модуль III. Основы страхования
5
3
2
16 Модуль IV. Фигурное вождение велосипеда
Элементы фигурного вождения велосипеда 15 - 15 Практическая работа
17 Модуль V. Диагностика сформированности ЗУН 2 - 2 Практическая работа
18 Модуль VI. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
3 - 3 Практическая работа
Итого: 72 44 28
Содержание учебного плана
Раздел: Правила дорожного движения
1. Правила дорожного движения и их история;
Теория: Правила дорожного движения и их история.
2. Некоторые понятия и термины «Правил дорожного движения»
Теория: понятия и термины «Правил дорожного движения»
3. Участники дорожного движения:
Теория: Водитель, пешеход, пассажиры.
Практика: Обязанности пешехода, водителя, пассажиров.
4. Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты.
Теория: Дороги и их элементы. Тротуар. Прилегающие территории. Границы перекрестков. Населенные пункты. Перекрестки.
Практика: Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Пересечение проезжих частей на перекрестках.
5. Сигналы светофора и регулировщика;
Теория: Сигналы светофора и регулировщика
Практика: Сигналы светофора и регулировщика
6. Дорожные знаки:
Теория: Предупреждающие знаки; Знаки приоритета; Предписывающие знаки; Знаки особых предписаний; Знаки сервиса; Знаки дополнительной информации; Запрещающие знаки; Информационные знаки
Практика: отработка знаний о дорожных знаках.
7. Велосипед. Правила дорожного движения для велосипедистов
Теория: Велосипед. Основные узлы, части велосипеда. Проверка велосипеда перед движением. Устройства безопасности на велосипеде. Правила дорожного движения для велосипедистов.
Практика: Техническое обслуживание. Движение по шоссе, дороге, велосипедной дорожке. Знаки для велосипедистов.
Раздел: Основы доврачебной медицинской помощи
1. Средства оказания медицинской помощи.
Теория: Медицинская аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Правила пользования. Специальные препараты. Подручные средства для оказания ПМП.
2. Раны. ПМП при ранениях.
Теория: Виды ран. Стерильность при обращении с раной. Асептика. Антисептика.
Практика: Правила наложения повязок (бинтовых, косыночных).
3. Характеристика различных видов кровотечения. Способы остановки кровотечений.
Теория: Виды кровотечений:
• Капиллярное;
• Венозное;
• Артериальное;
• Смешанное.
Практика: Способы остановки кровотечения:
• Пальцевое прижатие;
• Наложение жгута;
• Наложение давящей повязки;
• Максимальное сгибание конечности;
• Придание возвышенного положения конечности.
4. Характеристика различных видов травм. Правила и способы оказания первой медицинской помощи.
Теория: Характеристика различных видов травм и повреждений:
Ушибы; Вывихи;
Растяжения Переломы.
Практика: Способы оказания первой помощи пострадавшему. Виды переломов и правила оказания помощи при них. Правила и способы транспортировки пострадавших.
5. Ожоги. Правила оказания ПМП при ожогах.
Теория: Ожоги, степени ожогов, тяжесть и последствия ожогов. Причины ожогов.
Практика: Последовательность действий при ожогах. Правила оказания помощи при ожогах.
6. ПМП при тепловых и солнечных ударах, обморожениях.
Теория: Признаки тепловых и солнечных ударов.
Практика: Правила оказания ПМП при тепловом, солнечном ударах.
I I Раздел: Основы страхования
Теория: Договоры с родителями, опекунами, другими родственниками. Страховая сумма. Государственные страховые фирмы.
Практика:
V. Раздел. Фигурное вождение велосипеда
Элементы фигурного вождения велосипеда:
Практика:
• «Коридор из длинных досок»;
• «Коридор из коротких досок»;
• «Скачок через препятствие передним колесом»;
• «Змейка»;
• «STOP-линия»;
• «Качели»;
• «Восьмерка»;
• «Желоб»;
• «Ворота с подвижными стойками»;
• «Перенос предмета»;
• «Проезд с наклоном через препятствие»;
• «Езда по квадрату»;
• «S-образная дорожка»;
• «Слалом»;
• «Круг».
V Раздел: Диагностика сформированности ЗУН
Практика: Контроль знаний, умений, навыков на конец учебного года.
VI. Раздел: Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Практика: Участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, смотрах.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
№ Наличие Количество
1. Велосипед у каждого ребёнка свой
2. Аптечка 1 шт.
3. Инвентарь по фигурному вождению велосипеда 1 комплект
4. Спортивный зал 1
5. Спортивная площадка 1
6. Мультимедийный проектор 1
Методическое обеспечение программы
1. Знаки правил дорожного движения 1комплект
2. Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «А» и «Б» 1 комплект
3. Комплект тестов для проведения соревнований «БЕЗОПАСНОЕ КОЛЕСО». 1 комплект
Приемы и методы реализации учебно-воспитательного процесса
№ Темы занятий Форма проведения Методы и приемы Подведение итогов
1 Правила дорожного движения
Лекция
Практическое занятие
игра Наглядный
Словесный
Практический
тестирование
2 Основы доврачебной медицинской помощи
Лекция
Практическое занятие Наглядный
Словесный
Практический тестирование
3 Основы страхования
Лекция
Словесный
тестирование
3 Фигурное вождение велосипеда
Практическое занятие
конкурс Практический
соревнование
5 Диагностика сформированности ЗУН
Практическое занятие Практический
тестирование
6 Мероприятия воспитательно-познавательного характера. Конкурсы,
Соревнования,
игра Конкурсы,
Соревнования,
Выставки рисунков
Список литературы:
Список литературы, используемой педагогами для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Джихан О. Н, Петров С. В, Старых И. Л. Безопасность на дорогах и в общественном транспорте. Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009.
2. Коваленко В. И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. - М. :ВАКО, 2008
3. Лобашкина В. А, Яковлев Д. Е, Хренников Б. О, Маслов М. В. Безопасность дорожного движения : программы для системы дополнительного образования детей. – М. : Просвещение, 2009.
4. Материалы газеты «Добрая Дорога Детства"
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей по данной программе :
11. Извекова Н. А. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 2 класса. – 4-е изд. - М. : Просвещение 1979.
12. Извекова Н. А. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 3 класса. – 4-е изд. - М. : Просвещение 1979.
«Утверждаю»
МБОУ «___»
___
«___» ___ 2023_ г
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
«Безопасное колесо»
Срок обучения: 1 год, кол-во групп - 1
№ Месяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
Модуль 1. Учимся исследовать
1. Сентябрь 5 14-30 Комбинированное занятие 1 Правила дорожного движения и их история Наблюдение, практические задания
2. Сентябрь 7 14-30 Комбинированное занятие 1 Назначение правил дорожного движения Наблюдение, практические задания
3. Сентябрь 12 14-30 Комбинированное занятие 1 Основные понятия и термины ПДД Наблюдение, практические задания
4. Сентябрь 14 14-30 Комбинированное занятие 1 Основные понятия и термины ПДД Тестирование
5. Сентябрь 19 14-30 Комбинированное занятие 1 Участники дорожного движения. Наблюдение, практические задания
6. Сентябрь 21 14-30 Комбинированное занятие 1 Пешеход. Водитель. Пассажир. Наблюдение, практические задания
7. Сентябрь 26 14-30 Комбинированное занятие 1 Общие правила поведения участников дорожного движения. Наблюдение, практические задания
8. Сентябрь 28 14-30 Комбинированное занятие 1 Дороги и их элементы. Тестирование
9. Октябрь 3 14-30 Комбинированное занятие 1 Тротуар. Прилегающие территории. Наблюдение, практические задания
10. Октябрь 5 14-30 Комбинированное занятие 1 Перекрестки. Границы перекрестков. Наблюдение, практические задания
11. Октябрь 10 14-30 Комбинированное занятие 1 Проезжая часть. Разделительная полоса. Наблюдение, практические задания
12. Октябрь 1 14-30 Комбинированное занятие 1 Очередность проезда перекрестка Тестирование
13. Октябрь 17 14-30 Комбинированное занятие 1 Очередность проезда перекрестка Наблюдение, практические задания
14. Октябрь 19 14-30 Комбинированное занятие 1 Обеспечение безопасности движения на дорогах. Наблюдение, практические задания
15. Октябрь 24 14-30 Комбинированное занятие 1 Светофор. Типы и виды. Наблюдение, практические задания
16. Октябрь 26 14-30 Комбинированное занятие 1 Сигналы светофора. Светофорное регулирование. Тестирование
17. Октябрь 31 14-30 Комбинированное занятие 1 Сигналы регулировщика Наблюдение, практические задания
18. Ноябрь 7 14-30 Комбинированное занятие 1 Сигналы регулировщика Наблюдение, практические задания
19. Ноябрь 9 14-30 Комбинированное занятие 1 Сигналы регулировщика Наблюдение, практические задания
20. Ноябрь 14 14-30 Комбинированное занятие 1 Группы дорожных знаков Тестирование
21. Ноябрь 14 14-30 Комбинированное занятие 1 Предупреждающие знаки, знаки приоритета. Наблюдение, практические задания
22. Ноябрь 16 14-30 Комбинированное занятие 1 Предупреждающие знаки, знаки приоритета. Наблюдение, практические задания
23. Ноябрь 21 14-30 Комбинированное занятие 1 Предписывающие знаки, знаки особых предписаний Наблюдение, практические задания
24. Ноябрь 23 14-30 Комбинированное занятие 1 Предписывающие знаки, знаки особых предписаний Тестирование
25. Ноябрь 28 14-30 Комбинированное занятие 1 Знаки сервиса, знаки дополнительной информации Наблюдение, практические задания
26. Ноябрь 30 14-30 Комбинированное занятие 1 Знаки сервиса, знаки дополнительной информации Наблюдение, практические задания
27. Декабрь 5 14-30 Комбинированное занятие 1 Запрещающие знаки, информационные знаки Наблюдение, практические задания
28. Декабрь 7 14-30 Комбинированное занятие 1 Запрещающие знаки, информационные знаки Тестирвание
29. Декабрь 12 14-30 Комбинированное занятие 1 Дорожные знаки Наблюдение, практические задания
30. Декабрь 14 14-30 Комбинированное занятие 1 Дорожные знаки Наблюдение, практические задания
31. Декабрь 19 14-30 Комбинированное занятие 1 Велосипед. Наблюдение, практические задания
32. Декабрь 21 14-30 Комбинированное занятие 1 Правила дорожного движения для велосипедистов Тестирование
33. Январь 9 14-30 Комбинированное занятие 1 Средства оказания медицинской помощи. Наблюдение, практические задания
34. Январь 11 14-30 Комбинированное занятие 1 Раны. Тестирование
35
Январь 16 14-30 Комбинированное занятие 1 ПМП при ранениях. Наблюдение, практические задания
36 Январь 18 14-30 Комбинированное занятие 1 Характеристика различных видов кровотечения. Наблюдение, практические задания
37 Январь 23 14-30 Комбинированное занятие 1 Способы остановки кровотечений Наблюдение, практические задания
38 Январь 25 14-30 Комбинированное занятие 1 Правила наложения жгута. Тестирование
39 Январь 30 14-30 Комбинированное занятие 1 Характеристика различных видов травм Наблюдение, практические задания
40 Февраль 1 14-30 Комбинированное занятие 1 Правила и способы оказания первой медицинской помощи. Наблюдение, практические задания
41 Февраль 6 14-30 Комбинированное занятие 1 Правила наложения повязок. МБОУ «Черноголовская СОШ»
Здание 3 Наблюдение, практические задания