Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа для дошкольников

Светлана Набожева
Дополнительная общеразвивающая программа для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 95

Дополнительная общеразвивающая программа

духовно-нравственной направленности

«Родничок»

(срок освоения программы 2 года)

Принята

на педагогическом совете

МАДОУ д/с 95

Разработчик:

Набожева Светлана Алексеевна

Калининград

2019 г.

Пояснительная записка.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для дошкольников» размещена в разделах

Программа духовно-нравственного воспитания содействует духовному развитию детей, понятию что они являются частью великого русского народа, приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям и ко всем видам национального искусства. Именно так представляется стратегия развития личностной культуры детей, как основы их любви к Родине. Период дошкольного детства является одним из значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Актуальной становится задача объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи, создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Цель: объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создать единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Задачи:

--- формирование основ целостного духовно - нравственного и социального развития личности ребенка - дошкольника;

--- приобщение его к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно - нравственных традиций народа;

--- развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;

--- создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе.

Отличительные особенности программы : Стержневую основу кружка по духовно – нравственному и нравственно –патриотическому воспитанию дошкольников составляет программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность: старший возраст - 30 мин.

Группы ценностей, составляющих предметное содержание кружка :

Ценности родной культуры:

мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов. родная песня и народная игрушка.

Ценности внутреннего мира человека:

Вера, Надежда, Любовь, Мудрость.

Ценности деятельности человека:

праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека.

Нравственные ценности:

способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание

Социокультурные ценности:

семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

Ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России:

священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы, сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города

Структура организации образовательной области

Длительность Кол-во в неделю Кол-во в месяц Кол-во в год

25 минут 1 4 34

Формы работы с детьми

Рассматривание

Театрализованные игры

Ролевые игры

Дидактические игры

Чтение

Показ настольного театра

Беседы

Творческие проекты

Формы организации работы

Подгрупповая

Интеграция с другими образовательными областями.

Образовательная

область Образовательные задачи

1. «Физическое развитие» Создавать условия, способствующие устойчивой работоспособности и сопротивляемости организма утомлению.

Способствовать развитию координации, ориентировке в пространстве

Закреплять первоначальные умения беречь свое здоровье

2. «Социально-коммуникативное развитие»

Продолжать учить правильному поведению в общественных местах.

Продолжать формировать элементарные способы сотрудничества (договариваться, действовать согласованно, помогать друг другу, заботиться о своевременном завершении совместного задания);

Прививать желание жить бережливо, эстетически целостно.

Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к близким взрослым и сверстникам;

Воспитывать трудолюбие и ответственность;

Обеспечивать право выбора материалов, возможность самостоятельного принятия решений;

Развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать, при оценках своих и чужих поступков;

Способствовать освоению норм и правил жизни в обществе, в группе, выраженных в понятиях «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно»;

Помогать осознавать себя членом детского общества;

Поддерживать в ребенке уважение к себе.

3. «Познавательное развитие» Вести целостно-расчлененный анализ объектов: выделение целого, затем его частей, деталей, их пространственного расположения и далее объекта в целом;

Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами;

Поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, побуждать наблюдать за поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, питания, приспособления, способов передвижения.

Развивать сенсорные и умственные способности;

Учить определять положение того или иного предмета по отношению к другим предметам;

Помогать овладевать ориентировкой в пространстве

4. «Речевое развитие» - Формирование звуковой культуры речи

Формирование словаря

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

Развитие речевого творчества

Ознакомление с художественной литературы

5. «Художественно-эстетическое развитие» Знакомить детей с произведениями разных видов искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок

Использовать музыкальные произведения для обогащения содержания области.

Национально – региональный компонент

Продолжать показывать модели человеческих отношений и действий с помощью ролевых бесед о своеобразии труда, характерного для республики;

Расширить представления о предметах национального быта: мебели, орудиях труда, одежде, обуви ;

Обогащать и конкретизировать представления о родном городе;

Формировать представления о России ;

Продолжать расширять знания о труде взрослых, о значении этих людей в жизни республики, города;

Дать знания о природных богатствах края;

Способствовать расширению знаний о животном и растительном мире республики;

Через организацию наблюдений в повседневной жизни вызывать желание активизировать свои представления о родном крае, рассказывать об увиденном;

В процессе общения с людьми уточнять представления об особенностях языка.

Взаимодействие с родителями

Родители принимают активное участие в жизни группы. Педагоги используют различные способы вовлечения родителей в образовательный процесс:

1. Педагогические проекты;

2. Дни открытых дверей;

3. Информация на сайте ДОУ на страничке своей группы;

4. Создание группы в соцсетях;

5. Выпуск стенгазет для родителей;

6. Выпуск совместных стенгазет;

7. Педагогические беседы с родителями;

8. Тематические консультации;

9. Круглый стол;

10. Наглядная пропаганда;

11. Родительские собрания;

12. Совместное творчество;

13. Фотовыставки.

Перспективный план образовательной деятельности по программе кружка «Родничок». 1 год обучения

Месяц Тема Задачи Содержание Формы работы

Сентябрь «Верность родной Земле» - Подвести к пониманию того, что люди благодарны защитникам земли Русской. – Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего. Место где ты родился, дом, в котором живут твои родители, родной город или село – все это самые дорогие места на Земле – твоя Родина. Каждый человек должен любить свою Родину и быть верным ей. Верность проверяется делами. Так, солдат, принимая боевое оружие, обещает быть верным России, служить честно и защищать от врагов. Произведения для чтения детям: Л. Н. «Правду сказал» П. Воронко «Лучше нет родного края» Былины «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» Беседы: Кто такие богатыри? Каких русских богатырей вы знаете? Какие подвиги они совершали?

Октябрь «Святая вера» - Учить детей слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. Вера сопровождала человека всю жизнь. С верой человек начинал новое дела. Вера давала надежду, заставляла людей быть терпеливыми и милосердными. Без веры и дело не спорится, и доброе слово не молвится. Произведения для чтения детям: Б. Ганаго «Вера» Беседы: Что значит верить? Во что верят люди?

Ноябрь «Радость послушания» - Воспитывать доброе отношение к родным и близким. – Развивать у детей мотивации к послушанию взрослым. Послушание – умение слушаться взрослых. Взрослые обладают большим жизненным опытом. Они умеют отличать добро и зло, учат не делать ошибок на жизненном пути. В послушании проявляется наше уважение к взрослым. Произведения для чтения детям: А. Чумак «Колина совесть» Л. Ганаго «Мамин урок» Р. Н. С. «Гуси-лебеди» Беседы: Зачем необходимо слушаться взрослых? Почему мы должны прислушиваться к советам старших?

Декабрь «Светлая надежда» - Развивать умение слушать друг друга Человек должен жить надеждой. Надеяться на успешное завершение нового дела. И что бы не случилось, человек должен надеяться и верить; добро победит зло. Тяжело тем, кого покинула надежда. Сохранить надежду помогут вера, терпение, сила воли, любовь и верные друзья. Произведения для чтения детям: О. Александрова «Так сбылось предсказание» И. С. Шмелев «Рождество»

Январь «Доброе согласие» - Развивать внутренний мир ребенка, духовные переживания. – Воспитывать добрые отношения друг к другу. «Согласие да лад – для общего дела клад». Люди издавна усвоили: где в одиночку не под силу, то лучше всего объединятся. Согласие необходимо не только в деле, важно, чтобы согласие царило в самом человеке, его сердце, душе и уме. Произведения для чтения детям: Л. Толстой «Веник» Беседы: Почему для нас важно жить в согласии?

Февраль «Добрые друзья» - Научить чуткому, доброжелательному отношения к товарищам. – Побуждать к положительным, нравственным поступкам. Дружба – это прекрасный союз людей. Настоящая дружба крепка и нерушима. Друг первым приходит на помощь. Добрые друзья вместе играют, помогают друг другу, никого не обижают, заботятся друг о друге. Произведения для чтения детям: С. Козлов «Львенок и Черепаха поют песню» С. Михалков «Песенка друзей» А. Митяев «Дружба» Знакомство с пословицами: «Друзья познаются в беде» «Старый друг – лучше новых двух» Беседа: «Друг – это…»

Март «Добрые дела» - Пополнить знания детей о своих родных, друзьях. – Закреплять в памяти детей наиболее важные положительные моменты в жизни ребенка. Добрые человек любит весь окружающий мир и совершает добрые дела. Делать добро это: никого не обижать, помогать старшим, слушать родителей, говорить хорошие слова, делать добрые поступки, заботится о братьях наших меньших, хорошо учится и работать. Произведения для чтения детям: В. Осеева «Просто старушка» Д. Харкин «Как хомячок Ероша Зернышкин научился быть добрым» Знакомство с пословицами: «Дерево живет корнями, а человек делами» «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня»

Апрель «Мудрое слово» - Учить детей слушать и слышать других. – Воспитывать выдержку. Нет жизни без слов. Слова исходят из уст, но идут от разума и сердца. Слова бывают разные: вежливые, добрые, ласковые, слова прощения и покаяния, мудрые слова. Мудрые слова – это советы, к которым нужно прислушиваться. Мудрые слова мы можем слышать от взрослых, встречаем в сказках, пословицах, поговорках. Произведения для чтения детям: М. Пришвин «Как друзья познаются» В. Осеева «Волшебное слово»

Май «Мудрые люди» - Воспитывать уважительное отношение к старшим Мудрость – это соединение истины, правды и любви. С мудростью, верой, надеждой, любовью мы встречаемся в своей семье. Наши бабушки, дедушки поддерживают семью своим мудрым словом, советом. Произведения для чтения детям: Л. Толстой «Косточка», «Старик и яблоня» Беседы: Кого называют мудрым человеком? Какие мудрые слова вы слышали?

Перспективный план образовательной деятельности по программе кружка «Родничок». 2 год обучения

Месяц Тема Задачи Содержание Формы работы

Сентябрь «Сказочное слово» - учить осваивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый и др.) Все мы любим сказки. Вместе с их героями мы путешествуем, сопереживаем, веселимся, учимся мудрости. Сказочные слова «Жили были», «В некотором царстве, в некотором государстве…» настраивают нас на ожидание тайны и волшебства. Что же ждет героев впереди? Произведения для чтения детям: сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (послушание), «Крошечка Хаврошечка» (трудолюбие, «Морозко» (уважение к старшим), «12 месяцев» (победа добра над злом)

Разговор в круге: «Чему учит сказка?»

Октябрь «Напутственное слово» - Продолжить знакомить со словами, которые употребляют при отправлении в путь. – Способствовать сплоченности детского коллектива. Представьте себе небольшой домик, дорожку и старенькую бабушку, провожающую в дорогу сына. «Доброй дороги, сынок!» - говорит она ему в след. Или вокзал, гудок поезда и прощальные слова мамы: «До свиданья доченька! Счастливой дороги! Возвращайся скорей!» это все напутственные слова человеку, отправляющемуся в путь. Разговор в круге: Что можно пожелать человеку, который отправился в путь – дорогу? Какие напутственные слова говорят вам мамы и папы, идя с вами в детский сад?

Ноябрь «Жизненный путь» - Дать представления о том, что у каждого человека есть своя дорога жизни; - Подвести к пониманию того, что при отправлении в путь, при встрече нужно произносить традиционные слова. Каждый человек от рождения до старости проживает свою жизнь, в течении которой он переживает радость и грусть, рождение и прощание, полезные дела, интересные встречи, важную работу и защиту Отечества. Все это можно назвать словами – жизненный путь. Произведения для чтения детям: Б. Безлепкин, А. Шишов «Александр Невский» Разговор в круге: «Жизненный путь моих родителей» Как зовут ваших родителей? Чем они занимаются? Что ты можешь рассказать о своих родителях? Почему ты гордишься своими родителями?

Декабрь «Светлый образ» - Способствовать доброжелательному отношению в процессе общения в группе. У каждого есть альбом с фотографиями родных и близких, друзей. Лица их светятся улыбаясь вам. Вы мысленно разговариваете с ними, перелистывая странички. А верующие хранят иконы, образа. Они дошли до нас из глубины веков. Эти люди жили по правилам веры, надежды и любви, давали людям свет, знания. Учили жить в мире и единомыслии. Они как звездочки на небе продолжают светить и согревать нас. Произведения для чтения детям: О. Глаголева «Преподобный Сергий, Игумен Радонежский, всея Руси Чудотворец» Б. Безлепкин, А. Шишов «Сергий Радонежский»

Январь «Великий чудотворный образ» - Подводить детей к праведной линии жизни. – Дать представления о связи прошлого, настоящего, будущего. – Воспитывать доброжелательность и развивать целостное восприятие жизненного пути. Давным давно жил на свете царь Авгарь. И заболел он неизлечимой болезнью. Прослышал больной правитель о чудесных исцелениях, совершаемых Иисусом Христом и послал е нему живописца художника, чтобы тот нарисовал и привез изображения Святителя. Вокруг Христа была большая толпа народу и живописец не смог приблизиться. Пытался нарисовать, но рисунок не получался. Вдруг Иисус сам подошел к художнику, умыв лицо, отерся чистым платком и на нем чудесным образом отобразился его лик. И свершилось чудо – когда художник привез платок царю, тот исцелился. Образ укрепили над городскими воротами и эта Первоикона, сотворенная чудесным образом, хранила город. Произведения для чтения детям: О. Глаголева «Святитель Николай Чудотворец»

Февраль «Старание и терпение» - Развитие целостного восприятия. «Терпение и труд все перетрут» - говорит народная пословица. Вспомним сказку : С. Я. Маршака «12 месяцев» и русскую народную сказку «Морозко». Как были вознаграждены героини за старание, трудолюбие и терпение. Без старания и терпения не соткешь ковер, не вырастишь урожай, не станешь доктором или учителем. Произведения для чтения детям: Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Для чего нужны руки» Разговор в круге: «Зачем нужно совершать добрые дела»

Март «Мастера и рукодельницы» - Познакомить с трудом народных умельцев. – Учить детей видеть в узорах кружев элементы природы, вызывать любовь к природе, людям – умельцам. Наша Россия всегда славилась мастерами и рукодельницами. Сказ о тульском кузнице Левше, что подковал блоху, облетел всю землю. Мы пьем чай из тульских самоваров, греемся платками из Оренбурга, любуемся вологодским кружевом. Легкое, воздушное, ажурное, похожее на морозный узор окна, кружево вологодских умелиц ценится во все мир. Серебряные украшения великоустюгских мастеров нравятся модницам. А терем деда Мороза, построенный нашими умельцами – плотниками, похож на сказочный дворец. Произведения для чтения детям: Е. Триновап «Кружевные сказки» Разговор в круге: Кого называют мастерами своего дела? Что нужно мастерам? Рефлексия: Что вы чувствуете, когда что-то смастерили сами?

Апрель «Семейные традиции» - Пополнять знания детей о своих родных. – Воспитывать у детей любовь к родным и близким. – Воспитывать преемственность традиций семьи. – Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению. Собирать семейные фотографии и оформлять семейный фотоальбом, поздравлять с праздником родных, петь всей семьей любимые песни, ходить в походы, отдыхать на природе – это все семейные традиции. Они передаются из поколения в поколение, от наших бабушек к мамам и папам, о наших пап и мам – нам, а мы передадим их своим детям. Мы должны уважать и помнить семейные традиции, ведь семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Разговор в круге: «Какие традиции существуют в вашей семье?» Рефлексия: Что вы чувствуете когда разговор заходит о вашей семье?

Май «Книга- праздник души» - Стимулировать развитие интереса детей к книге – как празднику души. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита? Что это? Книга – это источник знаний. Читая книги, мы узнаем историю нашей Родины, знакомимся с жизнью разных народов, изучаем многообразие растительного и животного мира. Вместе с героями книг мы радуемся и удивляемся, грустим и верим в лучшее. Книга – праздник души! Произведения для чтения детям: В. Берестов «Читалочка» Разговор в круге: Почему книгу называют нашим другом и праздником души? За что вы любите книгу? Рефлексия: Какие чувства вы испытываете, когда вы рассматриваете иллюстрации или читаете книги?

Программно-методическое обеспечение.

1. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет».

2. Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки».

3. Г. М. Лямина «Воспитание детей в старшей группе детского сада».

4. О. В. Дыбина «Рукотворный мир».

5. Хрестоматия по детской литературе (под редакцией Е. Е. Зубаревой)

6. Полная хрестоматия для дошкольников (с методическими подсказками для педагогов и родителей).

7. А. А. Вахрушев «Здравствуй,мир!».

8. И. А. Пазухина «Давай познакомимся!».

9. Русский традиционный календарь, Азбука-классика Санкт-Петербург, 2007

10. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь (времена года). Издательский дом «Цветной мир», М. : 2013

11. Князева О. А. Приобщение детей к истокам народной культуры.

12. Кузьмин И. А., Сильвестрова И. П. «Истоки «Воспитание на социокультурном уровне».

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦНДополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УКЛОНОМ «ПРИРОДА И Я – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» Возраст обучающихся:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа для дошкольников
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 16:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Набожева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД