Наталья Глазкова
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Хочу все знать!» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности
«Хочу все знать!» для детей 5-6 лет
Направленность программы : программа познавательной направленности предполагает развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в мини-лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира через речевое развитие.
Актуальность:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности „Хочу все знать!“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно- ориентированного образования, результатом которого должна быть не столь обученность (информированность) детей, сколь становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важные черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутренне стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Новизна:
Поддерживая стремления детей к творчеству, программа поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа по программе позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Программа предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель программы :
Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в мини - лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира через речевое развитие.
Задачи программы :
1. Обучающие
- формировать мыслительные процессы анализа и сравнения, речи;
- развивать мыслительные операции через речь детей.
2. Развивающие
- развивать у детей познавательные интересы;
- развивать умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать
ее правоту.
3. Воспитательные
- воспитывать гуманно-ценностного отношения к природе;
-воспитывать умение работать в коллективе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы :
5-6 лет
Сроки реализации программы :
1 год
Режим организации занятий:
2 занятия в месяц- 20 минут
Форма организации занятий:
Подгрупповая
Форма проведения занятий:
- исследовательские (занятие-эксперимент)
- игровые (занятие-игра)
- творческие (занятие-творчество)
Методы:
Словесные:
- устное изложение
- беседа
Наглядные:
- показ иллюстраций
- показ, исполнение педагогом
- работа по образцу
Практические:
- игровой
- моделирование
Ожидаемые результаты:
• формирование мыслительных процессов анализа и сравнения, речи;
• развитие мыслительных операций через речь детей;
• развитие у детей познавательных интересов;
• развитие умений отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту;
• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
• закрепление знаний детей о правилах техники безопасности при проведении опытов.
Форма подведения итогов:
фотоотчеты, выставки работ.
Название темы.
1. «Как мы чувствуем запахи?» : познакомить детей с особенностями работы органа обоняния- носа, органа, позволяющего определить запахи.
2. Знакомство со свойствами воздуха «Упрямый воздух» : обнаружить, что воздух легче воды, выявит, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
3. «Почему листья осенью опадают?» : выявить потребность растения в воде; установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.
4. «Вода в природе и в быту» : уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести.
5. «Вода- источник жизни» : показать значение воды в жизни живой природы; закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
6. «Вода-растворитель» : уточнить знания детей о значении воды в жизни человека; закрепить свойства воды - вода-растворитель.
7. «Магнит- фокусник» : познакомить детей с магнитом; выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
8. «Сила тяготения» : дать представления о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
9. «Что мы знаем о времени» : дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов.
10. «Знакомство с камнями. Какие бывают камни?» : развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, тяжелый и др.); дать представление о том, что камни бывают речными и морскими.
11. «Как появляются горы? Извержение вулкана.» : показать разнообразие объектов неживой природы; познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор.
12. «Твердая вода. Почему айсберги не тонут?» : дать детям представления о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне.
13. «Огонь- друг или враг» : расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня.
14. «Почему горит фонарик?» : уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки.
15. «Радуга в небе» : познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.
16. «Солнце, Земля и другие планеты» : дать первоначальные представления о строении Солнечной системы о том, что Земля - уникальная планета.
17. «Этот загадочный космос» : познакомить детей с символикой созвездий; вызвать интерес к космическому пространству.
18. «Свет и цвет. Откуда радуга берется?» : развивать аналитические способности детей; познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления.
Методическое обеспечение программы :
• конспекты занятий;
• дидактические игры;
• картотеки опытов и экспериментов;
• картотека физминуток;
• подборка загадок и стихотворений.
• демонстрационный материал