Айишат Саидова
Дополнительная общеразвивающая программа «Почемучки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
«ПОЧЕМУЧКИ»
направленность: естественнонаучная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Составитель:
Саидова Айишат Шабановна,
воспитатель
г. Когалым – 2022г.
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
Направленность Программы…. 3
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Программы…. 3
Перечень нормативно-правовых актов… 3
Адресат Программы… 4
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Цели и задачи Программы…. 4
Принципы организации работы кружка…. 4
2. Условия реализации Программы…. 5
Уровень программы, объём и срок реализации… 5
Формы, методы реализации Программы…. 5
3. Планируемые результаты освоения Программы… 6
4. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы…. 6
5. Календарный учебный график…. 7
6. Учебный план… 8
7. Перспективное планирование деятельности…. 8
8. Кадровое обеспечение реализации Программы…. 14
9. Материально-технические условия реализации Программы…. 14
Список литературы
1. Пояснительная записка
Направленность Программы : естественнонаучная.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Программы
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано с другими видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд, речевое развитие, изобразительная деятельность, ФЭМП, в меньшей степени экспериментирование связано с музыкальным и физическим воспитанием.
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Редкий ребенок, независимо от возраста, в момент игры – занятия, занятия – викторины не хочет проявить самостоятельность, быть первым умным, знающим, первым, быть, как взрослый. В этом смысле подобранные игры – занятия в значительной степени позволяют сделать «работу детей» (игру) радостной и желанной. В экспериментировании современного ребёнка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Организация работы идё т по 3 взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек.
Перечень нормативно-правовых актов
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726 «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Основной образовательной программой дошкольного образования МАОУ «Школа - сад № 10»;
Локальными и распорядительными актами ДОО.
Адресат Программы
Программа «Почемучки» естественнонаучной направленности актуальна для детей 5-6 лет (старшая группа).
Цели и задачи Программы
Цель:
Формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальных действий.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Формировать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, ставить цель, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
Активизировать речевую деятельность детей, пополнять словарный запас;
Побуждать детей соблюдать правила техники безопасности при проведении экспериментов.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Развивающие:
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем, моделей, условных заместителей);
Развивать умения рассуждать, аргументировать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы;
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
Совершенствовать умение планировать свою деятельность, готовить рабочее место.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Принципы организации работы кружка
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий.
2. Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а так же индивидуальным особенностям ребёнка.
3. Наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
4. Системности и последовательности подачи материала от «простого к сложному».
5. Прочности овладения знаниями, умениями и навыками – точное определение целей занятий. Каждый ребёнок представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.
6. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
7. Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса.
2. Условия реализации Программы
Программа «Почемучки» реализуется в очной форме, предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 9 месяцев, 36 недель. Режим кружковой работы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. В объединение принимаются дети по желанию, без предъявления специальных требований, зачисление производится по желанию родителей или лиц их заменяющих. Количество воспитанников в группе - 23 человека.
Для детей шестого года жизни образовательная деятельность по кружковой работе составляет 1 академический час в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет 25 минут соответственно. Выходные дни - суббота, воскресенье, нерабочие – праздничные дни. Объем программы – 36 академических часа.
Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности.
Уровень программы, объём и срок реализации
Уровень
Программы Количество недель, месяцев, год Форма обучения Срок реализации программы
Стартовый 1/4/36 36/9/1 очная с 01.09.22-31.05.23г
Формы реализации Периодичность Продолжительность Расписание
Групповые
1 раз в неделю 25 мин среда
Формы, методы реализации Программы
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии: исследовательские методы в обучении, игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая; информационно- коммуникативные - обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации.
Исследовательская практика детей делится на 3 уровня :
Первый уровень – самый простой: педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения. Ответ предстоит найти ребенку самостоятельно.
Второй уровень: педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.
Третий, высший уровень: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
Структура исследовательской практики ребенка включает следующие этапы:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы).
• Выдвижение гипотез ( предположение: «Как вы думаете, что произойдет с маслом в воде? С песком? С солью?» и т. д.).
• Поиск и предложение возможных вариантов решения («Что нужно сделать, чтобы получить результат: бросить в воду, поднести магнит?» и т. д.).
• Сбор материала ( ставим эксперимент: бросаем, подносим, взвешиваем, то есть действуем).
• Обобщение полученных данных (получаем результат, делаем графические зарисовки).
• Подготовка проекта (макет, сообщение и т. п.).
• Защита проекта.
Методы и приемы, используемые педагогом
При реализации программы используются наиболее эффективные и методы и приемы обучения:
• Проведение простых опытов и экспериментов;
• Наблюдения;
• Сравнения;
• Проблемные ситуации;
• Детские творческие мини-доклады;
• Проектная деятельность;
• Чтение познавательной литературы;
• Просмотр учебных кинофильмов;
• Беседы познавательного характера;
• Трудовая, ручная деятельность.
3. Планируемые результаты освоения Программы
Результатами реализации Программы являются :
У детей расширены представления об окружающем мире, обогащен собственный познавательный опыт;
- Дети умеют самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, ставить цель, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- Дети инициативны, сообразительны, самостоятельны;
- Умеют рассуждать, аргументировать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы;
- У детей развит поисково-познавательный интерес, через включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности;
- Умеют организовывать рабочее место, соблюдают правила техники безопасности.
4. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Описание форм подведения итогов реализации Программы
Важной задачей обучения является диагностика. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми. Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.
Педагогический мониторинг – это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействий, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Таким образом, использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы.
В программе представлен диагностический лист, по критериям которого можно отследить динамику овладения дошкольниками данной программы.
Критерии:
интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы;
самостоятельность, инициативность в поисковых действиях;
способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых,
комбинированных, с элементами творчества;
результативность (результат адекватной цели, частичный результат, отсутствие результата);
настойчивость, вариативность исследовательского поиска;
эмоционально-положительное отношение к экспериментированию.
умение организовать рабочее место, соблюдает правила техники безопасности.
В результате обучения у детей формируется умения и навыки работы с различными материалами, развивается мелкая моторика рук, развивается усидчивость, целеустремленность.
Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем баллам:
0 баллов, 1 балл, 2 балла, 3 балла.
3 балла-ребенок самостоятельно выполняет задания.
2 балла-ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого.
1 балл-ребенок выполняет задание с помощью взрослого.
0 баллов – ребенок не выполняет задание.
Диагностическая таблица
Проявляет интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы. Умеют рассуждать, аргументировать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Умеют организовывать рабочее место, соблюдают правила техники безопасности.
Ф. И ребенка н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
5. Календарный учебный график
Содержание Старшая группа
(с 5-ти до 6-ти лет)
Начало учебного года 1 сентября
Окончание учебного года 31 мая
Продолжительность учебного года, всего, в том числе: 36 недель
Продолжительность учебной недели 5 дней
Недельная образовательная нагрузка, кол-во НОД 1
Объем недельной образовательной нагрузки (НОД, в том числе 25 мин
II половина дня
Сроки проведения мониторинга индивидуального развития ребенка Сентябрь 2022г.
Май 2023г.
Праздничные дни 4 ноября,
31 декабря - 9 января,
23 февраля,
8 марта, 1 мая, 9 мая
6. Учебный план
№
Название раздела и тем Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 Вода 4 1 3 Вводная диагностика, выполнение работ.
2 Микроскоп
Компас 4 1 3 Выполнение работ
3 Наши помощники 3 1 2 Выполнение работ
4 Магнит 4 1 3 Выполнение работ
5 Зеркало 1 1 Выполнение работ
6 Звук 2 2 Выполнение работ
7 Электричество 1 1 Выполнение работ
8 Мыло-фокусник 1 1 Выполнение работ
9 Воздух 4 1 3 Выполнение работ
10 Свет 3 1 2 Выполнение работ
11 Радуга 1 1 Выполнение работ
12 Природные часы 4 2 2 Выполнение работ
13 Извержение вулкана 4 2 2 Выполнение работ
Всего 36 10 26
7. Перспективный план реализации Программы
№ п/п
Тема занятия
Цель занятия Планируемая дата реализации (напечатанная)
Фактическая дата реализации (ручкой)
Сентябрь 1. «Свойства, признаки и состояния воды» Обобщить, уточнить знания детей о воде, ее свойствах и признаках, какая бывает вода.
7.09
2. «Откуда берется вода? Процесс конденсации»
Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды. Познакомить детей с процессом конденсации. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.
14.09
3. «Вода – растворитель. Очищение воды»
Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами.
21.09
4. «Молекулы воды. Облака, как образуется дождь»
Показать, что молекулы существуют, хотя они и малы и мы их не видим. В горячей воде молекулы движутся быстрее, чем в холодной. Показать и рассказать, как образуются облака.
28.09
Октябрь 5. «Наши помощники -органы слуха и зрения» Продолжать знакомить с органами слуха и зрения и их назначением, воспитывать потребность в уходе ними.
5.10
6. «Наши помощники – органы вкуса и обоняния» Познакомить со строением и значением языка, с функцией носа, его строением. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
12.10
7. «Рукам своим не верю! Отпечатки пальцев, кожа»
Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства.
Развивать тактильную чувствительность.
Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», Опытным путем изучить методы снятия отпечатков пальцев с предметов.
Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи, ее строении. Показать, как кожа защищает наш организм
19.10
8-9. «Увеличительные приборы. Микроскоп»
Познакомить детей с приборами для наблюдения. Выявить особенности увеличительных приборов.
Познакомить детей с исследовательским прибором - микроскопом, инструментами для работы с микроскопом, рассказать для чего он используется.
26.10,
2.11
Ноябрь
10. «Приемы работы с микроскопом. Исследование растений и предметов»
Вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. Закреплять приемы работы с микроскопом, познакомить детей с новыми понятиями «Клетка», «Ядро, «Вакуоль», «Мембрана», «Цитоплазма».
9.11
11. «Компас»
Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов, а именно с компасом. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.
16.11
12. «Магнит. Его свойства и качества»
Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
23.11
13. «Магнит – фокусник»
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
30.11
Декабрь
14. «Сравнение предметов из разных материалов, используя магнит»
Выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Изучить влияние магнетизма на разные предметы. Закрепить материалы, их свойства и качества.
7.12
15. «Экспериментирование с магнитом»
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
14.12
16. «Волшебные зеркала» Познакомить со свойством зеркала.
21.12
17. «Почему все звучит? Звуковые волны»
Помочь выявить причины возникновения звука. Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Показать, как при помощи звуковых волн можно двигать предметы. Где звуковые волны распространяются быстрее, как это определить.
28.12
18. «Электрический ток. Статическое электричество. Молнии»
Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Продемонстрировать детям проявление статического электричества.
18.01
19. «Мыло – фокусник. Волшебная пена» Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Показать способ изготовления мыла.
25.01
Февраль 20. «Откуда берется голос?» Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.
1.02
21. «Свойства воздуха. Опыты с воздухом»
Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, ролью в жизни человека, растений, животных. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
8.02
22. «Кислород. Углекислый газ» Познакомить детей с составом воздуха. Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
15.02
23. «Движение воздуха. Почему дует ветер?»
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха : горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый.
22.02
Март 24. «Опыты и экспериментирование с воздухом» Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры.
1.03
25. «Свет вокруг нас. Источники света» Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение.
15.03
26. «Солнце, солнечный спектр, звезды»
Показать, что звезды светят постоянно. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
22.03
27. «Солнечный луч, солнечные зайчики» Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч. Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
29.03
Апрель
28. «Откуда радуга берется?» Учить соединять полоски бумаги в виде капелек и приклеивать их к картонной основе, формируя бабочку.
5.04
29. «Песочные часы» Познакомить детей с историей часов.
12.04
30. «Песочные часы» Познакомить как наши предки определяли время до изобретения первых приборов.
19.04
31. «Песочные часы» Знакомство с песочными и механическими часами, изготовление песочных часов.
26.04
Май 32. «Песочные часы» Изготовление песочных часов. 3.05
33. «Вулканы» Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
10.05
34. «Какие бывают вулканы» Формировать представление о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
17.05
35. «Извержение вулкана» Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.
24.05
36. «Долина вулканов» Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность.
31.05
8. Кадровое обеспечение реализации Программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Необычные опыты» естественнонаучной направленности реализуется педагогическими работниками в должности воспитатель, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы. Другие специалисты к реализации Программы не привлекаются.
9. Материально-технические условия реализации Программы
При реализации об программы «Почемучки» естественнонаучной направленности используются следующие материально-технические условия:
Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль, разные термометры, компас, микроскоп, лупа.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
Красители: ягодный сироп, акварельные краски, пищевые красители.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки, мыло. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Клеенчатые передники, полотенца.
Список литературы
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2014г.
2. ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : 2013.
4. Дыбина О. В. Рукотворнй мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. - М. : 2000.
5. Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». - М. : ТЦ Сфера, 2009г.
6. Веракса Н. Е., Галимов., О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. - М. : изд. «Мозаика Синтез», 2012г.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - С-П. : изд. «Детство – Пресс», 2011г.
8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование) .- С-П. : изд. «Детство – Пресс», 2011г.
9. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. - С-П. : изд. «Детство – Пресс», 2013 г.
10. Савенкова А. И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду».
11. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование (старший дошкольный возраст)» : Учеб. пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2003г.
12. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и ст. групп детского сада» : Кн. для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1999г.
13. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2007 г.»