Ольга Вячеславовна Васильцова
Дополнительная общеразвивающая программа по изодеятельности (1 часть)
▼ Скачать
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебная кисточка»
Автор-составитель:
Васильцова Ольга Вячеславовна
педагог дополнительного образования
г. Москва
2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
Направленность Программы
Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по изодеятельности (1 часть)» размещена в разделах
В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н. Д., Бахтина М. М., Выготского Л. С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности.
Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического воспитания является использование изобразительного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка. Когда ваши дети рисуют, они посылают сообщение и не простое, они рассказывают вам о состоянии своей души, делятся своим внутренним миром — своими радостями и печалями, своими переживаниями и волнениями, которые часто не могут выразить словами. Создавая арт-объекты, дети оттачивают навыки мелкой моторики, развивают воображение, учатся мыслить, постигают визуальную эстетику, развивают чувство цвета, и многое другое. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер.
Немаловажную роль в современных условиях жизни дошкольника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно «отвести от агрессивных способов поведения».
Эстетическое воспитание дошкольника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.
Идея программы основывается на концепции доктора педагогических наук Е. В. Квятковского, согласно которой эстетическое воспитание есть целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиции эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, жить и творить по законам красоты. А также в программе включены системы занятий, разработанных Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др., основанные на расширении у детей представлений о сенсорных цветовых эталонах с целью формирования достаточно сложной системы понятий о цветах и оттенках.
Разработанная мною программа «Волшебная кисточка» является программой художественно-эстетической направленности.
Новизна Программы
В процессе приобщения детей к миру прекрасного происходит развитие активного интереса к изобразительному искусству благодаря применению новых методов и технологий. Возрастные и психологические особенности позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, смешивать краски между собой, создавать новые оттенки и т. д. Впервые особое внимание уделяется развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно, как для сюжетного и тематического рисования.
Актуальность Программы
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Изобразительная деятельность позволяет развивать в детях наблюдательность, умственную активность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Педагогическая целесообразность
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание деятельности, которое может идти разными путями. Программа развития изобразительной деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развития творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые воспитателем в работе с детьми. Цвет краски для детей воспринимается как большая эстетическая ценность. Научившись смешивать краски и получать новые оттенки, ребёнок тяготеет к их разнообразию. Для меня важно учитывать эмоциональный характер цветового решения. Ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния. (Красная елка, потому что праздничная, красивая).
А также в программе уделено большое внимание различным техникам работы с гуашью: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, печатание листьями, рисование свечой; набрызг, оттиск смятой бумагой;
рисование штампом, воском, тычок жесткой полусухой кистью; рисование различными кисточками. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Дидактические принципы, на которых построена программа :
• наглядности;
• доступности;
• последовательности и постепенности;
• активности;
• систематичности;
• научности и достоверности;
• сознательности.
Цель и задачи Программы
• развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
• формирование элементарных навыков и умений изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
• формирование творческой активности, художественного вкуса;
• формирование навыков сотрудничества;
• развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
• развитие умений подчинять изобразительные средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
• развитие мелкой моторики;
• развитие творческих способностей в рисовании; воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления; воспитание выдержки, волевого усилия, организованности, аккуратности, самостоятельности, умения начатое дело доводить до конца.
•
Отличительные особенности Программы
Программы от уже существующих в том, что рисование происходит только гуашью без предварительного рисунка, но в многочисленных техниках.
На занятиях ребёнок должен чувствовать себя успешным, если из раза в раз у него получаются абстрактные образы или грязь, то это его может оттолкнуть от занятий изобразительным искусством. Акварель сложна в использовании, она прозрачна, если мазок положил, то его уже не перекроешь, а гуашь краска кроющая, светлый тон легко перекроет тёмный. Гуашь не растекается по бумаге, а акварелью рисуют по мокрой бумаге, что придает рисунку водянистость и расплывчатость. Дошкольнику сложно контролировать количество воды на бумаге. Работы, выполненные гуашью яркие, сочные, насыщенные цветом. Использование гуашевых красок в творчестве дошкольником даёт больше возможностей, чем акварель. Второй особенностью является работа сразу красками без предварительного наброска, что позволяет быстрое рисование, т. е. за одно занятие ребёнок заканчивает работу до конца. Тогда как рисунок выполненный карандашом мелко затрудняет наложение цвета на форму.
Возраст обучающихся по Программе
Данная программа является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы : от 3 до 7 лет, всех желающих без предварительного отбора.
Сроки реализации программы
2 года, которые делятся на:
1. 1-ый год обучения 3-5 лет, 2 раза в неделю по 30 минут
2. 2-ой год обучения 5-7 лет, 2 раза в неделю по 30 минут
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с материалами, инструментами и техниками гуашевого рисования и базовую подготовку, второй — на базовую подготовку (дополнение) и посвящен подготовке творческих работ.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
Методы и приемы работы:
• экспериментирование с изобразительными техниками различного вида рисования;
• создание и решение проблемных ситуаций;
• игровые приемы;
• рассматривание и обсуждение;
• показ технических приемов;
• пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
• использование сюрпризных моментов;
• использование синтеза искусств
Формы работы с детьми:
• самостоятельная деятельность;
• совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
• подгрупповая
• индивидуальная
• парная
Ожидаемые результаты освоения Программы
и способы их проверки
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным позитивным результатам.
1-ый год обучения 3-5 лет
Задачи формировать художественные умения и навыки
1. приобщать к миру искусства через практическую деятельность
2. развивать воображение и навыки сотрудничества.
3. совершенствовать полученные умения и навыки
4. организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
5. обогащать нравственный опыт детей
личностные предметные метапредметные
развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
умение организовать рабочее место.
бережное отношение к инструментам, материалам.
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
ознакомление с художественными терминами и понятиями. овладение основами художественной грамоты
знание цветов и рисовальных материалов
умение передавать форму, величину изображения. приобретение навыка работы в паре, группе
2-ой год обучения 5-7 лет
Задачи
1. учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
2. способствовать проявлению творческой индивидуальности
3. раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.
личностные предметные метапредметные
Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
Развитие художественного вкуса.
Овладение художественными терминами. Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
Результат полученных знаний и умений ребенка оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей. Уровень художественного развития определяется на основе выставочных работ. Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будут являться участие творческих работ в конкурсах, смотрах, выставках по изобразительному искусству различного уровня.
Формы подведения итогов
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы Уровни развития
Средний Высокий
Техника работы с материалами Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.
Предметное и сюжетное изображение Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.
Декоративная деятельность Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Проектирование образовательной работы по Программе
Программа «Волшебная кисточка» — это система занятий по изобразительной деятельности с использованием различных техник. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
Задачи развития детей 3-5 лет (1 год обучения)
• знакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т. д.)
• обучать основам создания художественных образов.
• формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
• совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
• развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д.
• воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе
Содержание изобразительной деятельности детей 1 года обучения
Тема занятия
1 Я-художник
2. Рисование по замыслу
«Мое настроение»
3. «Радуга-дуга»
4."Веселое солнышко"
5."Букет пионов"
6. «До свидание лето»
7. «Астры в вазе»
8.«Птицы улетают»
9. «В лесу».
10 «Весёлый поезд».
11. «Золотая осень».
12.«Подсолнух».
13. «Осенние листочки».
14. «Золотая осень».
15.«Красивый букет».
16. «Разноцветные бабочки».
17 «Осенние листочки».
18.«Животные, которых я сам себе придумал».
19.«Синий вечер».
20 .«Ежик».
21.«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли».
22.«Первый снег».
23.«Мои любимые рыбки».
24.«Два петушка».
25.«Снежная семья».
26.«Елочка».
27.«Ёлочка пушистая, нарядная».
28.«Узоры на окнах».
29. «Мои рукавички».
30.«Снеговичок».
31.«Снегири на ветке».
32.«Нарисуй, что хочешь».
33. «Мое любимое дерево».
34.«Зимний пейзаж».
35.«На что похоже?»
36.«Подарок папе».
37.«Придумай и дорисуй».
38.«Музыка».
39.«Наша улица».
40. «Букет для мамы».
41.«Какого цвета весна».
42.«Берег реки».
43.«Волшебная страна – подводное царство».
44. «Волшебная страна – подводное царство» (продолжение)
45 «Облака».
46.«Ледоход».
47. «Звездное небо».
48.«Пасхальное яйцо».
49.«Расцвели одуванчики».
50.«Хмурый день».
51.«Белые лебеди».
52.«Букет к 9 мая».
53. «Солнышко».
54.«Совушка - сова».
55.«Плюшевый медвежонок».
56.«Попугаи».
57.«Цветочная поляна».
58.«Цветущая веточка».
59.«Подарок для кошки Мурки».
60. «Салют». .
61.«Загадки». ниткография
62. «Разноцветные бабочки».
63.«Цыпленок».
64.«Расцвели одуванчики».
65.«Мои любимые рыбки».
66.«Весёлый клоун».
67.«Путаница».
68. «Изящные рисунки Ю. Васнецова к книге «Шутки-прибаутки». восковые мелки Познакомить детей с творчеством Ю. Васнецова; учить создавать
69. «Сказочная птица».
70 «Цветущая веточка».
71. «Слон».
72.«Цыплята на лугу».
73-.«Холодный цвет и теплый».
76. итоговое занятие. Нарисуй что хочешь на память
Примерный календарно-тематический план
1 года обучения:
№ Наименование тем Количество часов всего
Теория Практика
I ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 2 1 3
II ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ 4 14 18
1 «Букет». Выразительные возможности гуаши 0,5 2,5 3
2 Пейзаж осенний, зимний, весенний 2 8 10
3 Городской пейзаж 0,5 1,5 2
4 Натюрморт 1 2 3
III ОСНОВЫ ГРАФИКИ 2 14 16
1 Рисование животных 1,5 5 7
2 Рисование предметов 0,5 3 4
IV НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ 2 10 12
1 Оттиск поролоном 1 5 2
2 Оттиск смятой бумагой,фальгой (объект живого мира) 1 5 6
3 Монотипия пейзажная «Весенний букет» (композиция букета) 1 3 4
V ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ 3 11 14
1 Животные 1 4 5
2 Птицы 1 4 5
3 Фигура человека (снеговик, неваляшка,клоун) 1 3 4
VI ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2 8 10
1 Дымковский промысел,филимоновский промысел,гжель, хохлома. 1 4 5
2 Знакомство с матрешками 1 4 5
VII ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - 1 1
Итого 15 59 74