Наталья Николаевна Свертока
Дополнительная общеразвивающая программа «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „На пороге школы“» размещена в разделах
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации;
• Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16.
Актуальность программы обусловлена тем, что вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. Проблема дисграфии, а также развития интеллектуальных способностей сохраняет актуальность, как в теоретическом, так и в практическом плане для дошкольников. Анализ литературных данных специальных исследований (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Р. Е. Левина и др.) показывают, что за последние годы трудности в овладении письменной речью у детей не уменьшаются, а имеют тенденцию к увеличению. Значительно увеличивается количество детей, имеющих оптические нарушения, у которых несформированность зрительно – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза затрудняет дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой. Данная категория детей испытывает значительные трудности в учёбе по многим предметам. На уроках математики дети плохо ориентируются в тетрадях по клеткам. На уроках физкультуры неправильно выполняют команды «направо», «налево». На уроках рисования путают понятия «верхний угол», «нижний угол». Анализ письменных работ по русскому языку в начальных классах показывает, что у детей много ошибок на правописание наречий и предлогов, на зеркально и искаженно написанные буквы. Все это и является следствием оптической дисграфии.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы состоит :
• в использовании качественно нового подхода к профилактике возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста;
• в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения;
• весь теоретический и практический материал нацелен, прежде всего, на воспитание мотивационной готовности к обучению в школе.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально – педагогическая.
Педагогическая целесообразность программы в том, что обучение по программе обеспечивает детям умение не только переключать и концентрировать зрительное внимание, но и запоминать зрительный образ буквы, определять их сходство и различие; нейрогимнастические упражнения помогут ориентироваться в схеме собственного тела, пространственных представлениях; игровые упражнения сформируют умение дифференцировать буквы, имеющие оптические сходства.
Характерной особенностью данной Программы является её нацеленность на формирование базы для точного овладения образом букв, что в свою очередь делает детей более успешными в дальнейшем усвоении знаний и умений по всем предметам; использование таких методов и приёмов профилактической работы, которые способствуют развитию у детей интереса к изучаемому материалу, повышению внимания и наблюдательности, выработке умения анализировать и сравнивать предметы и явления, строить логические доказательства.
В основу программы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала, индивидуально – дифференцированного подхода, наглядности. Основа программы – это соблюдение принципа развивающего обучения.
Адресат программы
Программа адресована детям 5 – 7 лет. Зачисление на обучение осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Количество детей в группе от 10 до 12 человек.
Возрастные особенности
У детей развиваются важные умения – слушать и понимать речь взрослых и сверстников, грамматически правильно отвечать на вопросы. Этой способностью мозга ребёнка – дошкольника необходимо обязательно воспользоваться и «погрузить» его в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность языка для формирования у него звукослогового анализа и синтеза. Научившись слышать в слове отдельные звуки, дети легче осваивают правильное звукопроизношение, произвольно управляют артикуляционным аппаратом и своей речью. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка – этап усвоения грамматической системы языка. У детей вырабатывается умение контролировать свою речь. Вместе с тем, некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм. У ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в высказывании. Формирование у детей представления о том, что речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из слогов и звуков, т. е. выработка осознанного отношения к речи, необходимо для подготовки дошкольников к усвоению школьной грамоты.
Объём и срок освоения программы
Объём программы 72 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения – 36 часов (ознакомительный, 2 год обучения – 36 часов (базовый).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы : традиционная модель.
Организационная форма обучения: групповая.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 25 мин.
Общее количество часов в неделю – 1час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в первую половину дня по 1академическому часу.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: профилактика возникновения оптической дисграфии у старших дошкольников.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование умения и навыка соотносить звуки с буквами и символами;
-формирование зрительного гнозиса;
-формирование навыка различать буквы изолированно;
-формирование и развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
-формирование и развитие пространственных и временных представлений;
-выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания;
-формирование и развитие графических навыков и умений.
2. Развивающие:
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие мыслительных операций;
- развитие зрительного восприятия и представления;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- развитие зрительно-моторных координаций;
-развитие речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения;
- развитие дифференциации смешиваемых по оптическим признакам звуков;
- автоматизация зрительных представлений графических образов букв;
- уточнение и развитие объема зрительной памяти.
3. Воспитательные:
-воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности;
-воспитание воли, терпения, настойчивости.
1.3. Содержание программы
Учебный план программы
№ Названия раздела 1 год обучения
Ознакомительный 2 год обучения
Базовый
Кол-во часов Кол-во часов Форма контроля
всего теория практика всего теория практика
1 Раздел 1. Организационно - диагностический
2 2 2 2 Наблюдение, мониторинг
2 Раздел 2. Основной - развивающий 32 10 22 32 10 22 Выполнение практической работы
3 Раздел 3. Контрольно - диагностический 2 2 Мониторинг
4 Итого 36 36
Содержание учебного плана программы
1 год обучения:
Раздел 1. Организационно - диагностический
Практика. Выявить детей, имеющие предпосылки для возникновения оптической дисграфии.
Раздел 2. Основной - развивающий
Теория. Развитие зрительного внимания, памяти, восприятия и узнавание цвета, формы, величины; а также развитие зрительно – моторной координации и формирование пространственных и временных представлений. Развитие речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Практика. Дидактические игры, упражнения, схемы, задания (соотнесение предмета с цветом, величиной и формой, дифференциация предметов по цвету, величине и форме, развитие пространственных представлений).
Раздел 3. Контрольно - диагностический
Практика. Оценка эффективности воздействия профилактических работ, с помощью применения диагностической методики.
2 год обучения:
Раздел 1. Организационно - диагностический
Практика. Отследить уровень развития зрительно – моторной координации, пространственной ориентации, узнавание предметов в усложнённых условиях.
Раздел 2. Основной - развивающий
Теория. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв.
Практика. Упражнения, направленные на развитие зрительного анализа букв на составляющие их элементы, на определение сходства и различия между сходными буквами, на узнавание букв в разных условиях их написания. Для дифференциации образов букв, использование на занятиях стихотворений и загадок о буквах. Нейрогимнастические упражнения, направлены на ориентировку в собственном теле и тренировку собственного мозга, используются в качестве физминутки. Игры на развитие тактильных ощущений и конструктивного праксиса.
Раздел 3. Контрольно - диагностический
Практика. Выявить знания и умения детей, полученные в течение года.
1.4. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты к концу обучения:
• дети начинают адекватно воспринимать величину предметов,
• зрительное восприятие становится целостным и избирательным;
• у детей развивается способность удерживать зрительные образы и точно их воспроизводить;
• у детей развивается способность ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве;
• у детей развивается умение точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом педагога;
• дети будут уметь различать звуки и буквы в слогах, словах, фразах, тексте;
• развитие речевых средств, отражающих зрительно-пространственных отношений;
• развитие зрительно-моторных координаций;
• умения различать смешиваемые по оптическим признакам изолированные буквы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Первый год обучения
№ п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 Сентябрь
8 10:30 Беседа, задания 1 Мониторинг Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
2 Сентябрь 15 10:30 Беседа, задания 1 Мониторинг Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
3 Сентябрь 22 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Геометрические фигуры»
Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
4 Сентябрь 29 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Детский сад»
Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
5 Октябрь 6 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Фрукты, ягоды» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
6 Октябрь 13 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Овощи» Групповое помещение
Выполне-ни е практической работы, устные ответы
7 Октябрь 20 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Осень»
Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
8 Октябрь 27 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Грибы»
Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
9 Ноябрь 3 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Игрушки» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
10 Ноябрь 10 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Домашние животные» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
11 Ноябрь 17 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Дикие животные» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
12 Ноябрь 24 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Животные жарких стран» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
13 Декабрь 1 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Домашние птицы» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
14 Декабрь 8 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Дикие птицы»
Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
15 Декабрь 15 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Зима. «Зимние забавы»
Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
16 Декабрь 22 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Новый год»
Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
17 Январь 12 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Человек» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
18 Январь 19 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Одежда. Обувь. Головные уборы» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
19 Январь 26 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Дом. Квартира. Мебель» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
20 Февраль 2 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Посуда» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
21 Февраль 9 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Транспорт» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
22 Февраль 16 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Наша Родина – Россия» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
23 Февраль 22 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «23 февраля» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
24 Март 1 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Рыбы» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
25 Март 7 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «8 марта – мамин праздник» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
26 Март 14 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Ранняя весна» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
27 Март 22 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Город. Улица» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
28 Март 29 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Правила дорожного движения» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
29 Апрель 5 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Профессии. Инструменты» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
30 Апрель 12 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Космос» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
31 Апрель 19 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Деревья» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
32 Апрель 26 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Насекомые» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
33 Май 3 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Цветы» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
34 Май 17 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Времена года» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
35 Май 24 10:30 Беседа, задания 1 Мониторинг Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
36 Май 31 10:30 Беседа, задания 1 Мониторинг Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
Второй год обучения
№ п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 Сентябрь
6 10:30 Беседа, задания 1 Мониторинг Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
2 Сентябрь 13 10:30 Беседа, задания 1 Мониторинг Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
3 Сентябрь 20 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв О -А Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
4 Сентябрь 27 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв А -Л Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
5 Октябрь 4 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Л-Д Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
6 Октябрь 11 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Л-М Групповое помещение
Выполне-ние практической работы, устные ответы
7 Октябрь 18 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв О-С Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
8 Октябрь 25 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв С-Э Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
9 Ноябрь 1 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв У-И Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
10 Ноябрь 8 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв И-П Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
11 Ноябрь 15 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв И-Н Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
12 Ноябрь 22 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Н-П Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
13 Ноябрь 29 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Т-П Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
14 Декабрь 6 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Т-Г Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
15 Декабрь 13 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв П-Г Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
16 Декабрь 20 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Г-Р Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
17 Январь 10 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Б-Г Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
18 Январь 17 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв В-Б Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
19 Январь 24 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Р-В Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
20 Январь 31 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Р-Ь Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
21 Февраль 7 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв В-Ф Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
22 Февраль 14 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв В-З Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
23 Февраль 21 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв К-Н Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
24 Февраль 28 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Ш-Щ Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
25 Март 7 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Ц-Щ Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
26 Март 14 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Ж-К Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
27 Март 21 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Ж-Х Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
28 Март 28 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Б-Д Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
29 Апрель 4 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв И-Ц Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
30 Апрель 11 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв И-Й Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
31 Апрель 18 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Е-Ё Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
32 Апрель 25 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв З-Е Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
33 Май 8 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 Дифференциация букв Ь -Ы Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
34 Май 16 10:30 Беседа, обучающие игры, задания 1 «Проделки злого волшебника» Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
35 Май 23 10:30 Беседа, задания 1 Мониторинг Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
36 Май 30 10:30 Беседа, задания 1 Мониторинг Групповое помещение Выполне-ние практической работы, устные ответы
2.2. Условия реализации программы
Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Материально-технические обеспечение:
- группа, оснащённая столами и стульями для детей, естественным (окна) и искусственным (лампы дневного света);
- специальное оборудование (магнитная доска, маркер, шкаф стеллажи, компьютер, принтер, мультимедийный проектор, экран, колонки, внешние носители и т. д.);
-средства обучения: тетрадь на каждого ребёнка, цветные карандаши, материал для составления букв – ленты, проволока, мелкие предметы, буквы из различной фактуры, трафареты букв, счётные палочки, геометрические фигуры и т. д. ;
- дидактические материалы: карточки с заданиями, схемы, игры и др.
Информационное обеспечение:
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео, информационные технологии.
Кадровое обеспечение:
Дополнительную общеразвивающую программу «На пороге школы» реализует воспитатель I квалификационной категории Свертока Наталья Николаевна.
2.3. Форма аттестации
Формы подведения итогов
Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течении года с учётом уровня знаний и умений воспитанников.
С этой целью используются разнообразные виды контроля:
- предварительный контроль, проводится в начале учебного года для определения уровня знаний и умений воспитанников на начало обучения по программе;
- текущий контроль ведётся на каждом занятии в виде педагогического наблюдения за правильностью выполнения заданий; успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путём работы в тетрадях; устный опрос; самостоятельная работа: ответы на вопросы;
- итоговый контроль проводится в конце учебного года для отслеживания результатов освоения образовательной программы и изменение уровня развития детей.
Формы и методы достижения результатов
В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы
обучения (беседа).
На практических занятиях применяются игры: ролевые, дидактические, подвижные.
2.4. Оценочные материалы
Для определения предпосылок оптической дисграфии используется авторская методика Л. Г. Парамоновой «Диагностика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста» и методики Трясоруковой Т. П. для выявления уровня внимания. (Приложение1).
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
- репродуктивный метод (воспроизведение, действие по алгоритму);
- проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций);
- игровые методы (дидактические, развивающие, творческие игры, подвижные);
- практические методы (задания, упражнения и т. д.);
- использование сравнений и аналогий.
Методы стимулирования учебной деятельности:
- занимательные вопросы и задания, игры, поощрение обучающихся.
Технологии, используемые в образовательном процессе:
- технология личностно – ориентированного развивающего обучения;
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология сотрудничества;
- игровая технология.
3. Список литературы
Для педагога:
1. Бухарина К. Е. Играй и узнавай предметы. Развитие зрительно – пространственного восприятия у детей 5- 6 лет: тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста/ К. Е. Бухарина. – М. : Издательский Центр ВЛАДОС, 2023. –48 с.
2. Воронина Т. П. Дисграфия, или Почему ребёнок плохо пишет?/ Т. П. Воронина, Т. В. Попова. - Ростов-на Дону, «Феникс» 2015.- 95 с.
3. Гончарова Ксения. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля/ Ксения Гончарова, Анастасия Черткова, Мария Наумова. - Ростов-на Дону, «Феникс», 2020. – 55с.
4. Голубина Т. С. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М. : Мозаика – Синтез. 2005. – 64 с.
5. Граб. A.M. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М. : Издательство «ГНОМ и Д», - 2022. – 32с.
6. Жукова М. А. Нейротренажёр / М. А. Жуцкова. – М. : СИМБАТ, 2022. – 96.
7. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет в 2 ч., Издательство «Владос», 2013. – 112 с.
8. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е. В. Мазанова. —2006. — 88 с.
9. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. — 64 с.
10. Мазанова Е. В. «Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии», Москва, Издательство ГНОМ, 2006. – 32с.
11. Мазанова Е. В. «Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии», Москва, Издательство ГНОМ, 2006. – 32 с.
12. Новиковская О. А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5 – 6 лет. - СПб. : Издательский дом «Нева»; М. : «ОЛМА – ПРЕСС», - 2001. – 80с.
13. Павлова Т. А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., 2004.
14. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – С. Петербург, «Союз» 2001.
15. Праведникова Ирина. Нейрокурс для развития пространственного восприятия: 5 – 6 лет/ Ирина Праведникова. – Изд. 2-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2023. – 23с.
16. Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
17. Сунцова Анастасия. Влево - вправо/Анастасия Сунцова. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2019. – 32с.
18. Сунцова Анастасия. Учимся быть внимательными/Анастасия Сунцова. – Ростов н/ Дону:Феникс, 2019. – 32с.
19. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, - 57 с.
20. Соколова А. А. Профилактика дисграфии и дислексии / А. А. Соколова. – Москва: Эксмо, 2022. – 48 с.
21. Трясорукова Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетрадь»,Серия «Школа развития», Ростов-на Дону, «Феникс» 2013.
22. Трясорукова Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Прописи»,Серия «Школа развития», Ростов-на Дону, «Феникс» 2013
23. Трясорукова Т. П. «Игры и задания по развитию внимания. Интегрированные занятия для детей дошкольного возраста», Серия «Школа развития», Ростов-на Дону, «Феникс» 2013.