Наталья Вельможная
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный пластилин»
Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности «Волшебный пластилин».
Возраст обучающихся: 6-7лет.
Сентябрь.
1. «Радуга».
Продолжать развивать у детей умение работать с пластилином в технике рельефной и плоскостной лепки.
Развитие мелкой моторики и координации работы рук и глаз.
Закреплять знания о правильной последовательности цвета в радуге.
2. «Корзина с фруктами». (коллективная работа)
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Волшебный пластилин“» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Формировать у детей обобщенное понятие о фрукты. Продолжать учить детей отщипывать кусочки пластилина и скатывать шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
3. Сказка «Репка».
Развивать умения выбирать сюжет или отдельного героя. Правильно подбирать цвета и оттенки. Учить детей рисовать в нетрадиционной технике (пластилином) по мотивам русской народной сказки «Репка». Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали. Закреплять умение определять способы и приемы лепки.
Октябрь.
4. «Яблочки румяные».
Освоение приемов рисования пластилином.
Знакомить детей с жанром – натюрморт.
Отрабатывать на практике прием «скатывание».
5. «Осенний лес».
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей приему «вливание одного цвета в другой». Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.
Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
6.»Листья падают, кружат». (Коллективная работа)
Освоение приемов: скатывания, примазывание, нанесение мазка. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.
7. «Грибочки».
Освоение приемов: раскатывания, расплющивания, скатывание. Формировать умение составлять поделку из нескольких частей. Воспитывать интерес к познанию природы.
8. «Жостовский поднос».
Обучение способам создания образа посредством накладывания пластилина на горизонтальную плоскость. Формирование навыков работы с пластилином. Развитие мелкой моторики рук. Закрепление знаний детей о народных промыслах России.
9. «Русская матрёшка».
Познакомить детей с различными видами русской матрешки.
Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения). Развивать мелкую моторику рук.
10-11. «Удивительный подводный мир».
Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.
Развитие умения лепить фигуру из отдельных частей, передавая их форму и пропорции. Упражнять в приемах скатывания и раскатывания и соединения деталей в одно целое. Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.
Ноябрь.
12. «Собачка».
Учить передавать строение фигуры животного в разном положении. Помогать в выборе цвета, поощрять самостоятельность и инициативность
13.» Разные коты».
Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Учить передавать строение фигуры кошки в разном положении
туловища. Развивать мелкую моторику рук.
14. «Ежик наш колючий друг».
Учить изображать на плоскости «ежа», моделируя его образ с помощью пластилина и нетрадиционного материала – семечек. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук. 1
15. «Пушистое облачко».
Создание образа облачка пластическими средствами. Научить отщипывать и примазывать пластилин пальчиками. Вовлечь в сотворчество с воспитателем. Создание коллективной композиции. Освоить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.
16.«Кисть рябины»
Расширить и уточнить знания детей о рябине. Научить детей изображать кисть рябины с помощью пластилина.
17. «Букет для мамы».
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином : раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.
18. Рисование пластилином по сказке «Колобок».
Формировать умение отщипывать от бруска пластилина маленький кусочек. Формировать умение детей скатывать кусочек пластилина, круговыми движениями ладоней, придавая ему шаровидную форму. Формировать приемы сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
19. «Хохломская тарелка».
Закреплять знание обучающихся о цветовой гамме и элементах хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». 1
Декабрь.
20.«Снежинка».
Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Учить детей выражать в художественно – творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.
21. «Зимушка-зима».
Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу. Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки. Учить дополнять изображение характерными деталями (пуговицами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.
22. «Елка новогодняя огоньками светится».
Формировать умение детей передавать характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
23. «Игрушки новогодние».
Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений. Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
24. «Домик дедушки Мороза»
Вызвать интерес к сказочным образам; учить передавать их в лепке, используя полученные умения (лепить из целого куска, украшать детали одежды). Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность.
Воспитывать интерес к лепке.
25. «Морозные узоры».
Учить детей рисовать морозные узоры в технике пластилинографии, используя различные приспособления: стеки, печатки. Совершенствовать приём размазывания. Развивать у детей способность замечать вокруг себя в зимний период что — то красивое, оригинальное, завораживающее.
26. «Рукавички – невелички».
Учить детей составлять гармоничные узоры на рукавичке, из отдельных элементов геометрических фигур (квадратов больших и маленьких).
Развивать комбинаторные и композиционные умения, красиво размещать геометрические фигуры на заготовке (рукавичке).
Воспитывать творческие и художественные способности.
27. «Какие звери живут в зимнем лесу».
Обогащать знания детей о животных. Учить лепить животных из целого куска глины, передавать движения. Развивать глазомер. Развивать общую и мелкую моторику. Активизировать словарь по теме. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Январь.
28. Бычок" по мотивам р. н. с. "Бычок - смоляной бочок"
Формировать умение у детей передавать в лепке конструктивным способом образ бычка, используя дополнительный материал (бросовый, природный). Закрепить ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, сплющивание, примазывание). Развивать мелкую моторику пальцев.
29. Снеговик».
Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
30.«Зима в лесу».
Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года.
31. «Зайчик с капустой».
Учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры. Передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы). Учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.
32-33. Зимний пейзаж в технике пластилинографии.
Учить основным приемам пластилинографии (раскатывание, надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, продолжить обучение нетрадиционной техники «пластилинографии». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности, изображаемым объектам.
Февраль.
34. Коллективная работа.
«За окошком снегири, синички».
Учить детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. Учить детей в своей работе использовать несколько цветов пластилина. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Развивать аккуратность в работе с пластилином. Воспитывать любознательность.
35. «Лисичка».
Продолжать знакомить детей с дикими животными. Развивать умение создавать образ лисы по образцу воспитателя, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали.
Совершенствовать умение работать с пластилином аккуратно, соединять части в единое целое путём примазывания и сглаживания. Развивать творческие способности.
36. «Чайный сервиз». (чашка)
Создать условия для обучения изображению на плоскости предмета посуды- чашки, правильному расположению элементов узора на поверхности.
37. «Чебурашка».
Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Доставить детям радость от встречи с любимым героем; формировать интерес к работе с пластилином.
38. Медаль для папы (Звезда)
Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.
39. «По реке плывет кораблик».
Учить детей лепить кораблики из бруска пластилина, отрезая стекой лишнее (уголки для образовывания носа) и «достраивая» недостающее (палубу, мачту, трубу и пр.). показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей. Вызвать интерес к сюжетной лепке по мотивам литературного произведения. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники лепки.
40. «Дымковские лошадки».
Расширять знания детей о народном декоративно-прикладном творчестве. Познакомить детей с историей дымковского промысла, закрепить знания элементов дымковской росписи. Закрепить знания о дымковской игрушке и её орнаменте. Учить детей различать цвета и геометрические формы, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.
41. Чудо –Хохлома. Ложка.
Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Март.
42-43. «Корзина с цветами».
Учить создавать цветы в технике пластилинография; упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями; воспитывать у детей отзывчивость, доброту; развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
44. «Украшение пасхального яйца».
Продолжать осваивать технику пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, индивидуальные творческие способности, художественный вкус. Воспитывать любовь к художественно-творческой деятельности, аккуратность, трудолюбие, желание доставить радость от созидания себе и близким.
45.«День рождения медвежонка».
Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Сформировать первоначальное представление о каркасной лепке. Обучить детей преобразовывать шарообразную форму в овальную, путем надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз. Развивать эстетическое восприятие.
46. «Город». (транспорт)
Учить детей составлять предмет из нескольких частей
Учить детей дополнять различными деталями (двери, окна, фары) свою работу. Развивать мелкую моторику, чувство формы.
47. «Светофор».
Продолжить знакомить детей с сигналами светофора. Учить лепить светофор из целого куска пластилина; изображать три цвета сигналов, путём прикладывания; закрепление знаний и умений детей в лепке предмета, состоящего из нескольких частей, используя прямое и круговое раскатывание. Развитие внимания, мелкой моторики кистей рук. Воспитывать аккуратность в работе.
48. Осминожки».
Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения. Способствовать развитию формообразующих движений руки в работе с пластилином.
49. «Золотая рыбка в аквариуме».
Учить детей создавать образ рыбки в технике пластилинографии. Учить, приемом размазывания, закрашивать рыбку, не выходя за контур. Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях. Формировать умение в передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники. Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.
Апрель.
50. «Звезды и комета».
Продолжать освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами. Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции.
51. «Загадочный космос». Учить покрывать пластилином сложные по форме изображение. Продолжать обучать детей размазывать пластилин,не выходя за конур.
52. «Лягушка» (в технике пластилиновая живопись)
Развивать умение работать с пластилином, чувство цвета, воображение, интерес к восприятию произведений искусства, творческое мышление, фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
53.«Гусеница на листочке».
Познакомить детей с материалом для выполнения каркаса. Сформировать умение создавать лепной образ на основе каркаса, используя комбинированные способы лепки. Закреплять навыки аккуратной работы с
пластилином; активизировать речь.
54. «Творю что хочу». (самостоятельная деятельность).
Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
55. «Разноцветный зонтик».
Освоение приемов: ощипывание и размазывание маленьких комочков пластилина, закрепление приема скатывания. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира. Развивать чувство ритма и цвета.
56. «Божья коровка».
Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Воспитывать самостоятельность.
57. «Одуванчики».
Закреплять приёмы лепки (скатывание, расплющивание, надавливание, раскатывание, оттягивание, прищипывание). Развивать творчество, мелкую моторику, эстетические чувства.
Май.
58. «Подснежники».
Обучать детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах. Развивать умение изображать цветы при помощи пластилина, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии, развивать чувство формы и цвета; воспитывать бережное отношение к природе.
59. «Салют Победы».
Продолжать упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.
60-61. «Бабочка».
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание. Формировать интерес детей к изготовлению поделок из пластилина. Воспитывать интерес к познанию природы.
62. «Дымковская уточка».
Познакомить детей с дымковской игрушкой (уточки, птички, козлики и др., обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Развивать эстетические чувства. Учить передавать относительную величину частей уточки.
63 «Цветы в траве».
Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова. Обучать детей и родителей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать. Воспитывать самостоятельность.
64. «Ромашковое лето».
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование знакомых техник лепки; эстетическое восприятие, мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус, аккуратность.
Список использованной литературы
1. Смирнова Т. В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией. -Волгоград: Учитель, 2015
2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей». - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2012.
3. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. Пластилиновая картина. -М. : Мозаика-Синтез, 2013.
4. Новацкая М. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми. –СПБ. : Питер, 2014
5. Издание развивающего обучения. Простая лепка. Ферма. -М. : Карапуз, 2014.
6. Жукова О. Г., Белошистая А. В. Волшебны пластилин. -М. :Аркти, 2009.
7. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
8. Лыкова И. А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005