Татьяна Антонова
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
"Цветные ладошки"
Автор-составитель:
Антонова Татьяна Юрьевна
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Цветные ладошки“» размещена в разделах
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Именно взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в комплексных программах. Авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Программа является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста, определяет ценностно – целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для детей 3-7 лет. Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность» составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В дополнение к ней используется программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Направленность программы : художественная
Уровень – базовый
Актуальность:
На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании, применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию. Одна из первостепенных актуальных задач данной программы : это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов через освоение культурного мирового наследия.
Педагогическая целесообразность
Интегрированность, преемственность содержания программ, взаимосвязь с другими типами образовательных программ.
1. «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «Ознакомление с окружающим». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Программа «Цветные ладошки» опирается на общепедагогические и специфические дидактические принципы.
Среди общепедагогических принципов выделим :
- принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
- принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и корректировка программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение программы с опорой интересы отдельных детей и детского сообщества.
Специфические принципы, обусловлены особенностями художественно- эстетической деятельности:
- принцип эстетизации предметно- развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, созидающего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства- основы для развития образных представлений;
- принцип естественной радости.
Новизна.
Настоящая программа, модифицированная и описывает курс по рисованию с использованием как традиционных, так и нетрадиционных техник изображения для детей среднего и старшего возраста и разработана на основе парциальной программы «Цветные ладошки» А. И. Лыкова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа на занятиях позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1. формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3. ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, нетрадиционной техники рисования;
Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением
1. Способность эмоционального переживания
2. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям)
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество)
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Цель:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитывающая: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи:
1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
4. Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.
5. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
6. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Сроки реализации Программы : 8 месяцев.
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы : 2-3 года
Психолого-педагогические особенности возрастной категории обучающихся.
Первая младшая группа (2 - 3 года)
Все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само привлекло его внимание, запоминается то, что само запоминается.
Ребенок 2 - 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Для детей характерны низкие пороки сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности адаптации к детскому саду и обучению. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т. д.
Общение у детей данного возраста носит ситуативно-деловой характер. Взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «деловые» качества взрослого и, следовательно деловые мотивы общения выходят на первый план.
самые важные психологические особенности детей 2-3 лет:
- им присуще наглядно-действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т. е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
- речь находится в стадии формирования;
- обучение эффективно только на фоне психоэмоциональнокомфортного состояния;
- внимание, мышление, память непроизвольны.
Формы занятий: групповая.
Режим и продолжительность занятий:
• 2 года – не более 15 мин,
Во время занятий 5 - минутные перерывы (физминутка, пальчиковая гимнастика) для снятия напряжения и отдыха.
Количество занятий в неделю 2 и 56 за год.
Количество обучающихся в группах от 12.
Особенности набора детей; общедоступный набор
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
По окончании дети должны знать и уметь:
Учебный план 1 год
№ Содержание Теория Практика Всего занятий Формы аттестации (контроля)
1. «Золотая осень» 2 2 4 Творческая
работа
2 «Фрукты овощи» 2 2 4 Творческая
работа
3 «Игрушки» 4 4 8 Творческая
работа
4 «Зима» «На пороге Новый Год» 4 4 8 Творческая
работа
5 «Зимушка зима», «Зимние забавы» 4 4 8 Творческая
работа
6 «Транспорт» 4 4 8 Творческая
работа
7 «Весна»,
«Мамин Праздник» 4 4 8 Творческая
работа
8 «Одежда», «Обувь» 4 4 8 Творческая
работа
Итого 28 28 56
Содержание программы :
Тема 1. Золотая осень
Занятие 1 Теория. Знакомство с цветами осени, наблюдение за листопадом.
Практика. Коллективная аппликация «Листопад»
Занятие 2 Теория. Знакомство со свойствами материала (пластилина)
Практика. Лепка «Листочек»
Занятие 3 Теория. Знакомство с клеем и обрывной бумагой.
Практика. Аппликация «Зонтик»
Занятие 4 Теория Знакомство с красным цветом. Знакомство с приемами ощипывание, скатывания пластилина
Практика. «Рябина»
Тема 2. Фрукты и овощи
Занятие 1 Теория. Знакомство с кистью (экспериментирование)
Практика. Кисточка танцует
Занятие 2 Теория Знакомство с фруктами и овощами
Практика. Аппликация «Засоли помидоры»
Занятие 3 Теория. Знакомство с книжной графикой
Практика. Веселые картинки (потешки)
Занятие 4 Теория Закрепление материала фрукты и овощи
Практика. Коллективная работа урожай
Тема 3. Игрушки
Занятие 1 Теория Рассматривание ежика.
Практика. Лепка «Вот ежик ни головы ни ножек»
Занятие 2 Теория. Знакомство с карандашами, фломастерами, восковыми мелками. Чтение стихотворения Зайка.
Практика. «Зайку мочит дождик»
Занятие 3 Теория. Вызывать интерес к рассматриванию картинок в детских книжках. Показать взаимосвязь между картинками и реальными игрушками. Учить узнавать и называть игрушки в рисунках. Продолжать знакомить с книжной графикой на примере иллюстраций А. Барто.
Практика. «Мячик»
Занятие 4 Теория. Знакомство с пирамидкой. Разбираем собираем
Практика. Лепка «Пирамидка»
Занятие 5 Теория. Знакомство с мячом. Игры с мячом. Закрепление прямых линий.
Практика. Рисование «Мяч»
Занятие 6 Теория. Знакомство с бумажной пластикой.
Практика. Коллективная композиция «Пушистая пирамидка»
Занятие 7 Теория. Знакомство с песком, манкой.
Практика. Рисование на писке, манке «Мячик»
Занятие
8 Теория. Знакомство с манкой, гречкой
Практика. Рисование «Юла»
Тема 4. Зима. На пороге новый год
Занятие 1 Теория Знакомство с черным и белым цветами.
Практика. Рисование «Снегопад»
Занятие 2 Теория. Рассматривание картинок зима.
Практика. Рисование с элементами аппликации «Снежок порхает кружиться»
Занятие 3 Теория. Знакомство с елкой
Практика. Моделирование «Вот такая елочка»
Занятие 4 Теория. Знакомство с новогодними игрушками шарами.
Практика. Рисование «Новогодний шарик»
Занятие 5 Теория. Закрепление материала нарядная елочка
Практика. Аппликация «Наряди елку»
Занятие 6 Теория. Знакомство с соленым тестом.
Практика. Лепка «Вот такая ёлочка»
Занятие 7 Теория. Знакомство с дедом морозом. Рассматривание картинок.
Практика. Рисование ладошками «Дет мороз»
Занятие
8 Теория. Рассматривание картинок зимний лес
Практика. Коллективная работа «Зимний лес»
Тема 5. «Зимушка, зима», «Зимние забавы»
Занятие 1 Теория Знакомство с синем цветом
Практика. Рисование «Снеговик»
Занятие 2 Теория. Знакомство с зимними птицами
Практика. Аппликация «Снегирь»
Занятие 3 Теория. Рассматривание картинок зима
Практика. Коллективная работа «Зимние дома»
Занятие 4 Теория. Чтение сказки Рукавичка
Практика. Рисование «Рукавичка»
Занятие 5 Теория. Рассматривание картинок зима
Практика. Рисование с элементами аппликации «Зимнее дерево из ватных дисков»
Занятие 6 Теория. Рассматривание картинок снежки
Практика. Лепка «Снеговики играют в снежки»
Занятие 7 Теория. Рассматривание картинок снеговики. Знакомство с ватой
Практика. Аппликация из комочков ваты «Снеговик – Великан»
Занятие
8 Теория. Рассматривание картинок снежинки
Практика. Рисование «Снежинка»
Тема 6. «Транспорт»
Занятие 1 Теория Рассматривание Транспорта
Практика. Аппликация «Грузовик»
Занятие 2 Теория. Рассматривание картинок Город
Практика. Коллективная работа «Дружный город»
Занятие 3 Теория. Беседа на тему Транспорт.
Практика. Лепка «Машинка»
Занятие 4 Теория. Рассматривание светофора
Практика. Аппликация «Светофор»
Занятие 5 Теория. Беседа где переходим дорогу
Практика. Рисование «Пешеходный переход»
Занятие 6 Теория. Рассматривание Пожарная машина
Практика. Аппликация с элементами рисования «Пожарная машина»
Занятие 7 Теория. Что возят грузовики
Практика. Рисование «Грузовик с песком»
Занятие
8 Теория. Рассматривание картинок самолет
Практика. Аппликация «Самолет»
Тема 7. «Весна», «Мамин Праздник»
Занятие 1 Теория Закрепление материала слоеное тесто
Практика. «Бублика баранки»
Занятие 2 Теория. Знакомство с цветами
Практика. «Весенний букетик»
Занятие 3 Теория. В гостях у Кати
Практика. Лепка бублик к чаю Кати
Занятие 4 Теория. Беседа на тему мамин праздник
Практика. «Открытка для мамы»
Занятие 5 Теория. Свойство воды опыты
Практика. «Вот такие у нас сосульки»
Занятие 6 Теория. Наблюдение за солнышком
Практика. Коллективная работа «Солнышко»
Занятие 7 Теория. Закрепление цветов красный, желтый, зеленый
Практика. Рисование «Цветочек»
Занятие
8 Теория. Рассматривание картинок весна
Практика. Рисование «Листочки распускаются»
Тема 8 «Одежда», «Обувь»
Занятие 1 Теория Беседа на тему одежда
Практика. Рисование с элементами аппликации «Платье»
Занятие 2 Теория. Беседа на тему для чего нужны шапки
Практика. Аппликация «Шапка для Кати»
Занятие 3 Теория. Наряжаем Катю гулять
Практика. Аппликация «Наряди Катю»
Занятие 4 Теория. Беседа на тему одежда
Практика. Рисование «Брюки для Кати»
Занятие 5 Теория. Беседа на тему обувь. Где в чем ходят
Практика. Аппликация «Тапочки»
Занятие 6 Теория. Что нужно обувать чтобы не промочить ножки
Практика. Рисование «Сапожки»
Занятие 7 Теория. Рассматривание картинок с обувью
Практика. Аппликация «Туфли»
Занятие
8 Теория. Для чего нужна обувь
Практика. Лепка «Сапоги»
Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение:
Нетрадиционные техники:
• тычок жесткой кистью;
• оттиск поролоном;
• восковые мелки и акварель;
• свеча и акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошек;
• волшебные веревочки;
• кляксография;
• монотопия;
• печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Организация занятий кружка. Центром планирования, реализации и осуществления изобразительной, творческой деятельности воспитанников МДОУ является изостудия.
Кружок посещают дети младшей, средней и старшей группы. Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 10 минут для младшей группы, 15 минут для средней группы, 20 минут для старшей группы.
Продолжительность учебного года по Программе устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Формы и режим занятий. Групповые
Педагогическая диагностика проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь);
2 - итоговая (май).
Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней.