Шукалюк Ксения
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Веселая логика» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы : естественнонаучная
Уровень освоения Программы : базовый уровень.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стреми-тельно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа „Веселая логика“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, при-нимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, об-ладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучаю-щих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логи-ческой составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответ-ствующим образом.
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требу-ет обобщения, систематизации, углубления, уточнения. Среди дидактических игр, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции, группировку по свойствам, на воссозда-ние целого из частей («Танграм», пазлы, на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно ме-няться, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
Новизна Программы состоит :
- в качественном подборе и систематизации разного рода игр, упражнений,
пособий, литературы;
- в комплексном использовании занимательного дидактического материала
через организацию игровой, экспериментальной и познавательной деятельности.
Цель Программы : обучение детей мыслить логически и вместе с тем нестан-дартно, творчески. Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.
Задачи Программы :
• Развить умственные способности детей через овладение действиями
замещения и наглядного моделирования;
• Сформировать умение составлять группу из отдельных предметов, разде-лять их по характерным признакам и назначению;
• Сформировать умение классифицировать предметы по различным
основаниям;
• Сформировать умение сравнивать предметы и образы;
• Сформировать умение соотносить схематическое изображение с реальны-ми предметами;
• Развить быстроту мышления;
• Развить умение высказывать простейшие собственные суждения и
умозаключения на основе приобретенных знаний;
• Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• Развить мелкую моторику;
• Воспитать стремление к приобретению новых знаний и умений;
• Воспитать стремление к преодолению трудностей, уверенность в
себе, желания прийти на помощь сверстнику
Возрастные особенности психического развития детей
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в про-странстве. Возрастает объем памяти. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изоб-ражения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенно-сти, как оригинальность и произвольность.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной со-средоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут.
Дети шестого года жизни.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее ак-тивного рисования.
Конструирование и эксперименты характеризуются умением анализиро-вать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и назы-вают разные детали деревянного конструктора. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Продолжа-ет совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предме-тов, систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки, форму прямоуголь-ников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко вы-страивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их про-странственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных си-туациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, осо-бенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мыш-ление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совер-шить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правиль-ными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслитель-ные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования, комплексные пред-ставления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобра-зования различных объектов и явлений (представления о цикличности измене-ний) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и умень-шении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться опера-ции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие до-школьники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточ-но оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, пе-реключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произ-вольному вниманию.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игро-вой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим раз-витием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивно-стью; применением в конструировании обобщенного способа обследования об-разца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объ-ектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышле-ние, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщен-ными способами анализа, как изображений, так и построек, не только анализи-руют основные конструктивные особенности различных деталей, но и опреде-ляют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Продолжают развиваться навыки обобще-ния и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются нагляд-ными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, внимание дошкольников, оно ста-новится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем позна-вательного и личностного развития.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа “ Веселая логика” рассчитана на 1 год.
Форма обучения – очная.
Уровень сложности – базовый уровень.
Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек.
Годовой курс программы рассчитан на 72 часа (2 часа в неделю, академиче-ский час составляет 25-30 минут, (5-6лет – 25 мин, 6-7лет – 30 мин).
Группа формируется из детей в возрасте 5-7 лет.
Занятия кружка проводятся во второй половине дня, по подгруппам. Дли-тельность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависи-мости от ситуации и желания детей.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме.
Примерная структура занятия.
Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми за-дачами.
Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.
1часть.
Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.
2часть.
Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического ма-териала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположи-тельный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых дей-ствий.
Физкультминутка
3часть.
Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.
4часть.
Рефлексия
В занятия включены:
Работа с занимательным материалом
Работа с развивающими, дидактическими играми
Физкультминутки.
Работа с электронными дидактическими пособиями.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде дея-тельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сю-жеты.
Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
Формы организации образовательной деятельности
Традиционные.
Комбинированные.
Практические.
Игры, конкурсы.
Методы:
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы).
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
Наглядный ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плака-тов, фотографий).
Формы работы с детьми
Групповые занятия, включающие в себя:
развивающие игры логико-математического содержания;
словесно-логические упражнения;
самостоятельная деятельность детей.
Используемые методы:
практические (игровые);
воссоздание, преобразование;
конструирование;
моделирование.
Принципы построения программы :
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения умений и навыков один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стерео-типы.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с ис-пользованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельно-сти и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении.
Принцип результативности предполагает получение положительного ре-зультата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития.
Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение про-блем разноуровнего обучения.
Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.
Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжела-тельной обстановки, вера в силы ребенка.
Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения.
Принципы взаимодействия с детьми:
сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с ре-зультатами других детей;
каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоян-ным успехом.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы :
Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением.
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его вы-слушать, помочь при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогиче-ской диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития позна-вательных следующих процессов:
1. Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Срав-нение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Итогом в реализации программы являются :
- развлечения;
- дни открытых дверей (для сотрудников, родителей);
- викторины;
- квест игры.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Содержание работы Количество занятий
в неделю в месяц в год
Занятия по темати-ческому плану 2
8 72
5-6 лет
Название раз-дела, темы Программное со-держание Литература Количество часов Форма аттестации/
контроля
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание Наименование возрастных групп
Старшая группа (5 - 6 лет) Подготовительная группа к школе группа (6 - 7 лет)
1 Количество возрастных групп 1 1
2 Начало учебного года 15.09.2020
3 Окончание учебного года 15.05.2021
4 Продолжительность учебной недели 5 дней (понедельник - пятница)
5 Продолжительность учебного года 36 недель
6 Летний оздоровительный период С 01.06.2020 по 31.08.2020
7 Режим работы ДОО в учебном году 7.30 - 18.00
8 Режим работы ДОО в летний оздоровительный период 7.30 - 18.00
9 График каникул Зимние каникулы - 01.01.2021 - 08.01.2021
Летние каникулы - 01.06.2021 - 31.08.2021
10 Начало непосредственно образовательной деятельности Вечер
15.30
11 Продолжительность непосредственно образовательной деятельности 25 мин. 30 мин.
12 Объём недельной образовательной нагрузки 2 часа 2 часа
13 Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Педагогический мониторинг
2 раза в год - сентябрь - май
14 Праздничные (выходные дни) 1 ноября - День народного единства
1-8 января - новогодние каникулы
23 февраля - День защитника Отечества
8 марта - Международный женский день
1 мая - Праздник весны и труда
9 мая - День Победы
Психологическое обеспечение программы
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
формирование умений учащихся по данному виду обучения;
применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Техническое оснащение занятий
Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ и методическом кабинете, оборудованными в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка имеется необходимый комплект всех, используе-мых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов. По резуль-татам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Срав-нение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая техно-логия. Поэтому преимущество отдается игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм. Большое внимание уделяется поэтапному фор-мированию навыков самостоятельного выполнения заданий.
Учебно-методическое обеспечение
Необходимое оборудование для выполнения программы :
Игры Никитина «Сложи узор»
«Математический планшет»
Палочки Кюизенера
Набор геометрических фигур
Бумага, карандаши
Альбомы схем и чертежей
График работы кружка
День недели Время проведения Место проведения
Вторник 15.30 Группа
Четверг 15.30 Методический кабинет
Используемая литература:
Для педагогов:
1. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2013 г.
2. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» М. издательство Гном, 2015 г.
3. Машин Л. ,МадышеваЕ. Развивающие игры. Загадочные истории. Для за-нятий с детьми 6-8 лет. Харьков, «Фолио», 1996 г.
4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : «Просвещение», 1985.
5. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
6. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М. «Мозаика-Синтез», 2013 г.
7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
8. СмоленцоваА. А. ,Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб, «Детство – Пресс», 2004
9. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет» : СПб, 2003.
10. Харько Т. Г. сказки фиолетового леса СПб, «Детсво-Пресс», 2013 г.
11. «Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- До-ну2014г.
12. «Математическое развитие детей 4-7 лет» Л. В. Колесникова, изд. «Учи-тель» Волгоград2014г.
13. «Изучаем фигуры» Т. В. Сорокина, С. В. Пятак, изд. «Эксмо» Москва 2011г.
14. «Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В. Г. Голубь, изд. «Метода» Воронеж 2014г.
15. «Всё по полочкам» А. В. Горячев, Н. В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г.
16. «Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.
«Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г.
17. Комплексные занятия М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой,изд. «Учитель» Волгоград 2010г.
18. «Чего на свете не бывает?» О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой,изд. «Просвещение» Москва 1991г.
19. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В. Н., Степанова Н. В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г
20. «Математика в детском саду старший дошкольный возраст». В. П. Нови-кова. изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2009 г.
21. «Логические задачки» О. А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г.
22. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова Москва ООО «Глобус»
23. «Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕ-ДИА ГРУПП» Москва 2011г.
24. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайлова изд. «Просвещение» Москва 1985г.
Электронные ресурсы:
1. «Развивающие игры для детей» «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова
Rutracker.orq
2. Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада
MirKnig.com
3. Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера
https:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
https:// www.fbr.ru Банк рефератов
4. Педагогический проект МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС Автор: И. П. Шве-цова
5. «Развивающие игры для детей» «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова
MirKnig.com
6. Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера
Rutracker.orq
7. Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада
https:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье