Светлана Новосёлова
Дополнительная общеобразовательная программа «Мини-музей «Матрешка — народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Ненецкого автономного округа «Центр развития ребенка – детский сад «Аннушка»
Рассмотрено на педагогическом совете протокол № 1 от 26.09. 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
И. о заведующего ГБДОУ НАО
«ЦРР – ДС «Аннушка»
___/ А. В. Филиппова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
Мини - музей
«Матрёшка - народная игрушка»
художественной направленности
для детей в возрасте: 4-5 лет.
Авторы программы :
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Мини-музей „Матрешка — народная игрушка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Мини-музей
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Новосёлова Светлана Ефимовна-
первая квалификационная категория,
Терентьева Оксана Алексеевна-
высшая квалификационная категория.
г. Нарьян- Мар
2017 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка 3
1.1. Нормативные документы 3
1.2. Направленность дополнительной общеобразовательной программы 3
1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 3
1.4. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной программы 4
1.5. Принципы и подходы к формированию программы 5
1.6. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ 7
1.7. Участники программы 7
1.8. Сроки и этапы реализации программы 8
1.9. Формы и режим организации занятий по программе 9
1.10. Ожидаемые результаты 9
1.11. Форма подведения итогов реализации программы 9
2. Учебно-тематический план 10
2.1. Учебно - техническое обеспечение по темам 11
3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы 12
4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы 13
5. Литература 14
1. Пояснительная записка.
1.1. Нормативные документы
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Международной Конвенцией о правах ребёнка (1989г.);
• Конституция Российской Федерации, ст. 43,72;
1.2. Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Программа мини - музей «Матрёшка - народная игрушка» по содержанию соответствует художественной направленности.
1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Дополнительная образовательная программа мини - музея «Матрёшка – народная игрушка» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Одной из новых форм ознакомления детей с культурой своей страны, воспитания любви к ней является организация в детском саду «мини - музея».
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. В связи с тем, что в нашем регионе не так много музеев, выставочных залов и организовать экскурсию для детей среднего возраста достаточно непросто, возникла идея создать проект «Мини-музей».
Организация «мини-музея» в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм работы с детьми, обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом. Важная особенность его организации – участие в создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность, так как приносят из дома, привозят из отпуска экспонаты.
«Мини – музей» играет большую роль в приобщении ребенка к историческому, культурному, природному наследию, способствует формированию толерантности, познавательному, творческому, эмоциональному развитию, вызывает интерес к коллекционированию.
1.4. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Целью данной программы является воспитание у детей интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки Матрёшки.
Основные задачи:
Обучающие:
• формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
• формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
• способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
• обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи;
• содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
Развивающие:
• развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции;
• развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
Воспитательные:
• воспитывать и развивать художественный вкус;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.
1.5. Принципы и подходы к формированию программы.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом.
- соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
• Принцип гуманистической направленности.
Программа направлена на охрану детства, обогащение развития ребенка как индивидуальности, на максимальную реализацию возможностей ребенка, которые формируются и проявляются, прежде всего, в специфически детских видах (игровая, конструктивная, трудовая, изобразительная и др.) деятельности.
• Принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре;
• Принцип интегративного подхода к построению содержания образования дошкольников, предполагает взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности. Взаимодействие разных видов деятельности для обогащения развития друг друга; интеграционные процессы «крупными мазками» намечают, прорисовывают, так называемые горизонты детского развития, т. е. выполняют поисковую и прогностическую функцию в общем процессе психического развития ребенка;
• Принцип развития психики в деятельности и общении предусматривает понимание воспитателем, что деятельность – это системно-структурное образование, знание о ней у самого воспитателя должно быть системным; темпы развития и саморазвития ребенка определяются формой общения его со взрослым и сверстником, а также освоением деятельности на уровне самостоятельности, т. е. самодеятельности;
• Принцип природосообразности, оздоровительной направленности воспитания требует учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, в воспитательно-образовательной и коррекционной деятельности взрослого – дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам; учета развития способностей и интересов каждого;
• Принцип гармонии трех начал проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального;
• Принцип сотрудничества семьи и детского сада в воспитании по законам содружества направляет внимание на специфику деятельности педагога, которая заключается в том, чтобы содействовать развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями.
Среди подходов к формированию программы можно выделить :
• личностно – ориентированный, который предусматривает ориентацию педагогического процесса воспитания с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.
Механизм реализации данного подхода — создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
• деятельностный – связанный с организацией целенаправленной воспитательной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями:
- видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и др.);
- формами и методами воспитания;
- возрастными особенностями ребенка при включении в воспитательную деятельность;
• аксиологический (ценностный) – предусматривающий организацию воспитания на основе общечеловеческих ценностей или этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т. Д. ;
• компетентности - в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач;
• диалогический - предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
• системный — в качестве методологического направления, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними;
• средовой – предусматривающий, использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.6. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что организация деятельности проводится как коллективная игра, творческая мастерская. Программой предусмотрено, чтобы деятельность направлена на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.
«Мини- музей» группы можно посещать каждый день. В музеях трогать ничего нельзя, в «мини – музеях» не только можно, но и нужно! Разрешается самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, играть ими, все это способствует разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач, нравственного и эстетического воспитания.
1.7. Участники программы.
Материал программы рассчитан для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Работа строится на тесном сотрудничестве со специалистами детского сада: музыкальным руководителем, воспитателем по изобразительной деятельности. Тем самым используется интегративный подход в организации «мини-музея». Также активными участниками «Мини - музея» являются родители.
1.8. Сроки и этапы реализации программы.
Реализация программы рассчитана - на 1год.
Этапы деятельности мини – музея «Матрешка – народная игрушка».
№ Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап Родительское собрание.
Подбор литературы.
Педсовет.
Сентябрь 1. Определение
темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
2. Практический этап Сбор и изготовление экспонатов совместно с родителями.
Оформление выставок.
Подготовка презентаций.
Проведение образовательной деятельности.
В течение года.
1. Создание мини-музея.
3. Подведение итогов Педсовет.
Встреча с родителями
Май 1. Презентация «Мини-музей «Матрешка - народная игрушка».
2. Презентация «Семейная матрешка».
1.9. Формы и режим организации занятий по программе.
Занятия проводятся в форме: игры, беседы, показа презентаций, продуктивных видов деятельности, во второй половине дня.
Год Возраст Количество часов/продолжительность Количество
воспитанников
2017-2018г. 4 - 5 лет 1 раз в неделю/ 20 минут 25 человек
1.10. Ожидаемые результаты.
Социально– коммуникативное развитие
1. Проявляет интерес к русским традициям.
2. Имеет представление о городах России, где изготавливают Матрёшку.
3. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративного искусства.
4. Сплочение коллектива детей и родителей
5. Использует матрешку в сюжетно-ролевых играх и конструировании.
Познавательное развитие 1. Проявляет любознательность, задает вопросы об истории, быте, рукотворных игрушках.
2. Использует различные материалы и способы при создания Матрёшки.
3. Знает историю появления Матрёшки.
Речевое развитие 1. Различает жанр фольклора (потешки, стихи, загадки, сказки).
Художественно - эстетическое развитие 1. Составляет узоры, украшает матрешку, используя геометрические и растительные элементы,
2. Знает характерные элементы Матрёшки.
Физическое развитие 1. Проявляет инициативу в желании и организации хороводных игр.
1.11. Форма подведения итогов реализации программы.
1. Формой подведения итогов являются выставки работ. Создание родителями совместно с детьми авторских Матрёшек.
2. Изготовление дидактических игр с русской игрушкой – Матрешкой.
2. Учебно - тематический план.
№ Месяц Тема занятия Цель занятия
1. Октябрь Презентация «Русская матрешка» Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
2. Ноябрь Игровые ситуации «Расставь матрешек – сказочных героев по порядку и расскажи сказку» «Разложи и собери матрешку» Активизировать речь детей в играх, упражнять в счете. Закрепить умение сравнивать предметы по высоте.
3. Декабрь Презентация «Какие они разные и такие похожие» Дать представления детям о разновидностях, внешнем виде матрешки.
4. Январь Аппликация «Украсим сарафан матрешке». Содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.
5. Февраль Декоративное рисование «Веселые матрешки». Систематизировать и углубить представления детей о внешнем виде семеновской матрешки.
6. Март Аппликация «Северная матрешка». Создание авторской матрешки (с элементами ненецкого узора).
7. Апрель Пластинография «Хоровод матрешек». Формировать интерес у детей, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрешкой.
8. Май «Семейная матрешка». Формировать сплоченные отношения между педагогами, родителями и воспитанниками, создавать положительную эмоциональную атмосферу в совместном творчестве.
9. В течение года Работа с дидактическими играми:
«Подбери матрешке юбку»,
«Матрешки»,
«Наряди Матрешку»,
«Найди такую же»,
«Расставь по росту»,
«Разрезные картинки». Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.
10. В течение года Работа в творческом уголке мини-музея «Матрешки» : создании разных матрешек (рисование, разукрашивание) Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
11. В течение года Работа в библиотеке:
«Загадки о матрешках»,
«Потешки о матрешках»,
«Русская матрешка»,
«Частушки о матрешках». Развитие у детей познавательной активности, обогащения словаря, навыков общения, сотрудничества, инициативности, ответственности.
2.1. Учебно-техническое обеспечение.
Экспозиция «мини-музея» находится в помещении группы №8. Экспонаты в количестве -76 штук располагаются на полках шкафа.
№ Месяц Тема занятия Обеспечение занятия
1. Октябрь Презентация «Русская матрешка». Экран, проектор, ноутбук.
2. Ноябрь Игровые ситуации «Расставь матрешек – сказочных героев по порядку и расскажи сказку», «Разложи и собери матрешку». Деревянные матрёшки. Дидактическая игра.
3. Декабрь Презентация «Какие они разные и такие похожие». Экран, проектор, ноутбук.
4. Январь Аппликация «Украсим сарафан матрешке». Шаблоны, цветная бумага, клей, кисточки, клеенка, салфетка, ножницы.
5. Февраль Декоративное рисование «Веселые матрешки». Шаблоны, краска, кисточки, баночка под воду, клеенка, салфетка.
6. Март Аппликация «Северная матрешка». Шаблоны, цветная бумага, клей, кисточки, клеенка, салфетка, ножницы.
7. Апрель Пластинография «Хоровод матрешек». Шаблоны, пластилин, бисер, паетки, бусины, крупа, доска.
8. Май «Семейная матрешка». Изготовление работ родителями и детьми.
9. В течение года Работа с дидактическими играми:
«Подбери матрешке юбку»,
«Матрешки»,
«Наряди Матрешку»,
«Найди такую же»,
«Расставь по росту»,
«Разрезные картинки». Дидактические игры.
10. В течение года Работа в творческом уголке мини-музея «Матрешки» : создании разных матрешек (рисование, разукрашивание) Трафареты, раскраски.
11. В течение года Работа в библиотеке:
«Загадки о матрешках»,
«Потешки о матрешках»,
«Русская матрешка»,
«Частушки о матрешках». Книги.
3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы.
№ Месяц Тема занятия Краткое описание занятия
1. Октябрь Презентация «Русская матрешка». 1. Организационный момент. Загадка.
2. Основная часть: показ презентации.
3. Итог, рефлексия: о чем новом узнал ребёнок.
2. Ноябрь Игровые ситуации «Расставь матрешек – сказочных героев по порядку и расскажи сказку», «Разложи и собери матрешку». Дидактические игры.
3. Декабрь Презентация «Какие они разные и такие похожие». 1. Организационный момент. Чтение стихотворения.
2. Основная часть: показ презентации.
3. Итог, рефлексия: о каких видах матрешек узнал ребенок.
4. Январь Аппликация «Украсим сарафан матрешке». 1. Организационный момент. Рассказывание потешек.
2. Основная часть: выполнение аппликации.
3. Итог, рефлексия.
5. Февраль Декоративное рисование «Веселые матрешки». 1. Организационный момент. Чтение стихотворения.
2. Основная часть: выполнение рисования.
3. Итог, рефлексия.
6. Март Аппликация «Северная матрешка». 1. Организационный момент. Загадка.
2. Основная часть: показ выполнения работы.
3. Итог, рефлексия.
7. Апрель Пластинография «Хоровод матрешек». 1. Организационный момент. Чтение стихотворения.
2. Основная часть: выполнение работы.
3. Итог, рефлексия.
8. Май «Семейная матрешка». 1. Организационный момент.
2. Показ мультфильма.
3. Показ презентации
4. Представление родителями и детьми авторскую матрёшку.
5. Чаепитие.
4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.
Программа обеспечена разнообразными видами матрёшек (Семёновская, авторская, деревянная, металлическая, сюжетная и т. д., картинками. Наглядность в этом плане имеет особое значение, она помогает педагогу выстроить образовательный процесс.
Методы и приё мы:
• наглядный (показ действий, демонстрация иллюстраций, просмотр мультфильма, презентации);
• словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
• практический (постановка задания, выполнение работы, анализ результатов).
Формой подведения итогов реализации программы является : выступление детей на ресурсной площадке, выставки творческих работ, представление родителями и детьми авторской матрёшки.
5. Список литературы.
1. И. Я. Богуславская Русское народное искусство. Л., 1968
2. В. М. Вишневская, Н. И. Каплан, С. М. Буданов Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956
3. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999.
4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : - “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.
Интернет-ресурсы:
1. https://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/;
2. https://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006333/
3. Мультфильм «Петрушка в Матрешечьем царстве»- фильм из цикла Народные промыслы России.