Светлана Шурыгина
Дополнительная общеобразовательная программа «Звуковой калейдоскоп»
▼ Скачать
1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы «Звуковой калейдоскоп» - речевое развитие. Данная программа является эффективной и оптимальной, так как она способствует исправлению нарушенного звукопроизношения, а также развитию коммуникативных навыков и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, не посещающих группы компенсирующей направленности.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Звуковой калейдоскоп“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Новизна программы заключается в организации непосредственной непрерывной корригирующей деятельности взрослого и детей, и организация особой предметно-развивающей среды со специально подобранным методическим обеспечением в процессе коррекционной работы на базе логопедического кабинета учреждения, в применении методов и технологий, способствующих развитию речевых возможностей дошкольников. Актуальность программы. Учитывая возрастающий рост числа детей с речевыми нарушениями, нуждающихся в помощи специалистов данная программа является своевременной и актуальной.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале, внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка мотивации к учебе и качества школьной зрелости.
В связи с этим, перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача подготовки ребенка к школьному обучению, его готовности к общению со сверстниками на новом уровне. Решение этой задачи связано с формированием общей готовности детей к школе, одной из сторон которой является речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи.
Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формирования равных стартовых возможностей дошкольников.
Отличительной особенностью программы является то, что основной задачей ставит задачу развития речи ребенка, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на речевое развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы. Данная программа готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Педагогическая целесообразность программы :
Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею речевого развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить речевые возможности дошкольников. Непременное развитие лексико – грамматических средств и связной речи, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка. Для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т. е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно.
Предлагаемая организация процесса коррекции звукопроизношения является эффективной и оптимальной, так как она способствует исправлению нарушенного звукопроизношения, а также развитию у детей коммуникативных навыков и навыков общения в новой среде, с новыми детьми. Таким образом, сохраняется здоровье детей, происходит комплексная коррекция нарушений индивидуального развития ребенка и оптимальная подготовка детей к школьному обучению.
Цель программы : коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, не посещающих группы компенсирующей направленности.
Задачи:
Обучающие:
Постановка и автоматизация звуков;
развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи;
развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
Развивающие:
развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
развитие слоговой структуры слова;
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
развитие речевого дыхания и звонкости голоса;
Воспитательные:
формирование у детей усидчивости, старательности в работе, трудовых умений;
формирование умений работать парами, группами, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
формирование способности радоваться успехам своих товарищей;
воспитывать самоконтроль детей за речью.
Содержание Программы опирается на следующие основные принципы:
• системность, комплексность,
• принцип развития,
• рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка,
• деятельностный подход,
• онтогенетический принцип,
• принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип,
• принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта,
• принцип обходного пути,
• общедидактические и другие принципы.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств, важное значение имеет принцип комплексности.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся с группой детей 5-7 лет 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 30 минут. Общее количество занятий : 64.
Для эффективности коррекционной работы чрезвычайно важна роль регулярных занятий. На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это – важные предпосылки будущей деятельности, т. е. самостоятельно учиться, приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки, у них формируется чувство ответственности.
Ожидаемые результаты детей:
• правильное произношение звуков в речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• четкая дифференциация изученных звуков;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• производить элементарный звуковой анализ и синтез;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Формы подведения итогов:
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Проведение мастер – классов среди педагогов и родителей.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Методические условия реализации программы
Разделы программы Формы организации занятий Методы и приемы Дидактический материал, ТСО
Вводное занятие Групповое занятие Словесно-наглядные Методические пособия, игры на развитие речи и фонематического восприятия
Диагностика речевого развития Групповое занятие Словесно-наглядные Логопедические пособия, игры на развитие речи и фонематического восприятия
Коррекция звукопроизношения Групповое занятие Словесно-наглядные,
практические,
зондовый массаж Логопедические зонды,
Дидактические игры, логопедические пособия
Развитие мелкой моторики Групповое занятие Словесно-наглядные,
практические. Дидактические игры
Итоговое занятие Групповое занятие Словесно-наглядные Логопедические пособия, дидактические игры
2. Содержание Программы
С целью профилактики речевых нарушений у дошкольников старшего возраста, не посещающих логопедическую группу, в ДОО организованы платные дополнительные услуги по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Звуковой калейдоскоп», основная цель которого - предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха дошкольников. Отношения между МАДОУ и родителями регулируется договором, заключенным в уставном порядке. Коррекционный процесс включает логопедические технологии, обеспечивающие индивидуальный подход к нарушениям речи детей.
Данная работа направлена на реализацию:
- обеспечение благоприятных условий для социальной адаптации детей через коррекцию звукопроизношения; - развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада; - логопедическая пропаганда среди педагогов; - педагогическое просвещение родителей.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:
- развитие артикуляционной моторики; - развитие мелкой моторики руки; - развитие фонематического слуха; - развитие и коррекция произносительной стороны речи; - развитие слоговой структуры слова; - развитие лексико – грамматических категорий; - развитие связной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников включает в себя несколько блоков.
1. Блок логопедического обследования реализует функцию сбора материала о состоянии звукопроизношения у дошкольников. Она включает: выполнение диагностического обследования, беседу с родителями, педагогами группы.
2. Блок логопедической коррекции направлен на развитие артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха, формирование правильного звукопроизношения.
3. Блок работы с родителями выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в привычную социальную среду (обучение родителей доступным формам логопедической работы). Работа с родителями может проводиться параллельно занятиям с детьми, а также предлагаются консультации и памятки по речевому развитию воспитанников.
4. Блок работы с педагогами дошкольного учреждения заключается в ознакомлении с результатами обследования, с организационными и содержательными подходами к организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, по профилактике речевых расстройств у воспитанников.
3. Учебно - тематический план
№
п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего
Количество занятий мин Теория Практика
I. Формирование фонетико – фонематической стороны речи 54 1620 448 1472
1 Развитие слухового внимания и восприятия неречевых звуков 1 30 7 23
2 Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках 1 30 7 23
3 Звук и буква У 1 30 7 23
4 Звук и буква А 1 30 7 23
5 Звуки А - У 1 30 7 23
6 Звук и буква И 1 30 7 23
7 Звуки П, Пь. Буква П. 1 30 7 23
8 Звуки К, Кь. Буква К 1 30 7 23
9 Звуки Т, Ть. Буква Т 1 30 7 23
10 Звуки К - Т 1 30 7 23
11 Звуки П - Т - К 1 30 7 23
12 Звук и буква О 1 30 7 23
13 Звуки X, Хь. Буква X 1 30 7 23
14 Звуки К — X 1 30 7 23
15 Звук и буква Ы 1 30 7 23
16 Гласные звуки : А, У, И, Ы, О 1 30 7 23
17 Звуки М, МЬ. Буква М 1 30 7 23
18 Звуки Н, Нь. Буква Н 1 30 7 23
19 Звуки Н — М 1 30 7 23
20 Звук и буква Б 1 30 7 23
21 Звуки Б, Бь. Буква Б 1 30 7 23
22 Звуки П — Б 1 30 7 23
23 Звук и буква С 1 30 7 23
24 Звуки С, Сь. Буква С 1 30 7 23
25 Звук и буква 3 1 30 7 23
26 Звуки 3, Зь. Буква 3 1 30 7 23
27 Звуки Сь — Зь 1 30 7 23
28 Звуки С — 3 1 30 7 23
29 Звуки В — Вь. Буква В 1 30 7 23
30 Звуки Д, Дь. Буква Д 1 30 7 23
31 Звуки Т — Д 1 30 7 23
32 Звуки Ть — Дь 1 30 7 23
33 Звук Г. Буква Г 1 30 7 23
34 Звуки Г, Гь. Буква Г 1 30 7 23
35 Звуки Г — К 1 30 7 23
36 Звук и буква Э 1 30 7 23
37 Звук и буква Й 1 30 7 23
38 Буква Е 1 30 7 23
39 Буква Я 1 30 7 23
40 Звук и буква Ш 1 30 7 23
41 Звук и буква Ш 1 30 7 23
42 Звуки С - Ш 1 30 7 23
43 Звук и буква Ж 1 30 7 23
44 Звуки Ж — 3 1 30 7 23
45 Звуки Ж — Ш 1 30 7 23
46 Звуки Ш - Ж - С - 3 1 30 7 23
47 Звук и буква Л 1 30 7 23
48 Звук Ль. Буква Л 1 30 7 23
49 Звуки Л - Ль 1 30 7 23
50 Звук и буква Ц 1 30 7 23
51 Звуки Ц -С 1 30 7 23
52 Буква Ю 1 30 7 23
53 Звук и буква Р 1 30 7 23
54 Звук Рь. Буква Р 1 30 7 23
55 Звуки Р — Рь 1 30 7 23
56 Звуки Р — Л 1 30 7 23
57 Звук и буква Ч 1 30 7 23
58 Звуки Ч — Ть 1 30 7 23
59 Звук и буква Щ 1 30 7 23
60 Звуки Щ - Сь 1 30 7 23
61 Звуки Щ – Ч 1 30 7 23
62 Звуки Ф, Фь. Буква Ф 1 30 7 23
63 Звуки Ф — В 1 30 7 23
64 Итоговое занятие 1 30 7 23
Итого: 64 1920 448 1472