Марина Демидова
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа внимания»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа
«Школа внимания»
срок реализации: 3 месяца
направленность: социальная адаптация
возраст несовершеннолетних: 7-18 лет
автор-составитель:
педагог-психолог
М. И. Демидова
город Новороссийск
2019 год
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Школа внимания“» размещена в разделах
У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать у него уроки, будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность, как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».
Внимание ребенка – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе не успешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.
Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. В программе помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи. «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…» - Битянова М. Р.
Цель программы :
1. Преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.
2. Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в школьном возрасте; психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных навыков.
3. Повышение эффективности учебной деятельности школьника.
Задачи:
Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания; мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
Развивать объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации; волевую сферу; воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами; устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.
Возраст детей: от 7 до 18 лет.
Организация проведение занятий, численный состав: занятия проводятся в группах от 5 до 10 человек (7-10 лет; 11-14 лет).
Максимальная нагрузка в неделю: 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 час академический - 40 мин (7-10 лет; 11-14 лет). Освоение программы - 3 месяца (15 ч).
Место проведения занятий: классная комната, занятия организуются и проводятся педагогом - психологом в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.
Основной формой организации учебной деятельности являются групповые занятия.
Формы организации занятий по программе кружка выбраны с учетом особенности их проведения в разновозрастной группе воспитанников, а также с учетом временного, не долгосрочного пребывания воспитанников в отделении.
В работе с детьми особое внимание уделяется развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развивается эмоциональная отзывчивость, формируются правила и нормы культуры поведения в обществе.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
• Словесный метод: объяснение;
• Иллюстративный: демонстрация наглядного материала;
• Проблемный;
• Практический: выполнение заданий;
• Аналитические методы: наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ, самоконтроль.
Критерии эффективности программы :
• - занятия адаптированы к конкретным группам детей.
• - используются различные методы работы.
Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на :
• ориентацию в пространстве;
• произвольность поведения и познавательных процессов;
• умение организовать деятельность;
• мышление: сравнение, анализ, обобщение, выделение существенного;
• внимание : концентрация, объем, устойчивость;
• память: словесно-логическую;
• восприятие: дифференцированность, устойчивость;
• словарное развитие;
• тонкую моторику.
Принципы обучения:
• Эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное условие развития ребенка;
• Учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;
• Последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному.
Условия реализации программы :
дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-45 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий.
Структура занятий
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.
1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему, и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Ожидаемые результаты:
- Развитое внимание даст возможность сконцентрироваться на том или ином предмете и достаточно длительное время уделять внимание выполнению какой-то конкретной, иногда даже монотонной задачи по предмету.
- Развитая память позволит детям лучше запоминать все понятия, правила, тексты, с которыми они сталкиваются на уроках, вспоминать и использовать их в нужный момент.
- Дети с лёгкостью начинают переключаться с одного понятия или правила на другое, а также выбирать среди других необходимые понятия или правила.
- Развитое мышление позволит ребенку самостоятельно справляться с поставленной задачей, логически мыслить и рассуждать, делать логические выводы и заключения.
Список литературы:
1. Афонькин С. Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
2. Ануфриев А. Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», ОСЬ, 1999 г.
3. Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
4. Винокурова Н. К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
5. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн. 1, 3, 4. – М. : РОСТ, Скрин, 1998.
6. Воронина Т. П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
7. Зак А. З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
8. Савенков А. И., Савенкова Н. И. Тренируем память. – М., 2000.
9. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
10. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
11. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей у детей»,
Ярославль, 1997 г.
12. Н. К. Винокурова «Развиваем способности детей», Росмэн, 2002 г.
13. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М. : “Ось – 89”, 2006.
14. Глазунов Д. А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М. : Глобус, 2008.
15. Глазунов Д. А. Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт. -сост. Д. А. Глазунов. – М. : Издательство «Глобус», 2009г.
16. Глазунов Д. А. Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт. -сост. Д. А. Глазунов. – М. : Издательство «Глобус», 2010г.