Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновая фантазия»

Татьяна Маркинова
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновая фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы

I. Пояснительная записка.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию „Пластилиновая фантазия“» размещена в разделах

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Направленность дополнительной образовательной программы

Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию : воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Новизна программы

1. Программа предназначена для всех желающих, даже для тех, кому хочется рисовать, несмотря на отсутствие базовых навыков раннего рисования.

2. Обучающиеся могут свободно излагать свои мысли и чувства с помощью пластилинографии.

3. Программа позволяет приобрести новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы и веса.

Пластилинография способствует развитию у детей мелкой моторики, речи, внимания, мышления, воображения, формированию навыков ручного труда и приобретению сенсорного опыта.

Актуальность программы :

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение – значит, обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.

Педагогическая целесообразность программы

В ходе проведения занятий по пластилинографии у детей активизируется мышление, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. Также с самого раннего возраста необходимо вводить детей в «большое искусство», тем самым создавая предпосылки для самовыражения.

В основу работы положены следующие принципы:

систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;

доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;

наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;

сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;

• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

уважение к личности каждого ребенка.

Цель программы :

Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.

Задачи программы :

• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

• Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

• Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

• Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Отличительные особенности программы

Уникальная методика лепки из пластического материала пластилина, проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие ребенка.

Занятия пластилинографией способствуют не только развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний баланс организма и душевного равновесия, то есть оказывает на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие.

Перспективный план

1 модуль - «Осенняя сказка»

1 «У нас в гостях пластилин» Знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

2 «Корзинка с ягодами» Учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы; формировать интерес к работе с пластилином; овладение приемом отщипывания; развивать мелкую моторику.

3 «Осеннее дерево» Обучение приемам работы с новой техникой «пластилинография» : знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); формирование интереса к лепке;

обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

развитие мелкой моторики.

4 «Кленовые листья»

-Учить детей и приему «вливание одного цвета в другой».

- Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.

-Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

5 «Яблоки поспели» -Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.

-Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

6 «Гроздь рябины» Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение.

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик.

7 «Светофор на перекрестке» учить путём пластилинографии создавать изображение светофора;

осваивать последовательность работы:

учить понимать значение сигналов светофора; повторение правил уличного движения; воспитывать аккуратность, желание работать руками.

8.«Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем» Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета.

9.«Гриб-мухомор» Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности;

10 «Подарки осени» Формировать умение создавать выразительный образ посредством объёма и цвета новым способом изображения; продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику.

11 «Яблонька» Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца; формировать умение создавать объёмную композицию; воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику.

12 «Натюрморт» Формировать композиционные навыки.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

13 «Виноград» Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

14 «Букашка» Вызвать интерес к окружающему миру; формировать представления о природе; закреплять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; развивать творческие способности у детей; формировать интерес к работе с пластилином.

15 «Пингвины на льдине» Познакомить детей с представителями животного мира – пингвинами. Учить передавать характерное строение птицы. Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

16 «Букет для мамы» Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные.

Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

2 модуль - «Зимушка - зима»

17 «Зима в лесу» Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.

Воспитывать интерес к природе в разное время года.

18 «Жители зимнего леса» Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей; учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных; учить добиваться выразительных образов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

19 «За окошком снегири» упражнять в передаче относительной величины частей тела, в подборе подходящих цветов и оттенков

20 «Ёлочка» Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

21 «Новогодняя ветка» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии; формировать интерес к работе с пластилином; воспитывать аккуратность и усидчивость.

22 «Снеговик - почтовик» закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе; развитие мелкой моторики рук.

23 «Дедушка Мороз» Совершенствовать навыки рельефной лепки; учить лепить фигуру девочки в длинной шубе, передавая пропорции и форму тела; совершенствовать знакомые приёмы лепки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

24 «Снегурочка» Совершенствовать навыки рельефной лепки; учить лепить фигуру девочки в длинной шубе, передавая пропорции и форму тела; совершенствовать знакомые приёмы лепки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

25 «Зимний пейзаж» Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к зимней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов в работе с пластилином : раскатывания, сплющивания.

Обучать детей приемами работы в технике «пластилинографии» : лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Испытывать чувство радости от полученного результата.

26 «Снежный кролик» Формировать умение создавать лепные образы конструктивным способом; развивать навыки планирования работы: задумывать образ, делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

3 модуль - «Мои любимые игрушки»

27 «Любимые игрушки» Продолжать работу по созданию любимого образа; совершенствовать навыки лепки;

воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

28 «Матрешка» Закрепить и обобщить знания детей о кукле Матрешка.

Рассказать о различных способах лепки Матрешки.

Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения).

Развивать творческое воображение.

29 «Гусеничка» Научить ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

30 «Чебурашка» Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;

развивать мелкую моторику рук;

доставить детям радость от встречи с любимым героем; формировать интерес к работе с пластилином.

31 «Чайная посуда» Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам; совершенствовать знакомые приё мы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание;

вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

32 «Весёлый клоун» Формировать умение лепить фигуру конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции тела; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению игрушек своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.

33 «Военная техника - танк» закрепление умения детей лепить танк из отдельных частей, правильно передавать их форму и пропорции.

34 «Подарок для папы

(кружка)» Формировать умение лепить посуду конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции предмета; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению подарков своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.

35 «Подводное царство» Уточнять и расширять знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы рисование пластилином.

36 «Качающиеся водоросли» Совершенствовать навыки рельефной лепки; закреплять знакомые приё мы лепки: раскатывание, расплющивание, скручивание, деление жгута на равные части; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творческое воображение.

4 модуль - «Весна пришла, и мы ей рады»

37 «Фиалочки для мамочки» Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественнотворческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

38 «Узор на тарелке - веточка мимозы» (одноразовая посуда) Продолжать формировать эстетическое отношение к бытовым предметам.

Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные рисунки.

Упражнять в выполнении декоративного лепного узора на окружности, сохраняя объем и выступающие основы. Формировать композиционные навыки.

39 «Цветочная полянка» Выполнять работы из пластилина на горизонтальной плоскости, соединяя разнообразные мелкие детали в рисунок. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе. Применять в работе стеку для разрезания лепестков.

40 «Кораблик» Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, используя пластилин разных цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество.

41 «Весёлый лягушонок» Вызвать интерес к окружающему миру; учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе; упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания; воспитывать аккуратность в работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

42 «Подснежники» Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания;

испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность.

43 «Лебеди» Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Развивать мелкую моторику.

44 «Одуванчики – цветы словно солнышко желты»

Обучить детей пластилинографии по теме.

Совершенствовать основные приё мы лепки: раскатывание прямыми и круговыми движениями, сплющивание, прижимание, работа со стекой.

Развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук.

Воспитывать заботливое отношение к растительному миру, любовь к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

Создать положительный эмоциональный настрой детей на совместную работу.

45 «Божья коровка на ромашке» Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Использовать знания и представления об особенности строения насекомых в своей работе.

Воспитывать умения с помощью взрослого находить ответы на вопросы в ходе работы.

46 «Космическая фантазия» Освоение техники рельефной лепки; познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; развивать чувство формы и композиции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

47 «Цветущая ветка» Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание.

48 «Цвета радуги» знакомить с цветами радужного спектра, научить объединять предметы в группы по цветовому признаку, а также концентрировать внимание на картинке с объектом и находить ее среди множества других.

49 «Пасхальное яйцо» Развивать творческие способности детей, мелкую моторику; эстетические чувства, фантазию, воображение

Воспитывать аккуратность в работе

50 «Бабочка-красавица» Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов); формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

51 «Осьминожки» Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей; развитие умения лепить фигуру из отдельных частей, передавая их форму и пропорции; упражнять в приемах скатывания и раскатывания, и соединения деталей в одно целое; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

52 «Рыбки в аквариуме» Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику

53 «Праздничный салют» расширять представление детей о празднике День Победы. Учить создавать образ праздничного салюта, развивать умение

работать с пластилином, закреплять приемы раскатывание, размазывание, развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость, аккуратность.

5 модуль - «Сказка в гости к нам пришла»

54 «Замок доброго волшебника» Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками).

Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы.

55 «Сказочная птица» Познакомить детей с произведением П. Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

56 «Золотая рыбка» (по сказке А. С. Пушкина). Формировать элементарное восприятие художественного слова в искусстве. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полу объеме. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового материала (блесков, бусинок). Развивать аккуратность в работе с пластилином.

57 «Лепим сказку «Теремок» (коллективная работа) Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах; развивать умение согласованно выполнять общую работу; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество, работать коллективно.

6 модуль - «Народные промыслы»

58 «Городец-удалец» Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству.

59 «Золотая хохлома» Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

60 «Удивительная дымка» Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.

Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

61 «Мордовская свистулька» Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах мордовского орнамента.

62 Выставка детских работ

«Пластилиновая фантазия» Развивать эстетический вкус; вызвать у детей положительные эмоции от проделанной работы.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновая фантазия»
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 08:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновая фантазия»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Маркинова (УИ 2894681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД