Олеся Климова
Дополнительная общеобразовательная программа «Маленький гражданин» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Паспорт программы :
Наименование программы Дополнительная образовательная программа
кружка «Маленький гражданин»
Руководители программы Воспитатели : Воронкова Т. И. Климова О. В.
Организация-исполнитель СП «ЦРР – д/с «Сказка» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Адрес организации
исполнителя РМ., Чамзинский район, п. Комсомольский, Микрорайон-1, 17 Б
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Маленький гражданин“ для детей средней группы» размещена в разделах
Цель программы Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа.
Направленность программы На познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Срок реализации программы 1 год
Уровень реализации программы Средняя группа дошкольного образования
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы - Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
• Расширятся знания и представления детей о родном крае;
• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
• У детей сформируется чувство гордости за свой посёлок, свою малую Родину;
• Дети будут с уважением относиться к труду взрослых;
• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
Пояснительная записка
Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!
Жители России всегда относились к нашей стране с любовью, с гордостью за свою Родину, жертвенным отношением к ней! Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последнее время произошли многие изменения в экономических и политических сферах жизни, которые привели к ослаблению духовных ценностей народов, населяющих Россию. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Наиболее явной отличительной чертой стала - постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку. Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Программа кружка направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Цели и задачи программы :
Цель: Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа.
Задачи:
• Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, к своему родному поселку;
• Развивать творческие и познавательные способности детей;
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать уважение к труду взрослых;
• Расширять знания и представления о красоте родного края, родной природы;
• Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
• Формировать представления детей о значении и традициях православных праздников.
Принципы, лежащие в основе программы :
• личностно-ориентированного общения;
• тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;
• наглядности;
• последовательности;
• занимательности;
• от близкого к отдаленному;
• от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе, что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
• опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, посёлке, стране;
• взаимодействие с семьями.
Отличие программы от РОП ДО средней группы в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего поселка, а также в разнообразии форм проведения кружковых занятий.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую - в единое образовательное содержание.
Формы организации образовательного процесса по реализации Программы
Тематические, комплексные и интегрированные занятия;
Беседы;
Рассказы педагога;
Чтение художественной литературы;
Просмотр презентаций и документальных фильмов;
Целевые экскурсии;
Заочные путешествия;
Инсценировка сюжетов;
Выставка детских работ;
Прослушивание литературно-музыкальных композиций.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Алгоритм занятий:
• мотивация
• подготовительная беседа
• практическое задание
• анализ деятельности.
Работа по патриотическому воспитанию ведется с детьми 4-5 лет. Программа рассчитана на 1 год по 1 занятию в неделю длительностью не более 20 минут. Численность детей в кружке – 15 детей.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
• Расширятся знания и представления детей о родном крае;
• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
• У детей сформируется чувство гордости за свой посёлок, свою малую Родину;
• Дети будут с уважением относиться к труду взрослых;
• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
.Дети продолжают узнавать о праздниках Пасхи и Рождестве Христовом.
Кружок «Маленький гражданин» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей.
Критерии уровня знаний детей :
Высокий уровень Знает свое имя, фамилию, название района,города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень Знает свое имя, фамилию, название района,страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень.
Не знает названия района,страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
Выставки детских работ (аппликация, лепка, рисование);
Открытые занятия;
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по реализации программы
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
*единый подход к процессу воспитания ребёнка;
*открытость ДОУ для родителей;
*взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
*уважение и доброжелательность друг к другу;
*дифференцированный подход к каждой семье.
Содержание изучаемого курса:
Октябрь
Кол-во занятий Тема занятия Цели и задачи Теоретическая часть Практическая часть
1 «Наша дружная семья» Продолжать формировать представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, показать зависимость этого состояния от сложившейся ситуации; воспитывать любовь и уважение к своим родным. Беседа с детьми. Сюрпризный момент (приход медведей, рассказ медведя о своей семье) Игра «Расскажи о своей семье»
2 «Уважай отца и мать – будет в жизни «благодать» Воспитывать культуру общения со взрослыми людьми, развивать в детях привязанность к семье.
Учить детей рассказывать о членах своей семьи, о помощи взрослым, приобщать к народным мудростям.
Развивать умение слушать музыку, литературные произведения, проявлять положительные эмоции при прослушивании, оценивать поступки героев. Развивать стремление быть внимательными к окружающим.
Беседа с детьми. Учить детей рассказывать о членах своей семьи, о помощи взрослым, приобщать к народным мудростям. Аппликация. Ромашка-это символ семьи.
3 «Бабушка и дедушка» Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям; воспитывать нравственно- эстетические качества: уважительное отношение к старшим. Воспитывать трудолюбие, культуру общения со взрослыми людьми, желание быть вежливыми и отзывчивыми в общении со старшими, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия, развивать в детях привязанность к семье
формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких.
Беседа
«Бабушки и дедушки»
Игра «Моих родителей зовут…»
4 «Моя семья» Цель:
Учить правильно называть всех членов семьи.
Дать понятия «родственники», «родня».
Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Развивать воображение и умение выражать идеи в рисунке. Беседа о своей семье, об укладе семьи. Рисование «Моя семья»
Ноябрь
1 «Наша Родина» Закрепить знания детей о том, что наша страна – Россия, воспитывать в детях любовь к своей Родине, познакомить с государственной символикой России.
Беседа с детьми о государственных символах страны. Прослушивание гимна страны. Игра. «Собери картинку» из частей.
2 Природа России Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.
Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.
Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.
Воспитывать любовь к природе.
Бережное отношение к природе и ко всему живому. Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных, птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.
Дидактическая игра «От какого дерева листочек». Дидактическая игра «Кто, где живёт?
3 Березка – символ России. Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.
расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,
воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе. Ознакомление с деревом. (Береза) Отгадывание загадок, чтение стихотворения «Люблю березку русскую»
. Хороводная игра «Во поле березка стояла»
4 «День Матери» Знакомство детей с международным праздником «День матери»
Воспитывать чувство любви и уважения к близким людям, прежде всего к матери
Способствовать развитию речи детей, как средства общения
Способствовать развитию общей моторики, слуховому вниманию
Обогащение словарного запаса детей Беседа о маме и Матери
Божьей. Игры и развлечения с мамами
Декабрь
1 «Наш любимый поселок -Комсомольский» Закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку. Просмотр презентации наш любимый поселок -Комсомольский. Дидактическая игра «Мой адрес»
2 «Рассматривание альбома «Хорошо у нас в Комсомольском» формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. Просмотр альбома и беседа «Достопримечательности нашего поселка» Викторина «Что мы знаем о поселке?»
3 Беседа «Знаменитые люди нашего посёлка»
познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. Рассказы о знаменитых людях нашего поселка. Экскурсия к памятнику.
4 «В преддверии Рождества» дать представление о традиции украшать елку. Слушание аудиозаписи «Легенда о рождественской елке» Инсценировка сказки «В ночь на Рождество»
Январь
1 «Народные праздники на Руси. «Рождество» продолжать знакомить детей с русским народным праздником;развивать навыки связной речи, совершенствовать навыки художественного творчества;
продолжать формировать навык эмоциональной оценки художественного произведения и прослушанной музыки;
сохранять и укреплять физическое и психическое состояние детей, воспитывать гостеприимство. (Чтение стихотворения И. Рутенина «Зима. Рождество»). Просмотр фильма для детей «Рождество Христово. Рассказ-обобщение воспитателя «Рождество». Математическая игра «Посчитай-ка».
Дидактическая игра «Чего не стало?».
2 «Как жили наши предки» познакомить с бытом, предметами и орудиями труда наших предков; развивать интерес к прошлому ;воспитывать чувство гордости за наших предков. Беседа о предметах и орудиях труда наших предков; Экскурсия в музей «деревенская изба»
3 «Ладушки в гостях у бабушки» формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках.
развивать связную речь, учить соотносить действия со словами;
воспитывать любовь к устному народному творчеству. Чтение потешек, слушание русской народной мелодии, пение песен. Игра «Десять внучат».
Февраль
1 «Сильны и могучи богатыри славной Руси» расширить представление детей о защитниках древней Руси – богатырях их оружии, военной одежде; познакомить с подвигами богатырей. Просмотр презентации «Богатыри земли русской» Физкультминутка «Богатыри»
2 «Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»»
дать детям представление о богатырях, как о защитниках земли русской.
расширение кругозора. Рассматривание картины «Три богатыря» В. Васнецова. Чтение рассказа «Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич», Изготовление дидактической игры «Оружие».
3 «Защитники Отечества»
воспитывать уважение и любовь к воинам-защитникам Отечества, формировать представления о форме, оружии, технике Российской армии Беседа о Защитниках Отечества игры-эстафеты: «Донеси пакет», «Оружие России, оружие старой Руси», пение гимна Российской федерации, песни «Наша армия», чтение стихов о папе, армии. Слушание песни «Маруся»;просмотр
видеофильма защитники
Отечества».Аппликация. Открытка для папы.
4 «Масленица» воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость. Создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия. Беседа о русском народном празднике Масленица Праздник «Масленица» : игры-эстафеты; чтение потешек,стихов.
Март
1 «Родной человек»
продолжать знакомить детей с праздниками : 8 Марта- международный женский день. Учить детей внимательно относиться к своей маме, уважать ее труд, помогать по дому;воспитывать любовь к самому родному человеку на свете. Беседа о празднике о маме. Чтение стихов Е. Благинина «Вот какая мама»;Е. Благинина «Посидим в тишине»; Изготовление подарков для мамы.
2 «Моя мама» формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д).формировать умение детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме. формировать умение детей рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении. Беседа о мамах. Рисование портрета «Моя мама». Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей» .
3 «Дочки матери» содействовать развитию игры как формы, в которой ребенок переходит к передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботится о дочке и сыночке)
содействовать развитию воображения в подборе и использовании
предметов - заместителей и предметов в соответствии с ихназначением.
содействовать умению детей размещаться в пространстве в группы. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Беседа «Моя мама» (внешний вид, особенности характера, увлечения и пр). Чтение стихов о маме; Пение колыбельных песен. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
4 «Профессии моих родителей» учить определять профессии, развивать речь, мышление, внимание.
активизировать словарь детей пословицами и поговорками
воспитывать интерес к разным профессиям, к их значимости в жизни. Беседа о профессиях. Физкультминутка «Профессии»
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Апрель
1 «Земля наш общий дом»
расширять представления детей о планете Земля; дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь ; формировать желание любить и беречь Землю;
закрепить знание правил поведения в природе; активизировать словарь детей словами : глобус, планета Земля;
развивать речь, воспитывать у детей чувство гордости за свою планету; воспитывать бережное отношение к природе и животному миру Чтение письма от планеты Земля. Беседа о том, что люди должны заботиться о природе, охранять ее и оберегать. Игра «Очистим планету от мусора»
Чтение стихов.
Игра «Если я приду в лесок»
2 День космонавтики» расширять кругозор детей;
- развивать познавательный интерес и любознательность детей;
- познакомить детей с первым советским космонавтом;
- воспитывать эстетическое восприятие природы и её изображений нетрадиционными художественными техниками. Показ презентации «День Космонавтики» Игра «Космодром».
Дидактическая игра: «Самая лучшая планета».
3 «Мир Божий вокруг нас» дать представление о мире в котором живет человек как о даре
Бога человеку, ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога;
пополнение словарного запаса, развитие связной речи;
развитие творческих способностей, воображения;
развитие двигательной активности, развитие внимания, умения слушать воспитателя и выполнять действия, согласно заданию;
научить детей отвечать на вопросы не перебивая друг, друга. Беседа на тему «Мир Божий вокруг нас» Рисование «Что мы видели на прогуле?»
4 «Пасха» познакомить с традициями русского народа; приобщать детей к культуре русского народа, воспитывать любовь и уважение к русским праздникам.
Рассказать детям о православном празднике «Пасха» Лепка «Пасхальное яичко»
Май
1 «Мир, труд, май» продолжать расширять знания и представления детей о труде взрослых. формировать знания детей о трудовых действиях, о результатах труда, упражнять детей в умении соотносить инструменты с определёнными профессиями люде; обогащать словарный запас, развивать связную речь, любознательность, интерес к труду взрослых, память, внимание, мышление; воспитывать уважение к людям разных профессий, умение работать в коллективе, закрепить культурно-гигиенические навыки. Беседа о празднике. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» Рисование восковыми мелками «Пришла весна»
2 «Они защищали Родину» продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства;напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших Беседа о празднике, чтение стихов, слушание гимна. «Возложение цветов к памятнику (совместно с родителями)»
3 «Что означают наши имена» совершенствование лексического строя речи; обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество»,
формирование и совершенствование грамматического строя речи;
развитие связной речи; активизация диалогической речи (беседа об именах); стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.
Беседа «Что означают наши имена» Игра «Назови ласково по имени» Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
4 Родословная нашей семьи уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;
совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи
Загадка про матрёшку. Рассказ Матрёшки «О рождении Матрёшки».
Рассказ детей о семье. Пальчиковая гимнастика «Десять внучат. Дидактическая игра «Пирамидка». Заучивание стихотворения Я. Акима Мама с папой - моя родня.
Пословицы и поговорки о семье.
Список использованной литературы
1. Липская, Н. М. Познаю мир: родная страна / Н. М, Липская. – М. :Эксмо, 2016.
2. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009.
3. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004
4. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.
5. Серия «Учим стихи наизусть. Привет тебе, мой край родной!» - М. :Хатбер-Пресс, 2016.