Татьяна Жучкова
Дополнительная общеобразовательная программа «Лего-конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЛЕГО - конструирование»
Автор-составитель:
Жучкова Татьяна Валерьевна,
старший воспитатель
C одержание:
1. Пояснительная записка
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Материально-техническое обеспечение
3. Текущий контроль
4. Формы аттестации
5. Планируемые результаты
6. Учебный план
7. Календарно-учебный график
8. Рабочая программа
9. Оценочные материалы
Темочки:
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Программы
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
10. Методические материалы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО – конструирование» (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
2. Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” .
4. Данная Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М. : ТЦ «Сфера», 2012 г.
5. Программа определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. 6. Реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Цель Программы : создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO- конструирования.
Задачи Программы :
• формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
• приобщить детей к миру технического изобретательства;
• развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Срок освоения Программы — 1 год. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей с 5 до 6 лет.
В программе представлены различные разделы, но основными являются:
• конструирование по образцу и преобразование образа по условиям
• конструирование по условиям
• конструирование по замыслу
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
2. Организационно-педагогические условия.
Наполняемость групп: 10 человек. Возрастной состав: 5-6 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут. Общая учебная годовая нагрузка: 34 занятия
2.1. Материально- технические условия
- Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
- Предметно-пространственная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
- Кадровые.
- Материально-технические: стулья детские, столы компьютерные детские, стол компьютерный взрослый, стеллажи для игровых пособий,
шкафы для демонстрационного и дидактического материала,
компьютеры детские (моноблок, клавиатура, гарнитура)
компьютер взрослый (моноблок, клавиатура, системный блок)
планшеты,LEGO education, 3D ручки, интерактивная доска,
интерактивный стол.
3. Текущий контроль
Текущий контроль проводится раз в неделю после знакомства с темой, это оценка качества усвоения изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале учета занятий» согласно критериям:
Критерии Обозначения
Обучающийся не освоил материал Синий смайлик
Обучающийся частично освоил материал Желтый смайлик
Обучающийся освоил материал полностью Красный смайлик
Форма представления результатов:
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
Выставки по LEGO-конструированию;
Конкурсы, соревнования, фестивали.

4. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится после изучения каждого раздела программы, в форме выполнения задания.
Итоговая аттестация проводится в мае в форме практической работы – создание авторских изделий.
5. Планируемые результаты освоения Программы
-Сформировать устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
- Развить способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
-Овладеть умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
-Научиться использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
-Овладеть умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
-Знать правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
--Сформировать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
6. Учебный план
Занятия с детьми проводятся один раз в неделю.
Занятия проводятся подгруппами по 10 детей.
Наименование разделов Всего часов Формы промежуточной аттестации
Всего Теория Практика
Вводное занятие 2 1 1 Выполнение заданий
Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям 12 5 7 Выполнение заданий
Конструирование по условиям 10 4 6 Выполнений заданий
Конструирование по замыслу 9 3 6 Выполнение заданий
Итоговая аттестация 1 1 Выполнение практической работы
Итого 34 13 21
7. Рабочая программа
Дополнительный образовательный процесс Учреждения выстроен в соответствии с Методическим пособием «LEGO -конструирование в детском саду» Е. В. Фешина – М., ТЦ «Сфера», 2012 и направлен на развитие ребенка в пяти образовательных областях.
Тема раздела Цели Оборудование
1. Вводное занятие Закрепить знания и навыки, полученные в средней группе. Знакомство с конструктором LEGO education. LEGO education
2. Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям Учить детей выполнять задание по предложенным образцам, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов. Обеспечить передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. LEGO education, LEGO League Discover, 3D Ручки,Интерактивная доска.
3. Конструирование по условиям Поставить перед детьми условия, с помощью которых должны быть выполнены постройки. Формировать умение анализировать условие и строить практическую деятельность сложной структуры. LEGO education, LEGO League Discoveг,3D Ручки,- Интерактивная доска,- Компьютеры детские (моноблок, клавиатура, гарнитура)
4. Конструирование по замыслу Сформировать у детей творческую активность и проявление самостоятельности на основе полученных ранее знаний и умений. LEGO education,3D Ручки-Интерактивная доска,Интерактивный стол,LEGO League Discoveг.
5. Итоговая аттестация Закрепление знаний и умений, полученных за год обучения. LEGO education, LEGO League Discoveг.


9. Оценочные материалы
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений
1. Высокий
Ребенок действует самостоятельно,воспроизводит конструкцию правильно
по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.
Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции,
может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать
некоторые из возможных способов конструирования.
2. Средний
Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по
образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.
Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.
3. Низкий
Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке,
готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная
помощь взрослого.
Неустойчивость замысла– ребенок начинает создавать один объект, а
получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений
о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить
способ построения ребенок не может.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е. В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
10. Методические материалы
1. Андреева Н. Т., Дорожкина Н. Г. Конструкторы HUNA-MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании. – М. : Издательство «Перо», 2015. -85 с.
2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
3. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. : Гардарики, 2008. – 118 с.
4. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
5. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
6. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 104
7. Фешина Е. В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М. : Сфера, 2012. – 243 с.
8. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие / сост. В. Н.
Мамрова – Челябинск, 2014.
9. Селезнева Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека). М., 2007.
10. Старцева О. Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет. М. 2010.
11. Зворыгина, Е. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом / Е. Зворыгина, Л. Яворончук // Дошкольное воспитание. 2007. - № 14. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011
12. Робототехника для детей и родителей. С. А. Филиппов. СПб: Наука, 2010.
Интернет-источники
1. https://www.lego.com/ru-ru/
2. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
3. https://фгос-игра. рф/
4. https://www.hunarobo.ru