Наталья Тюменева
Дополнительная общеобразовательная программа кружка для дошкольников по экспериментированию «Юный исследователь»
Дополнительная общеобразовательная программа
кружка по экспериментированию
«Юный исследователь»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации : 1 уч. год
Составитель:
воспитатель I категории Тюменева Наталья Юрьевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Направление кружка
1.2. Основные составляющие программы
1.3. Новизна программы
1.4. Актуальность программы.
1.5. Цель программы
1.6. Задачи программы
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа кружка для дошкольников по экспериментированию „Юный исследователь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
1.7. Методы работы
1.8. Принципы программы
2. Организация образовательного процесса
2.1. Целесообразность
2.2. Ожидаемые результаты
2.3. Взаимодействие с семьёй
2.4. Предметно-пространственная среда для
экспериментирования в ДОУ.
2.5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий
2.6. Правила безопасности жизнедеятельности детей
2.7. Структура исследовательских занятий (примерная)
3. Календарно-тематическое планирование занятий-экспериментов
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольники – прирождённые исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?».
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и развивать её.
1.1 Направление кружка.
Направленность программы : естественнонаучная.
Учебно-исследовательский и проектный компонент.
Программа «Юный исследователь» предназначена для детей старшей и подготовительной групп. Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие».
1.2 Основные составляющие программы
Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся с подгруппой детей, предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.
1.3 Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.
1.4 Актуальность программы
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предусмотрено формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а познавательно-исследовательская деятельность признана одним из основных механизмов развития ребёнка
1.5 Цель программы
Развитие познавательной активности детей старшей и подготовительной группы посредством опытно - экспериментальной деятельности.
1.6 Задачи программы :
Старшая группа:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук 2. Расширять знания естественно - научные представления об окружающем мире;
3. Формировать умения самостоятельно находить новые конструктивные решения для выполнения заданий;
4. Способствовать установлению связей и отношений между системами объектов и явлений, применяя различные средства;
5. Создавать условия для самостоятельного целенаправленного включения исследовательских действий в поисковую деятельность;
Подготовительная группа: 1. Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила безопасности; 2. Самостоятельно пользоваться приборами – помощниками, оборудованием при проведении игр-экспериментов. 3. Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы. 4. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации по имеющимся условиям и цели деятельности; 5. Содействовать активному проявлению стремления к преобразованию, творчески подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы; 6. Развивать социально-личностное развитие каждого ребёнка. 1. 7 Методы организации учебно-воспитательного процесса Основные методы работы: Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж. Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов. Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет. 1.8. Принципы программы : Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности. Принцип систематичности и последовательности: - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми. Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принцип результативности: -предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа рассчитана на реализацию принципов обучения:
- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
- использование всевозможных ресурсов группы;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации.
2.1 Целесообразность. Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
Программа составлена с учетом связей образовательных областей: «Социально- коммуникативное», «Познавательное», «Речевое».
Программа рассчитана на 36 занятий в год (1 - в неделю, длительность занятия для детей старшей группы– 25 минут, для детей подготовительной группы - 30 минут.)
2.2 Ожидаемые результаты.
1. Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
2. Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и много-вариативности в ее решении) .
3. Повышение уровня познавательных способностей детей.
4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
2.3 Взаимодействие с семьей.
Сентябрь 1 Ознакомление родителей с экспериментальным уголке в группе 2 Анкетирование родителей «Что вы знаете об опытно-экспериментальной деятельности детей» 3 Консультация по теме: «Растим любознательных» Октябрь 1 Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». 2 Консультация «Как можно увидеть воздух» Ноябрь 1 Консультация «Развиваем, мышление, внимание – учим ребенка быть любознательным» 2 Памятка «Экспериментирование с водой». 3 Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Декабрь 1 Памятка «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка» 2 Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с неживой природой» 3 Консультация для родителей "Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками" Январь 1 Консультация «Как научить ребенка исследовать» 2 Памятка для родителей «Волшебный мир бумаги» Февраль 1 Папка –передвижка «Создание предметно-развивающей среды дома». 2 Консультация для родителей «О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника» Март 1 Консультация на тему: «Маленький исследователь : как направить энергию ребенка в позитивное русло». 2 Консультация «Как ответить на вопросы маленького почемучки» Апрель 1 Папка передвижка: «Экспериментальная лаборатория». 2. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями» Май 1. Оформление папки «Мои открытия». 2. Оформление стенгазеты «Юные знатоки природы»
2.4 ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ
Организация мини-лаборатории в детском саду:
1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей: различные
коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья
и т. д.).
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения материалов (природного, бросового).
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).
Оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.
2. 5 Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
Основное оборудование:
• приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп; часы песочные; глобус; микроскоп; ноутбук;
• разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
• разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
• разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
• медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т. д.);
• прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т. д.).
Дополнительное оборудование :
• специальная одежда (халаты, фартуки);
• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
• карточки-схемы проведения эксперимента;
• индивидуальные дневники экспериментов;
• правила работы с материалом;
• индивидуальные дневники.
2.6 Правила безопасности жизнедеятельности детей
• 1. Работа под наблюдением взрослого.
• 2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
• 3. Грязными руками не трогать глаза.
• 4. Не брать руки в рот.
2.7 Структура исследовательских занятий
• Структура занятия-экспериментирования (примерная)
• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
• Тренинг внимания, памяти, логики мышления
• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
• Уточнение плана исследования.
• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Значительную часть такого оборудования можно собрать из использованных упаковочных материалов, которые дети приносят из дома.
3. Календарно-тематическое планирование
занятий-экспериментов
Сентябрь
Блок «Почва»
1 неделя
Как устроена «Волшебная кладовая»
Цель (старшая группа) : Дать детям первоначальное представление о почве.
Цель (подготовительная группа) : Дать детям понятие о составе почвы (песок, глина, перегной), о том сто в почве есть вода, воздух.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2 неделя
Песок – природный материал. Песочные чудеса. Цель (старшая группа) : Формировать представления детей о свойствах песка, развивать мелкую моторику рук. Цель (подготовительная группа) : Расширять знания детей о свойствах песка, навыки экспериментирования с песком; обогащать тактильный опыт детей.
3 неделя
Глина – природный материал. Цель (старшая группа) : Познакомить детей со свойствами глины ; формировать умение исследовать свойства природных материалов. Цель (подготовительная группа) : Расширять знания детей о свойствах глины, познакомить со способами её добычи в природе, рассказать о том для чего нужна глина человеку.
4 неделя
Знакомство со свойствами почвы Цель (старшая группа) : В процессе опытов подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав (глинистая, песчаная, чернозём). Цель (подготовительная группа) : Познакомить детей со свойствами почвы: пропускает воду, в ней есть воздух; формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и жизни человека.
Окрябрь
Блок «Камни»
1 неделя
Такие разные камни Цель (старшая группа) : Знакомство с различными камнями, в процессе экспериментальной деятельности выявить свойства камней. Цель (подготовительная группа) : Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
2 неделя
Сравнение свойств камней Цель (старшая группа) : Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).
Цель (подготовительная группа) : Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть);нацелить на поисковую и творческую деятельность.
Блок «Воздух»
3-4 неделя
Воздух есть везде Цель (старшая группа) : Познакомить детей с понятием «воздух», показать, что воздух занимает определенное место в окружающей среде; развивать познавательную активность детей, инициативность. Цель (подготовительная группа) : Экспериментальным путём, подвести детей к тому,что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Ноябрь
1-2 неделя
Свойства воздуха
Цель (старшая группа) : Расширить представление детей о свойствах воздуха и его качестве. Опытническим путем дать знания о живой и неживой природе, и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле.
Цель (подготовительная группа) : В процессе экспериментальной деятельности выявить следующие свойства воздуха: упругость, состав; показать, что воздух занимает определенное место в окружающей среде, перемещение воздуха имеет влияние на жизнь человека; познакомить с тем, как человек использует свойства воздуха в повседневной жизни; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
3 недели
Игры-опыты с воздухом «Первые шаги в науку»
Цель (старшая группа) : Расширить представление детей о свойствах воздуха и его качестве; формировать умения понимать и осмысливать причинно – следственные связи, логически рассуждать, делать выводы.
Цель (подготовительная группа) : Продолжать расширять представление детей о свойствах воздуха и его качестве; продолжать формировать реалистическое понимание природных явлений через опыты (эксперименты).
Блок «Вода»
4 неделя-1 неделя-2неделя Декабрь
Свойства воды «Вот она какая –вода!»
Цель (старшая группа) : Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; прививать бережное отношение к воде, объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке. Цель (подготовительная группа) : Сформировать представление о Мировом океане и родниковой воде; выяснить знания детей о свойствах и качествах воды, её значении для жизни живых организмов; дополнить знания детей о пользе океанов и морей, закрепить представления о значении воды в природе и жизни человека; расширить знания о соленой воде морей и океанов, почему вода в реках пресная, а в океанах соленая; прививать бережное отношение к воде, объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке.
3 недели
Круговорот воды в природе Цель (старшая группа) : Опытным путём познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе» Цель (подготовительная группа) :) : Расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
4 неделя
Игры-опыты с водой «Здравствуй водичка» Цель (старшая группа) : Расширять знания о свойствах воды; способствовать развитию сенсорного восприятия; обучать умению пользоваться схемами – символами, помогающими отвечать на вопрос логично, последовательно; закреплять навыки поведения у воды. Цель (подготовительная группа) : Закреплять знания о свойствах воды;; закреплять умение пользоваться схемами – символами, помогающими отвечать на вопрос логично, последовательно,развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Январь
Блок «Свойства различных материалов»
1 неделя
Мир бумаги Цель (старшая группа) : Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Цель (подготовительная группа) : Продолжать расширять знания детей о свойствах бумаги; помочь понять, что свойства бумаги обусловливают способ её использования.
2 неделя
Мир дерева Цель (старшая группа) : Познакомить детей со свойствами дерева, развивать умение экспериментировать и на основе опытов делать вывод, воспитывать у детей бережное отношение к предметам, сделанным из дерева. Цель (подготовительная группа) : закреплять умение узнавать вещи, изготовленные из древесины; выделять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
3 неделя
Мир ткани Цель (старшая группа) : Познакомить с различными видами тканей (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж, их свойствами. Цель (подготовительная группа) : Расширять знания о различных видах тканей, продолжать учить сравнивать их качества и свойства: помочь детям понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
4 неделя
Мир пластмассы Цель (старшая группа) : Познакомить с вещами сделанными из разного вида пластмассы (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид,их свойствами. Цель (подготовительная группа) : Продолжать знакомить с пластмассовыми вещами, сравнивать их свойства; понимать, что от качественных характеристик пластмассы зависят способы её использования.
Февраль
Блок «В мире электричества»
1-2 неделя
«Как увидеть и услышать электричество»
Цель (старшая группа) : Опытным путём познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии ; формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Цель (подготовительная группа) : Продолжать посредством экспериментов знакомить детей с электричеством, развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей.
3-4 неделя
Экспериментирование с электричеством Цель (старшая группа Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов; Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
Цель (подготовительная группа) : Расширять знания детей о причине возникновения статического электричества,формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Март
Блок «Звук»
1 неделя
Что звучит? Как распространяется звук? Цель (старшая группа) : Познакомить детей с понятием «звук»,опытным путём помочь детям понять, как распространяются звуковые волны. Цель (подготовительная группа) : Продолжать, с помощью экспериментов, расширять знания детей о распространении звука.
2 неделя
Свойства звука Цель (старшая группа) : Обобщить представление детей о звуке (звук слышим с помощью уха); дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки; развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности Цель (подготовительная группа) : Продолжать знакомить со свойствами звука; развивать активность мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).
3 неделя
Музыка или шум? Цель (старшая группа) : Развивать с помощью экспериментов у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их. Цель (подготовительная группа) : Продолжать развивать у детей умение различать качества звука.
4 неделя
Где живёт эхо Цель (старшая группа) : Познакомить детей с эхом как физическим явлением, подвести к пониманию возникновения эха, как распространяется звук в процессе экспериментальной деятельности Цель (подготовительная группа) : Опытным путём подвести к пониманию возникновения эха, учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы.
Апрель
Блок «Свет и цвет»
1 неделя
Откуда радуга берется Цель (старшая группа) : Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму; развивать внимание. Цель (подготовительная группа) :) : Продолжать опытным путём знакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.
2 неделя
Опыт: «Волшебный круг»
Цель (старшая группа) : Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Цель (подготовительная группа) :Продолжать знакомить детей со свойствами света, спектром. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
3 неделя
Свет вокруг нас Цель (старшая группа) : Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Цель (подготовительная группа) : Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.
4 неделя
Из каких цветов состоит солнечный луч Цель (старшая группа) : Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Цель (подготовительная группа) : Продолжать опытническим путем определять строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.
Май
Блок «Космос»
1 неделя
Солнце, Земля и другие планеты Цель (старшая группа) : Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. Цель (подготовительная группа) : На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.
2 неделя
Этот загадочный космос Цель (старшая группа) : Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Цель (подготовительная группа) : Продолжать знакомить детей с созвездиями.
3 неделя
Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом Цель (старшая группа) :Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом. Цель (подготовительная группа) : Продолжать опытническим путём устанавливать, почему солнце можно увидеть до того, как оно появляется над горизонтом.
4 неделя
Звезды светят постоянно Цель (старшая группа) : Опытническим путём показать, что звезды светят постоянно. Цель (подготовительная группа) : Продолжать посредством экспериментов давать детям знания о Солнечной системе.