Елена Водясова
Дополнительная общеобразовательная программа по ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы «Мигалочки»
Руководитель программы Водясова Елена Валерьевна, воспитатель
Организация-исполнитель МАДОУ «ЦРР-Детский сад-№8»
Адрес организации-исполнителя Город Саранск, ул. Т. Бибиной,3
Цель программы обучение дошкольников правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; формирование навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки.
Темочки:
Направленность программы Социального направления
Срок реализации программы 1 год
Вид программы
Уровень реализации программы адаптированная
дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы иметь представления :
• о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
• об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
• о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
• о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
• о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
• о правилах безопасного поведения на улице;
• о местах на улице, где позволительно играть;
• о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
• о ценности здоровой пищи;
• о роли лекарств и витаминов;
• о пользе овощей и фруктов;
• о значении крови для живых существ;
• о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
• о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
• о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
• домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
• телефоны полиции, скорой помощи, пожарной части;
• правила пользования телефоном;
• правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
• строение человеческого тела и его внутреннее строение;
• правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
• дорожные знаки для водителей и пешеходов;
• разные виды транспорта;
• разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
• какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
• какие опасности встречаются в природе.
уметь:
• применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
• планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
• соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах;
• различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
• ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
• устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
• бережно относиться к своему здоровью.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы «Мигалочки» – социального направления. Данная программа расширят представления детей 5-6 лет о правилах безопасного поведения на улице и дома, в экстремальных ситуациях в быту.
2. Новизна программы.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решений которых требует самостоятельной активности.
3. Актуальность программы.
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумеем подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и в том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.
Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь? Ведь помочь себе в трудной ситуации сможет лишь тот, кто может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
4. Отличительные особенности программы.
За основу была взята программа О. В. Черемашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников», которая легла в основу программы кружка «Мигалочки». Отличительной особенностью данной программы является то, что она стимулирует развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, при пожаре. Разделяя точку зрения автора, я считаю, что главной задачей педагога является развитие у детей умения находить выход из опасных нестандартных ситуаций, развитие у них самостоятельности и ответственности, ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Также в своей деятельности я применяю пособия по безопасности Т. А. Шорыгиной, в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов
5. Педагогическая целесообразность программы.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности, как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Шаг за шагом». Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
6. Цель программы.
Целью программы является обучение дошкольников правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями.
7. Задачи программы.
1. Образовательные (обучающие) :
- Формировать представления и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания.
- Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
- Формировать первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
- Формировать первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
2. Развивающие:
- Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
- Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.
3. Воспитательные:
- Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
8. Возраст детей.
Успешному развитию навыков основы безопасности жизнедеятельности у дошкольников способствует специальная работа, организованная в подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста. Число воспитанников кружка 29 человек.
9. Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Весь учебно-практический материал разделен на 5 разделов: «Дети на дороге», «Огонь – друг, огонь – враг!», «Здоровый ребёнок», «Один дома», «В мире природы».
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
10. Формы и режим занятий.
Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 25 минут, 35 занятие в год (10,5 часов).
На занятиях дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Знать стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом,
как избежать опасных ситуаций.
- Уметь бережно относиться к живой природе, понимать то, что всё в мире взаимосвязано.
- Иметь представление, как вести себя на балконе, у открытого окна.
- Уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.
- Соблюдать элементарные правила безопасности.
- Уметь разрешать конфликтные ситуации и преодолевать негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор.
- Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения; правилах пожарной безопасности.
Критерии оценки приобретенных знаний
Для оценки полученных знаний и корректировки содержания курса кружка проводится мониторинг один раз в учебном году (май).
I раздел «Дети на дороге».
1. Называет 7 и более дорожных знаков.
2. Знает основные правила дорожного движения.
3. Знает основные правила поведения в транспорте и общественных местах.
4. Объясняет, какой вред наносят нарушители правил уличного движения.
II раздел «Огонь – друг, огонь – враг!».
1. Знает основные причины возгораний, называет горючие вещества.
2. Хорошо знаком с профессией пожарного.
3. Знает алгоритм действий во время возгорания и задымления в квартире и в лесу.
III раздел «Здоровый ребёнок».
1. Знает правила ухода за глазами, ушами и кожей.
2. Имеет навыки соблюдения личной гигиены (мытьё рук, овощей и фруктов, умение чистить зубы) .
3. Умеет различать полезные и вредные привычки.
4. Рассказывает о роли витаминов в жизни человека.
5. Знает, как беречь своё здоровье, знает несколько видов закаливания, называет 7 и более видов спорта.
IV раздел «Один дома».
1. Имеет представление о правилах пользования электроприборами; знает основные правила обращения с компьютером и телевизором.
2. Умеет разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.
3. Знает свои права.
4. Объясняет пользу воды, необходимость её экономии; знает правила поведения во время потопа; может самостоятельно очистить воду.
V раздел «В мире природы».
1. Знает правила поведения во время грозы.
2. Знает правила поведения при встрече с различными животными.
3. Различает и называет лекарственные и ядовитые растения, ягоды, грибы (пять и более).
4. Подробно перечисляет правила поведения на водоёмах во все времена год.
Уровни освоения программы
Низкий.
Количество баллов от 1 до 2,9. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.
Средний.
Количество баллов от 3 до 3,9. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.
Высокий.
Количество баллов от 4 до 5. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.
12. Форма проведения итогов.
«Вечер веселых и находчивых», Развлечения: «Жизнь без опасностей», «Нас
излечит, исцелит добрый доктор Айболит.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, проведение поисково-исследовательской деятельности (проведение опытов, экспериментов, экскурсий.
2. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижные игры, динамических пауз.
3. «Художественно-эстетическое развитие». Музыкальная деятельность. Слушание и исполнение музыкальных произведений, пение птиц, журчание реки, шум леса и т. д.
4. Изобразительная деятельность. Выполнение работ из природного материала, рисование объектов, увиденных в природе.
5. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, закличек, примет, пословиц о природе, заучивание стихотворений о природе, чтение рассказов о природе, животных, птицах.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
I «Дети на дороге» - групповая, фронтальная, соревнование.
II «Огонь – друг, огонь – враг!» - групповая, фронтальная.
III «Здоровый ребёнок» - групповая, фронтальная. эстафета.
IV «Один дома» - групповая, фронтальная.
V «В мире природы» - групповая, фронтальная.
2. Приемы и методы организации.
Программа предполагает использование разнообразных методов и приемов: объяснение нового материала, беседа по теме, вопросы к детям, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций, творческие задания, тренинги, чтение художественных произведений, разыгрывание ситуаций, обсуждение ситуаций, отгадывание загадок.
- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин,
карт, зарисовок на доске.
Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.
Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.
3. Дидактический материал.
Различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
Дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок, разнообразные коллекции, макеты и др., подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов
4. Техническое оснащение занятий.
Различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
3. стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул;
4. правильное освещение;
5. магнитофон;
6. компьютер;
7. DVD
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка, способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Н. Н. и др. Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /Н. Н. Андреева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : Детство-Пресс. 2004, – 144 с.
2. Волчкова,В. Н. и др. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж. : ТЦ Учитель, 2004.– 207
3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий - Т. П. Гарнышева. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010. – 128 с.
4. Интернет.
5. Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации /ант. -сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград. Учитель, 2008. – 207 с.
6. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет. / Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Свера, 2009. – 80 с.
7. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. /Т. А. Шорыгина – М. : Книголюб, 2007. – 80 с.