МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук детей средней группы

Пикалева Ольга Александровна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые пальчики»

по развитию мелкой моторики рук детей в средней группе

на 2024-2025 учебный год

Составила воспитатель: Пикалева О. А.

г. Ставрополь

1. Основные характеристики.

1.1. Пояснительная записка.

1.1.1. Нормативно-правовая база

Настоящая программа составлена для работы с детьми 4-5 лет.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук детей средней группы» размещена в разделах

Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют :

Федеральные документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Региональные документы:

3. Приказ Министерства образования Ставропольского края от 16 февраля 2021 г. № 230-пр "О реализации мероприятий регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"

4. Распоряжение Правительства Ставропольского края № 103-рп от 01.04.2021 г. О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ставропольском крае.

11. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

12. Нормативные документы регионального и муниципального уровней.

13. Локальные акты МБДОУ:

- Устав МБДОУ д/с № 38 «Успех» г. Ставрополь;

- Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МБДОУ д/с № 38 «Успех» г. Ставрополь;

- Учебный план МБДОУ д/с № 38 «Успех» г. Ставрополь.

1.1.2. Направленность программы – художественно-эстетическая.

1.1.3. Актуальность программы.

«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

1.1.4. Отличительная особенность Программы, новизна.

Новизна Программы заключается в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, вооружает их навыкам и обучению методам самостоятельного добывания знаний путем художественно – эстетического воспитания.

Отличительная особенность Программы от других заключается в том, что первоначально дети развивают и совершенствуют мелкую моторику рук с помощью нетрадиционных практик. Программа «Веселые пальчики» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.

1.1.5. Адресат программы. Программа адресована детям от 4 до 5 лет.

1.1.6. Возрастные особенности.

Одним из главных аспектов развития детей 4 – 5 лет является формирование познавательных интересов. Познавательная активность дошкольников очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы, формирует познавательный интерес и развивает познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. Познавательное развитие – это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях ее природы. В дошкольном возрасте формируется мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Он в этом возрасте ищет ответы на вопросы, ради чего следует что-либо делать, совершать, учить. Поиск ответов на эти вопросы – одна из ценностей данного возраста. Познание ребёнка в значительно большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.

В возрасте 4 – 5 лет ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Тип его мышления специфичен и во многом зависит от эмоций ребёнка.

Восприятие ребёнка теряет свой первоначально глобальный характер. Свойства или признаки предмета становятся для ребёнка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребёнка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребёнок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Благодаря различным видам деятельности память ребёнка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Ребёнок способен представить в уме не только конечные результаты действия, но и его промежуточный этап. С помощью речи ребёнок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

1.1.7. Форма обучения - очные групповые занятия.

1.1.8. Формы организации образовательного процесса.

При организации художественно – эстетической деятельности и мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, групповую, подгрупповую и индивидуальную формы.

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Единицей учебного времени является учебное занятие.

Занятие проводится в группе по 24 человека.

1.1.9. Общее количество часов в год - 36 часов, в неделю 1 час.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в четверг по 20 минут.

1.1.10. Уровень программы – базовый.

1.1.11. Особенности организации образовательного процесса – практический метод обучения дошкольников.

Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 20 минут. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

При реализации программы применяются методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы работы с детьми: беседы, рисование, лепка, аппликация, экспериментирование с красками.

Данную программу дополнительного образования можно также использовать и с детьми с ОВЗ. Вовлечение детей с ОВЗ в творчество эффективно позволяет решать проблемы социализации, преодоление комплекса неполноценности и улучшения психоэмоционального состояния и развития. Для решения проблемы адаптации детей с ОВЗ в социуме, их личностного развития данная программа создаёт условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель: развитие мелкой моторики в процессе использования традиционных и нетрадиционных форм работы.

Задачи:

Личностные:

развивать познавательную активность и любознательность дошкольников;

развивать творческие способности;

побуждать детей к проявлению личной инициативы;

формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе.

Предметные:

• совершенствовать способность детей творить, используя различные традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Воспитательные:

развивать социальные навыки : умение работать.

• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;

развивать воображение,

развивать мелкую моторику рук.

1.3. Объем и срок освоения программы.

Объем программы – 36 часов.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

1.4. Содержание программы

Перспективное планирование

Месяц Работа с детьми

Тема занятия Работа с родителями

Консультации Работа с педагогами

Сентябрь 1.«Мы рисуем осень»

2.«Осенние астры»

3.«Мишка»

4.«Осеннее дерево» «Развитие мелкой моторики рук»

Октябрь 1. «Богатый урожай»

2.«Осенний лес»

3.«Коза-дереза»

4.«Барашек» «Аппликация» Консультация:

«Нетрадиционные техники рисования»

Ноябрь 1.«Подсолнух»

2.«Платье золотое у березки на плечах»

3.«Колючий ежик»

4.«Какое у осени настроение» «Пальчиковые игры»

Декабрь 1.«Ярко-красные кисти рябин»

2. «В зимнем лесу»

3.«Полярное сияние»

4.«Новогодняя игрушка» «Новогодние украшения из шишек»

Январь 1.«Зимние сугробы»

2.«Белочка»

3.«Снег над городом» «Рисование по манке» Консультация:

«Нетрадиционные техники лепки с использованием различных материалов»

Февраль 1.«Дети играют в снежки»

2.«Северный олень»

3.«Белые снежинки»

4.«Морозные узоры» «Поделки из соленого теста»

Март 1.«Веселые кляксы»

2.«Овечки на лугу»

3.«Весна в лесной чаще»

4.«Дымковская игрушка» 1 часть «Рисование штампами»

Апрель 1.«Дымковская игрушка» 2 часть

2.«Львенок»

3.«Подснежник в сугробе»

4.«Цветы» «Лепка. Пластилинография» Консультация:

«Нетрадиционные техники аппликации

Май 1.«Праздничный салют»

2.«Цветущая вишня»

3.«Весеннее дерево»

4.«Бабочки на лугу» «Рисование пальчиковыми красками» Итоговый отчет

1.5. Планируемые результаты освоения программы детьми 4 - 5 лет.

Личностные:

детей развивается познавательная активность и любознательность;

-дети проявляют личную инициативу;

-формируются навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе.

Предметные:

-совершенствуется способность детей решать поставленные задачи применяя полученные знания.

Метапредметные:

-дети овладевают способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

детей формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия -в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

2. Условия реализации программы

Образовательный процесс проходит в очной форме. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется.

Нетрадиционные техники изобразительного искусства:

- рисование акварелью;

- рисование гуашью;

- кляксография;

- выдувание трубочкой;

- монотипия;

- рисование отпечатками (листьев, картофелем);

- рисование восковой свечой и акварелью;

- рисование с восковыми мелками и акварелью;

- экспериментирование красками;

- рисование штампами;

- рисование по манке;

- рисование в технике «набрызг»;

- рисование ватными палочками;

- аппликация из рванной бумаги;

- рисование зубной щеткой;

- рисование в технике «граттаж» (цветной)

- аппликация из салфеток;

- аппликация с нитками;

- аппликация с крупами;

- аппликация с использованием ваты;

- пластилинография;

- лепка из соленого теста;

- поделки из природного материала (шишки, каштаны)

2.2. Календарный учебный график

Дата начала учебного года - 02.09.2024 г.

Дата окончания учебного года – 3.05.2025г.

Количество недель – 36.

Количество занятий в неделю – 1.

Общее количество часов – 36.

Занятия проводятся в очной форме

2.3. Условия реализации программы.

2.3.1. Методическое обеспечение.

Нормативно-правовая документация:

Федеральные документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Региональные документы:

3. Приказ Министерства образования Ставропольского края от 16 февраля 2021 г. № 230-пр "О реализации мероприятий регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"

4. Распоряжение Правительства Ставропольского края № 103-рп от 01.04.2021 г. О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ставропольском крае.

11. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

12. Нормативные документы регионального и муниципального уровней.

13. Локальные акты МБОУ:

- Устав МБДОУ д/с № 38 «Успех» г. Ставрополь;

- Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МБДОУ д/с № 38 «Успех» г. Ставрополь;

- Учебный план МБДОУ д/с № 38 «Успех» г. Ставрополь.

2.3.2. Материально-техническое обеспечение.

Шишки еловые, сосновые, цветные карандаши, крупы и зерно (пшено, манка, пшеничная крупа, овес, пшеница, кукуруза, горох, семена рапса, семена льна, контейнеры для круп и зерна, песок, акварельные краски, гуашь, стаканчики-непроливайки, салфетки, цветная бумага, белые листа А4, ватман, муляжи овощей и фруктов, клей-карандаш, клей ПВА, пластилин, пальчиковые краски, цветные мелки, ножницы, картон белый, цветной, соленое тесто (мука, соль, растительное масло, ватные палочки, листья с деревьев, штампы из поролона, картофеля, веточки с деревьев, зубные щетки.

2.3.3. Кадровое обеспечение.

Реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Веселые пальчики» осуществляет воспитатель.

2.3.3 Методы выявления результатов развития.

Для решения задач Программы используются разнообразные методы:

-рисование;

- аппликация;

-закрашивание;

-штриховка;

-лепка;

-анализ работ детей;

- наблюдения за процессом во время занятия;

-коллективные работы.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и

развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

2.5.3. Ожидаемые результаты.

Личностные:

детей развивается познавательная активность и любознательность;

детей формируется уверенность в своих силах;

-формируются навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе

- совершенствуется речь;

-развивается логическое и образное мышление;

-развивается воображение.

Предметные:

-совершенствуется развитие мелкой моторики рук детей;

-развивается речь ребенка.

Метапредметные:

-дети овладевают способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

детей формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия -в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

В результате изучения программы воспитанники будут знать и уметь:

По итогам изучения программы, обучающиеся будут уметь:

- проявлять устойчивый интерес к творчеству;

- выражать себя в искусстве разнообразными способами;

- выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с назначением;

- проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач;

- рисовать разными способами;

- лепить нетрадиционными способами;

-различать разные виды аппликации;

-знать на ощупь и вид зерна и крупы, природный материал;

- работать в коллективе;

- изготавливать открытки к праздникам.

По итогам изучения программы, обучающиеся будут знать:

- разные способы рисования, аппликации, лепки;

- свойства бумаги, пластилина, круп и зерна, природного материала, соленного теста ;

- нетрадиционные техники рисования и их название.

2.4.1 Формы подведения итогов реализации программы.

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые пальчики» является проведение среди воспитанников выставка детских работ за год и итоговый отчет перед педагогами МБДОУ д / с №38.

Организация занятий.

Работа построена следующим образом:

Каждую неделю планируется новая тема, в месяце 4 занятия. Занятия проходят в увлекательной форме

При составлении программы соблюдены следующие правила:

1. Темы должны быть интересны ребёнку, должны увлекать его.

2. Темы должны быть выполнимы, решения должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .

3. Темы должны быть оригинальны, в них необходим элемент неожиданности, необычности.

Перспективное планирование работы с родителями

на 2024-2025 учебный год

Месяц Наименование

Сентябрь Консультация: «Развитие мелкой моторики рук»

Октябрь Консультация: «Аппликация»

Ноябрь Консультация: «Пальчиковые игры»

Декабрь Консультация: «Новогодние украшения из шишек»

Январь Консультация: «Рисование по манке»

Февраль Консультация: «Поделки из соленого теста»

Март Консультация: «Рисование штампами»

Апрель Консультация: «Лепка. Пластилинография»

Май Консультация: «Рисование пальчиковыми красками»

4. Список литературы.

1. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005г.

2. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002г.

3. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001г.

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М. ,2012 г. 2005г.

5. А. А. Фатеева Рисуем без кисточки. - Академия развития 2006г.

6. Н. В. Дубровская Яркие ладошки, - «детство-пресс» 2004г.

8. Н. В. Дубровская Рисунки, спрятанные в пальчиках, - «детство-пресс» 2003г.

9. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007г.

10. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005г.

11. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2009г.

12. .Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001г.

13. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.

14. А. А. Фатеева Рисуем без кисточки. - Академия развития 2006г.

15. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005г.

16. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с;

17. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г

18. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М. : Мозаика- Синтез, 2008г.

19. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.

20 .О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011г.

21. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И. А. Лыкова. - М. : Карапуз, 2007.

22. Лыкова, И. А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки/ И. А. Лыкова. - М. : Карапуз, 2005.

23. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем/ И. А. Лыкова. - М. : Карапуз, 2004г.

24. Рябкова Н. В. Пластилинография. Игры-занятия с детьми дошкольного возраста с тематическим планированием и методическими рекомендациями. - М. : Школьная книга, 2024г.

25. Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками: 20 позновательно-игровых занятия для детей дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2023г.

26. Рябкова Н. В. Сделай сам: лепим, рисуем, творим. Творческие занятия с детьми 3-5 лет. - М. : Школьная книга, 2024г.

27. Серебряков Л. Г. Круглой год. 40 сценариев занятий с детьми, с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности. - ООО «Русское слово- учебник» 2020г.

Интернет ресурсы:

Инфоурок - ведущий образовательный портал России.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru.

Сайт МААМ. РУ https://www.maam.ru

Сайт Копилкауроков https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук детей средней группы
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 21:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук детей средней группы» (включая файлы) размещена пользователем Пикалева Ольга Александровна (УИ 1619150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД