Елена Латыпова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Народные игры» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Направленность: социально-педагогическая.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому веселому и радостному занятию – народным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизических умений и навыков.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Народные игры“ в ДОУ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Новизна. Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы физического развития в ходе занятий. Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры.
Актуальность. Мы живём в многонациональном обществе, в котором всё больше зла и жестокости по отношению к людям иной нации, иного вероисповедания, иных национальных жизненных традиций. Я обратила внимание на то, что народные игры, и русские, и украинские, и пр., почти исчезли сегодня из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывать в детях толерантность. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так у меня возникла необходимость в создании кружка народных подвижных игр.
Проблема: Недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей. В этом случае дети даже просто не знают названий каких-то игр, и не могут самостоятельно играть или организовать игру, не говоря уже о том, что игры у разных народов разные.
Цель. Повысить двигательную активность детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр, воспитывать интерес и любовь к подвижным играм разных народов.
Задачи:
Образовательные
-познакомить детей с многообразием народных игр
-приобщить к культуре народов мира
-научить детей самостоятельно и с удовольствием играть
Развивающие
-развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей, навыков толерантного поведения.
Воспитательные
-воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, навыков здорового образа жизни.
Возраст детей. Средняя группа, 4-5лет
Сроки реализации: 8 месяцев: с 1 октября по 31 мая
Форма работы: очная, подгрупповая
Режим ООД: 1 раз в неделю, среда в 16:45-17:05
Ожидаемые результаты
Знать не менее 10 считалок для использования их в игре.
Правила 15 народных игр.
Правила безопасного поведения во время проведения игры.
Уметь сотрудничать друг с другом во время игры.
Форма подведения итогов: Подведение итогов в форме эстафеты, игры, соревнований; детский сабантуй.
Список детей
1 Буржумова Ясмина Тимуровна
2 Вахитова Виктория Андреевна
3 Глазунова Елизавета Денисовна
4 Загидуллина Ясмина Ильнуровна
5 Имамутдинова Иделия Ильфатовна
6 Низамутдинов Никита Романович
7 Равилов Артур Дмитриевич
8 Рычков Станислав Владимирович
9 Садриева Ясмина Ильшатовна
10 Султанов Амин Ришатович
11 Хазиев Раян Ахмедович
12 Ханнанов Даниэль Илгамович
13 Шакирова София Рушановна
Мальчики – 6
Девочки – 7
Содержание программы
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Месяц Дата Тема ООД Длительность
1 Октябрь
07.10.20 Русские народные игры
Задачи: Знакомить детей с играми русского народа, укладом жизни, обычаями, символикой.
1.«Мячик сверху»(развивать глазомер, меткость, быстроту реакции)
2. «Большой мяч»(развивать глазомер, тренировать меткость)
3. Игра «Бирюльки» 20мин
2 14.10.20 1 «Мячик сверху»(развивать быстроту, меткость, быстроту реакции) .
2. «Гонка мяча по улице»(Тренировать внимание, развивать ловкость) Сюжетная игра
3. Игра «Золотые ворота»
20мин
3 21.10.20 1. «Гонка мяча по улице»(тренировать внимание, развивать ловкость)
2. «Передал-садись»(развивать ловкость, силу, выносливость) Игра-состязание
3. Игра «Поймай рыбку» 20мин
4 28.10.20 1. «Передал-садись»(развитие ловкость, силу, выносливость)
2. «Мячик сверху»(развивать глазомер, меткость, быстроту реакции)
3.«Гонка мяча по улице»(Тренировать внимание, развивать ловкость)
4. Игра «Горячее место» 20мин
5 Ноябрь
11.11.20 Башкирские народные игры
Задачи: Знакомить детей с играми башкирского народа, укладом жизни, обычаями, символикой.
1. «Юрта»(развивать умение ориентироваться в пространстве)
2. «липкие пеньки»(развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость) 20мин
6 18.11.20 1. «Стрелок»(развивать умение у детей метать мяч)
2. «Медный пень»(развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге) 20мин
7 25.11.20 1. «Юрта»(развивать умение ориентироваться в пространстве)
2. «липкие пеньки»(развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость) 20мин
8 Декабрь
2.12.20 Белорусские народные игры
Задачи: Познакомить детей с играми белорусского народа, объяснить, что все эти народы (русский, украинский, белорусский) объединены в один славянский народ, рассказать об обычаях этого народа, реликвиями.
1.«Круглый хрящик» (Совершенствовать скоростно-силовые способности)
2.«Прела-Горела»(Воспитывать быстроту, умение действовать по сигналу). 20мин
9 9.12.20 1.«Прела-Горела»(Воспитывать быстроту, умение действовать по сигналу).
2.«Заяц-месяц»(Воспитывать ловкость и быстроту). 20мин
10 16.12.20 1. «Заяц-месяц»(Воспитывать ловкость и быстроту)
2.«Ежик и мыши»(Совершенствовать координацию движений и ловкость). 20мин
11 Январь
13.01.2021 Армянские и Грузинские народные игры
Задачи: Познакомить детей с народами, населяющими край Северного Кавказа, их национальной одеждой, играми, символикой, обычаями.
1. «Беспокойный мяч»(Развивать силу, ловкость, выносливость).
2. «Земля, вода и воздух»(Воспитывать быстроту, внимание, меткость) 20мин
12 20.01.21 1. «Земля, вода и воздух» (Воспитывать быстроту, внимание, меткость).
2. «Перетягивание палки»(Воспитывать умение действовать по сигналу, тренировать мышцы рук) 20мин
13 27.01.21 1.«Перетягивание палки»(Воспитывать умение действовать по сигналу, тренировать мышцы рук)
2.«Игра в колокол»(воспитывать быстроту и ловкость) 20мин
14 Февраль
3.02.21 Литовские народные игры
Задачи: Познакомить детей с литовским народом. Рассказать о соседях, граничащих с этим государством, познакомить с флагом и гербом этого народа.
1.«Кошка и мышка»(Развивать ловкость, выносливость, действовать по сигналу)
2.«Ловля рыб»(Развивать ловкость, выносливость, действовать по сигналу 20мин
15 10.02.21 1. «Ловля рыб»(Развивать ловкость, выносливость, действовать по сигналу)
2. «Волчонок»(Развивать, ловкость, выносливость, координацию движений) 20мин
16 17.02.21 1. «Волчонок»(Развивать, ловкость, выносливость, координацию движений).
2.«Птичка»(Формировать творческое воображение) 20мин
17 24.02.21 1. «Птичка»(Формировать творческое воображение)
2 .«Кошка и мышка»(Развивать ловкость, выносливость, действовать по сигналу
3. «Ловля рыб»(Развивать ловкость, выносливость, действовать по сигналу 20мин
18 Март
10.03.21 Эстонские народные игры
Задачи: Познакомить детей с культурой эстонского народа, национальными играми и игрушками, рассказать о флаге и гербе этого народа.
1. «Черное и белое»(Развивать ловкость, внимание, умение бегать)
2. «Король мавров»(Развивать внимание, ловкость, умение бегать) 20мин
19 17.03.21 1.«Король мавров»(Развивать внимание, ловкость, умение бегать)
2.«Заяц и собаки»(Развивать ловкость, координацию) 20мин
20 24.03.21 1. «Заяц и собаки»(Развивать ловкость, координацию).
2. «Птицы»(Воспитывать внимание, самостоятельность, быстроту) 20мин
21 Апрель
7.04.21 Латышские народные игры
Задачи: Познакомить детей с латышским народом. Рассказать об особенностях национального костюма, домашнем быте, символах государства.
1. «Решето»(Воспитывать внимание, быстроту мышления, ловкость)
2. «Путешественник» (Воспитывать внимание и сообразительность) 20мин
22 14.04.21 1. «Решето»(Воспитывать внимание, быстроту мышления, ловкость)
2. «Кольцо»(Воспитывать внимание, сообразительность) 20мин
23 21.04.21 1. «Путешественник» (Воспитывать внимание и сообразительность)
2. «Волк и коза»(Развивать ловкость, сообразительность, быстроту). 20мин
24 28.04.21 1. «Волк и коза»(Развивать ловкость, сообразительность, быстроту).
2. «Кольцо»(Воспитывать внимание, сообразительность) 20мин
25 Май
5.05.21 Татарские народные игры
Задачи: Познакомить с историей жизни татарского народа. Рассказать об их прошлой кочевой жизни, их национальными игрушками и укладом жизни и, национальной одеждой.
1. «Продаем горшки» (Воспитывать внимание, быстроту, умение действовать по сигналу)
2. «Серый волк»(Тренировать внимание, развивать ловкость и быстроту). 20мин
26 12.05.21 1. «Хлопушки»(Воспитывать внимание, быстроту, умение действовать по сигналу)
2.«Займи место»(Тренировать внимание, развивать ловкость и быстроту 20мин
27 19.05.21 «Сабантуй» 20мин
28 26.05.2021 Мониторинг 20мин
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01 октября 2020года;
Окончание учебного года – 31 мая 2021года.
Количество недель в учебном году: 28 недель
Объем недельной нагрузки:
Общее количество занятий в неделю в группах:
От 4 лет до 5 лет – 1 занятие (продолжительность 20 мин.);
Сроки проведения каникул, их начало и окончание:
С 21 декабря 2020 года по 8 января 2021 года;
С 1 по 5 марта 2021 года.
Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов:
первичный со 1 сентября по 11 сентября 2020 года;
итоговая с 17 мая по 31 мая 2021 года
Организационно-педагогические условия
Кадровые: Латыпова Елена Владиславовна
Образование – среднее специальное
Специальность- учитель физической культуры
Материально- технические условия: Спортивный зал МАДОУ детский сад №13 г. Туймазы
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Перечень средств обучения
Картотека подвижных игр, картотека считалок, атрибуты: шапочки для водящих, маски, мячи, гимнастические палки, колокольчик, диск с2-х сторонним обозначением цвета, шнур, платок.
Список использованной литературы:
1. М. Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры»
2. Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр»; составитель А. В. Кенеман, под редакцией Т. И. Осокиной «Детские подвижные игры народов СССР».
3. Мальми В. В. «Народные игры Карелии».
4. Кедрина Т. Я., Гелазония П. И. «Большая книга игр и развлечений для детей и родителей».