Олеся Гаврилова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности «Грамотей»
Гаврилова Олеся Александровна, воспитатель
Продолжительность обучения 1 год
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
Направленность программы — социально-педагогическая, уровень освоения – базовый.
Актуальность программы.
Темочки:
Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему.
Общие языковые способности позволяют в шесть лет ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом подвести его к чтению. Большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников – родственников, старших школьников. В настоящее время появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества.
Актуальность разработки программы кружка «Грамотей» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей подготовительной группы, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.
Новизна программы.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка «Грамотей» заключается в освоении новых для детей дошкольного возраста способов речевой деятельности: слушания, говорения, осознание связей и зависимостей языка.
Программа помогает сформировать у детей навыки чтения. Используется целостный подход к речевому развитию детей, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические, включаются задания по развитию моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным и психофизическим особенностям детей и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы (занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом).
При проведении занятий используются новые педагогические технологии. Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме открытого мероприятия с участием родителей.
Содержание программы способствует практической подготовке детей подготовительной группы к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Отличительной особенностью программы является комплексный характер и игровой сюжет занятий, где включены обязательные составляющие:
- развитие речи и подготовка к обучению чтению (звуковой анализ и синтез);
- подготовка руки к письму (печатание).
Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, формируют мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (соотнесение различных типов слов между собой, сравнение слов по их звуковому составу, подбор слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. расширяют словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
Ценность таких занятий в том, что игра по форме является обучающей.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия также введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение.
В дополнительной образовательной программе “ Грамотей” большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование, составление моделей слов (из геометрических фигур, предложений (слова – иллюстрации, Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
Данная программа является педагогически целесообразной, так как
методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, темп его подачи индивидуализирован, учитываются произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей подготовительной группы (6-7 лет). По данной программе могут обучаться дети с ОНР.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи.
Объем и срок освоения программы
Программа «Грамотей» рассчитана на 1 год обучения (9 месяцев, 36 недель)
Формы обучения – очная.
Основной формой учебной работы является групповое занятие.
В начале работы проводится диагностика ребенка, которая позволяет увидеть исходную подготовку ребенка, его индивидуальные способности и наклонности.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май включительно. Занятия планируются во второй половине дня. Длительность занятий 30 минут.
Целью программы - подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, овладение навыками связной речи и осознанного чтения.
Задачи программы :
Обучающие задачи:
- сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, к самостоятельному чтению;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
- обучение чтению: запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов.
- легко и весело ввести ребенка в письменность;
Развивающая задача:
- развитие навыка осознанного правильного чтения;
- развивать желание читать.
Воспитательная задача:
- воспитывать старательность, любовь к чтению.
- прививать любовь и уважения к русскому языку.
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
К концу обучения дети 6-7 лет должны знать, уметь и иметь:
- обогащенный словарный запас и достаточно отчетливо и ясно произносить слова;
- графический облик букв, соотнесение букв со звуками;
- выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-знать название букв; владеть понятиями «звук», «слово», «предложение»;
-различать гласные,твердые и мягкие согласные;
-правильно ставить ударение в словах;
-плавно читать слова;
-составлять слова из букв разрезной азбуки;
- правильно согласовывать слова в предложении;
-составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т. п. ;
-отвечать на вопросы по тексту полными предложениями;
- правильно использовать предлоги;
-делать краткие и подробные пересказы;
-ориентироваться в тетради в клетку;рисовать предметы; печатать буквы, слова,предложения печатными буквами.
Метапредметные результаты освоения программы отражают :
будет уметь (на элементарном уровне) :
- плавно читать 2-3 сложные слова по слогам;
- понимать смысл прочитанного;
-делать звуко-буквенный анализ слов4
будет проявлять:
-желание организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом;
-использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,мыслей и потребностей;планирования и регуляции своей деятельности;
- любовь и интерес к чтению; уважение к русскому языку;
будет владеть: основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
«Звук и буква «А»»
Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога, отгадывание загадок. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, конверт, кассы букв, разрезные буквы, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква О и звук [О] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Индивидуальные схемы, кассы букв, тетради, карандаши, игрушки, альбом Наблюдение, беседа
Буква У и звук [У] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, конверт, кассы букв, разрезные буквы, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква Ы и звук [Ы] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога, загалки. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Картинки, счетные, палочки, кассы букв, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква Э и звук [Э] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога, загадки. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, разрезные буквы, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква М и звук [М] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, разрезные буквы, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква Н и звук [Н] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры, отгадывание ребуса Предметные картинки, кассы букв, разрезные буквы, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
«Звуки [Л] и [Л’], буква «Л»»
Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Символы звуков, кассы букв, разрезные буквы и слоги, счетные палочки, афиша, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Закрепление знаний об изученных буквах и звуках Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Кассы букв, клубок с заданиями и с сюрпризом, индивидуальные клубочки, индивидуальные картинки Наблюдение, беседа
Буква Я и звук [Я] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв; цветы, бабочки из бумаги, альбом, тетради, карандаши, Наблюдение, беседа
Буква Ю и звук [Ю] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры, отгадывание загадок Кассы букв, пуговицы по количеству детей, разрезные слоги, индивидуальные сюжетные картинки, альбом Наблюдение, беседа
Буква Е и звук [Е] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Схемы, индивидуальные предметные картинки, кассы, карандаши, тетради, альбом Наблюдение, беседа
Буква Ё и звук [Ё] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, разрезные буквы, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква И и звук [И] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква Р и звук [Р] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, план занятия («маршрут», кассы, тетради, карандаши, детали строительного конструктора, альбом Наблюдение, беседа
Буква К и звук [К] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры, отгадывание ребусов Предметные картинки, кассы букв, тетради, карандаши, игрушки, альбом Наблюдение, беседа
Буква Г и звук [Г]
Дифференциация звуков Г-К Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры, отгадывание ребусов Картинки с изображением животных, гусыни, гусят, кассы букв, детали строительного конструктора, альбом, тетради, карандаши, Наблюдение, беседа
Буква Д и звук [Д] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква Т и звук [Т] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Картинка «Лес», картинки с изображением животных, кассы букв, альбом, тетради, карандаши Наблюдение, беседа
Дифференциация звуков Д-Т Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, фигурка Звездочета, звёзды из бумаги, кассы, «картинки-невидимки», аудиозапись, альбом, тетради, карандаши Наблюдение, беседа
Буква В и звук [В] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, рисунок клумбы, картинки с изображением цветов, аппликация шкафа, альбом, тетради, карандаши Наблюдение, беседа
Буква Ф и звук [Ф] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, индивидуальные схемы, картинки для задания «Чья голова?», альбом, тетради, карандаши Наблюдение, беседа
Буква С и звук [С] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква З и звук [З]
Дифференциация звуков З-С Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, тетради, карандаши, альбом, мяч Наблюдение, беседа
Буква П и звук [П]
Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Кассы букв, картинка осьминога, карточки с заданиями, контурное изображение осьминога для раскрашивания, тетради, карандаши альбом Наблюдение, беседа
Буква Б и звук [Б]
Дифференциация звуков Б-П Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
«Звуки [Х] и [Х’],
Буква Х
Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква Ш и звук [Ш]
Дифференциация звуков С-Ш Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, буквы Й, й, кассы букв, игрушка (картинка) Незнайка, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква Ж и звук [Ж] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы букв, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква Ч и звук [Ч] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки фигурка ежика с яблоками, кассы букв, тетради, карандаши, альбом Наблюдение, беседа
Буква Щ и звук [Щ] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы, карандаши, тетради, «Чудо-яблоня»; «черный ящик», яблоко, буквы-половинки, картинка «Яки», альбом Наблюдение, беседа
Буква Ц и звук [Ц] Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы, карандаши, тетради, игрушка-юла; разрезные буквы, альбом Наблюдение, беседа
Буква Й и звук [Й]
Тематическое занятие занятие-игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, колокольчик; касса букв, карандаши, карточки с оценкой 5, альбом Наблюдение, беседа
Буквы [Ь] и [Ъ]
Тематическое занятие- игра Словесные: беседа, рассказ педагога. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций. Практические: упражнения, дидактические игры Предметные картинки, кассы, карандаши, тетради, «Чудо-яблоня»; «черный ящик», яблоко, буквы-половинки, картинка «Яки», альбом Наблюдение, беседы
Литература для педагога
1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» Москва «Астрель» 200
2. Журова Л. Е,Н. С. Васнецова,Н. В. Дурова,Л. Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте в детском саду. — М. :Школа-Пресс, 1998.
3. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007
4. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. -М. : Гном-Пресс, 2002.
5. Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ» Москва «Айрис Пресс» 2006
6. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
7. С. М. Бондаренко Секреты орфографии. М. : Просвещение, 1991
8. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение
грамоте. -М., 1999.
9. Ю. В. Иванова Дошкольный логопункт. Раздаточный материал для работы с детьми 5-7 лет (Первичное тестирование. Подготовительная к школе группа, итоговое тестирование. Подготовительная к школе группа).-М. : Издательство ГНОМ, 2012
10. Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-2018.
11. Методика ознакомления детей с ударением Е. Н. Журова, Н. С. Васнецова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская Обучение дошкольников грамоте
12. Е. В. Колесникова «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»Рабочая тетрадь. М. : «Ювента»2005
13. Е. В. Кузнецова,И. А. Тихонова «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.»М. : «ТЦ Сфера» 2001
14. Г. Ф. Марцинкевич. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. (планы занятий).Волгоград 2004
Литература для детей
1. Е. В. Колесникова «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. –М. : Издательство «Ювента» 2005
2. Колесникова Е. В. «Веселая грамматика» для детей 5 – 7 лет: Рабочая тетрадь. - М. : Издательство «Ювента» 2003
3. Н. В. Нищева Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению. СПб. : Детство-Пресс, 2004
4. Колесникова Е. В. «Предмет, слово, схема» : Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. -М. : Издательство «Ювента», 2005
5. Наглядно-дидактические пособия «Грамматика в картинках» «Ударение», «Говори правильно», «Словообразование», «Антонимы», «Многозначные слова», «Один-много», «Множественное число». – М. «Москва – синтез»
6. Е. В. Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. М. ,Изд. «Ювента»,2007
7. Е. В. Колесникова «Ювентик в стране звуков и букв. Тренинг интелекта и способностей детей 5-7 лет» : рабочая тетрадь. -М. Изд. «Ювента»,2006
Приложение1
Мониторинг уровня практического осознания элементов языка и речи
/для детей 6-7 лет по Д. Б. Эльконину/
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
Таблица 1
Фамилия и имя ребенка Количественная оценка в баллах Общая оценка
выделение слова Фонемный анализ анализ предложений
Обработка и интерпретация результатов исследования.
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
4-5 баллов – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.