анна ермошкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Свежий ветер»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность программы связана с острой необходимостью создания системы профилактики употребления ПАВ, среди подрастающего поколения. На современном этапе дети стали одним из самых социально и экономически незащищенных слоев населения. Сложная ситуация в стране, недостаточное внимание государства к проблемам семьи и детства ведут к росту количества неблагополучных семей, появлению тенденции самоустранения родителей от воспитания. И как результат этого мы имеем увеличение количества детей, попадающих под категорию безнадзорных и беспризорных. Оказываясь незащищ нными, дети находят поддержку на улице, попадают в группировки, приобщаются к употреблению алкоголя, курению, наркомании.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Свежий ветер“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Наблюдается взлет криминальной активности подростков. Все чаще в СМИ и в сводках МВД звучит информация о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетним, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что говорит о склонности детей к отклоняющемуся от общечеловеческих норм поведению. Многие подростки испытывают состояние стресса, апатии, раздражения, агрессии, озлобленности.
Одной из причин этого является отсутствие положительных примеров для подражания в кругу семьи, отход родителей от воспитания подростков, увлеченность своей работой. Происходит деформация духовного мира реб нка.
Данная подпрограмма признана определить цели, задачи, формы и методы работы в данном направлении, спрогнозировать ожидаемый результат. Когда каждый ребенок почувствует социальную поддержку, когда будет создан благоприятный климат для его личностного развития, когда каждый маленький или взрослый человек поймет, что он кому-то нужен.
Только тогда можно говорить о нравственном становлении общества и государства.
Новизна подпрограммы состоит в том, что она позволяет осуществлять ориентацию молодого поколения на позитивные социальные и личные ценности через процесс самопознания, самовоспитания, повышение уровня психологической компетентности, вовлечение молодежи в профилактическую деятельность.
Педагогическая целесообразность подпрограммы основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации. Обучение таким навыкам, как умение знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения; уверенному поведению в конфликтных и стрессовых ситуациях; построение взаимоотношений с родителями способствует формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым наркотическим веществам.
Цель программы : формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ.
Подпрограмма профилактики «Свежий ветер» реализует воспитательные и образовательные задачи:
• развитие представления подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему;
• расширение знаний учащихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
• формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение, а также поступки и поведение других людей;
• формирование самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния;
• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формирование умения оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
Отличительные особенности данной подпрограммы от уже существующих, заключаются в том, что – она призвана помочь обучающимся приобрести знания, навыки, опыт, необходимые для того, чтобы выбрать здоровый образ жизни, обрести сопротивляемость негативному и вредному влиянию.
Критерии эффективности:
- Уменьшение факторов риска употребления подростками психоактивных веществ.
- Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов и подростков.
- Наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.
Организация образовательного процесса:
- Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 9-18 лет.
- Сроки реализации программы – 1 год. Занятия носят цикличный характер.
- Количество детей в группе – 10-15 человек (по желанию ребенка).
- Периодичность – 1 раз в неделю (60 мин.).
На занятиях используются следующие методы работы:
• словесные методы обучения (устное изложение нового материала, беседа, анализ текста);
• наглядные методы обучения (просмотр видеоматериалов, мультфильмов и иллюстраций);
• практические методы обучения (рисование, аппликация).
Форма организации деятельности учащихся на занятиях групповая.
Структура занятий
1 этап – подготовительный: мозговой штурм по теме занятия, разминочное упражнение.
2 этап – введение новой информации: мини – лекция педагога (определение понятия); работа в круге; дискуссия.
3 этап – тренировка: работа в малых группах; ролевое моделирование; различные упражнения.
4 этап – применение полученного опыта на практике: проекты; упражнения; дискуссия; домашнее задание.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.
2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) уверенного позитивного поведения;
б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;
в) отстаивания и защиты своей точки зрения;
г) осознанного и уверенного умения сказать курению «Нет».
4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
Несовершеннолетние должны знать:
болезни, связанные с применением ПАВ;
причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);
вредное влияние ПАВ на организм человека.
Несовершеннолетние должны уметь:
применять полученные знания на практике;
уметь говорить «Нет»;
вести активный здоровый образ жизни.
Несовершеннолетние должны приобрести навык:
работы в коллективе;
высказывания своих мыслей;
изучения научной литературы.
Для контроля эффективности программы используются следующие методы диагностики:
• Метод наблюдений;
• Анкетирование;
• Экспертный опрос педагога.