Алла Филимонова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» (нетрадиционные техники рисования). 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Семицветик»
(нетрадиционные техники рисования)
Направленность: художественная
Срок реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Филимонова Алла Григорьевна
….Это правда! Ну чего же тут
скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Семицветик“ (нетрадиционные техники рисования), 1 часть» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по нетрадиционной технике рисования : «Семицветик» имеет художественную направленность
Актуальность
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений
искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь
ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и
красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве.
Данная программа обращена к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизна настоящей программы заключается в том, что использование
нетрадиционных техник ещё не получило достаточно широкого распространения и не «укоренилось», данные техники являются скорее экспериментальными.
Педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умений и способностей ребёнка.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у детей такие качества как: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умения концентрировать внимание, мелкой моторики и координации движений рук у детей. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Отличительной чертой является развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции.
Нормативно - правовую основу разработки программы «Семицветик» составляют:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-з «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»;
- Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030года»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.03.2016 № 115 «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также в организациях отдыха детей и их оздоровления»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детства и юношества в редакции 2021г., утвержденного начальником Муниципального учреждения управления образования Миллеровского района приказ № 454 от 17.06.2021г. и другими локальными актами образовательного учреждения
Цель программы : Создание условий для формирования эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
Образовательные:
• обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
• знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и
жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
• учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
• подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
• формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивающие:
• развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций: (обращать внимание детей на выразительные средства, учить
замечать сочетание цветов);
• развивать творческие способности детей; развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов;
• развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.
Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
• воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
• воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
• воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание;
• воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
• воспитывать патриотические качества: любовь к селу, краю, Родине;
• воспитывать нравственные качества, а именно терпимость доброжелательности по отношению к окружающим;
• воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его.
Учебно-тематический план распределения часов
Название тем и разделов Общее количество занятий Теоретические занятия Практические занятия
1 год обучения 2 год обучения
1 год обучения 2 год обучения
1 год обучения 2 год обучения
Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности 1 1 1 1 - -
«Основы изобразительной грамоты» 2 2 1 1 1 1
«Кляксография» 4 4 2 1 2 3
«Пластилинография» 5 5 2 1 3 4
«Набрызг.» 3 5 1 1 2 4
«Монотипия» 4 6 2 2 2 4
«Рисование отпечатком пальцев» 2 2 2 2
«Оттиск ладошкой» 3 2 1 1 2 1
«Оттиск» 7 4 2 1 5 3
«Пуантилизм». 6 4 2 1 4 3
«Ниткография» 2 3 1 1 1 2
«Тычок жесткой полусухой кистью» 7 5 2 1 5 4
«Рисование при помощи вилки» 2 2 1 1 1 1
«Рисование сыпучими материалами»(соль, крупы, песок) 3 4 1 1 2 3
«Граттаж» 3 4 1 1 2 3
«Рисование «по мокрому» листу» 2 3 1 1 1 2
«Рисование с помощью шаблона, трафарета» 3 2 1 1 2 1
«Рисование с резервом» 2 3 1 1 1 2
«Рисование сухой пастелью и углем» - 3 - 1 - 2
«Разные разности» 1 1
Аттестация (декабрь, май) 2 2 1 1 1- 1
Выставки 2 3 2 3 0 0
Работа с родителями 2 2 1 1 1 1
1. ИТОГО 68 72 29 25 40 47