Светлана Бобылёва
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивай-ка» для детей 4–5 лет
Оглавление
1. Пояснительная записка…3 стр.
2. Учебный план и календарно-тематический график…. 10 стр.
3. Содержание образовательной программы…12 стр.
4. Ожидаемые результаты освоения программы….15 стр.
5. Контрольно-измерительные материалы…. 16 стр.
6. Список литературы…17 стр.
7. Дидактические игры, сказки; подвижные игры…18 стр.
I. Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа для разработки программы
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Развивай-ка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
• Федеральным Законом “Об образовании в Российской Федерации’ №273-ФЗ от 29.12.2012, ФЗ №185 от 02.07.2013;
• Приказом департамента образования Ярославской области № 47-нп от 27.12.2019 “О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области” (п. 14, п. 17)
• СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 4-лет. Программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, а также включает разработки зарубежных и российских авторов. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом.
Актуальность программы
Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Занимаясь с детьми, было замечено, что многие дети не справляются с простыми, на первый взгляд, логическими задачами. В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которые необходимо развивать.
Актуальность данного опыта предусмотрена тем, что начинать работу по становлению высших психических процессов памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Детей необходимо учить не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, это и побудило создать кружок “Развивай-ка”.
“Игра-это прекрасный метод развивающего обучения” (Л. Выготский). Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребёнку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего ещё не умеет. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры - блоки “Дьенеша”. Не смотря на обилие методических пособий по развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр, мало программ активно использующих альбомы игр и заданий, изданных для данных игр. Программа “ Развивай-ка” разработана для развития познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с использованием альбомов игр и заданий.
Направленность программы : социально-педагогическая
Цель:
1. Развитие у детей логического мышления, используя современные педагогические технологии;
2. Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;
3. Развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие) формирование гармоничной личности;
4. Всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста, способствующее успешному его обучению в общеобразовательной школе.
Задачи:
Обучающие задачи:
1. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
2. Формирование мотивации учения, ориентации на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
3. Познакомить детей с общими математическими понятиями.
4. Формировать математические представления о числах.
5. Формировать пространственно-временные отношения.
6. Формировать умение выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.
7. Увеличение объёма внимания и памяти.
Развивающие задачи :
1. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к познавательной деятельности, желание решать интеллектуальные задачи.
2. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, умение работать в парах, подгруппе, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
Новизна, отличительные особенности программы
Новизна заключается в том, что позволяет расширить и уточнить имеющиеся в отечественной психологии и педагогике представления о механизмах и условиях игры и упражнения, в комплексном использовании занимательного дидактического материала.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования развивающих игр уже на первом этапе дошкольного возраста как эффективного средства умственного, речевого и психического развития ребёнка. Раннее использование развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребёнка.
Игра и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. Все игры направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть. Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребёнка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Занятия по программе “ Развивай-ка” способствуют воспитанию у дошкольников интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Принципы и подходы к реализации программы
В основу создания программы были заложены следующие принципы:
Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей
Доброжелательный климат
Положительная оценка любого достижения ребёнка
Занимательность и наглядность
Особое внимание в программе уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Принцип активного обучения – построение процесса обучения с использованием активных форм и методов, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип проблемности – ребёнок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип коммуникативности – помогает воспитать у детей потребность в общении.
Принцип результативности – предполагает получение положительного результата работы независимо от уровня развития обучающегося.
Принцип индивидуализации – развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения.
Принцип психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребёнка.
Принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения.
Принцип позитивного взаимодействия с детьми – постоянное поощрение всех усилий ребёнка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребёнка и результатов его действий; сравнение результатов ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.
Категория обучающихся: 4-5лет
Количество обучающихся: (от 10 до 20 детей)
Продолжительность обучения: 9 месяцев (с сентября по май)
Место реализации образовательной программы : МДОУ “Детский сад №155”
Условия реализации программы
Организационные условия:
Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы ДОУ на платной основе в форме дополнительного образования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Материально-технические условия реализации программы :
Помещение для занятий с детьми
Столы
Стулья
Комплект дидактической литературы
Магнитная доска
Мультимедиа аппаратура, магнитофон
Температура в помещении не должна быть ниже +21 градуса, имеется график проветривания
Кадровые:
Автор-составитель и исполнитель программы – Бобылёва Светлана Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории. Образование: высшее педагогическое. Педагогический стаж работы: 20лет.
Методическое сопровождение программы :
Используемые технологии, формы, методы, приёмы….
Занятия включают различные виды детской деятельности:
Познавательную,
Продуктивную,
Двигательную,
Коммуникативную,
Конструктивную.
В процессе реализации программы используются различные формы организации занятий.
Формы работы с детьми.
• Игра:
• Ситуативный разговор;
• Беседа;
• Рассказ;
• Проблемная ситуация.
Методы работы с детьми.
Словесный (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
Практический (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
Наглядный ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий).
Поисковый (моделирование).
Метод игры (дидактические игры, развивающие игры, логические задачи, игры на развитие внимания, памяти, палочки Кюизенера, игры- соревнования).
Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи-гости, организуются путешествия. Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия.
Перечень наглядных пособий, игр, тетрадей для работы
1. Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой
2. Учебно-игровое пособие “ Логические блоки Дьенеша ” (по кол-ву детей)
3. Альбом “ Маленькие логики ”(по кол-ву детей)
4. Альбом “Блоки Дьенеша”
5. Альбом “Лепим небылицы” серия “Блоки Дьенеша”
6. Цветные схемы-карточки.
II.Учебный план
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 9 месяцев.
Продолжительность одного занятия 30минут, что составляет 1 академический час.
Всего занятий - 36. Всего часов -36.
№ Тема раздела Всего часов Теория Практика
1. Классификация по одному признаку. Форма. 9 2 7
2. Классификация по двум признакам. Форма, цвет. 9 2 7
3. Классификация по трём признакам. Форма, цвет, размер 14 2 12
Итого: 32 6 26
Календарно-тематический график
№ Тема занятия Кол-во часов
1. Классификация по одному признаку. Форма. Диагностика. 1
2. Классификация по одному признаку. Форма. “Бусы для мамы” 1
3. Классификация по одному признаку. Форма. “Дорожка к детскому саду” 1
4. Классификация по одному признаку. Форма. “Сказочное солнышко” 1
5. Классификация по одному признаку. Форма. “Пряничный домик” 1
6. Классификация по одному признаку. Форма. “Лесные лужайки” 1
7. Классификация по одному признаку. Форма. “Цветочные полянки” 1
8. Классификация по одному признаку. Форма. “Бабочки-красавицы” 1
9. Классификация по одному признаку. Форма. “Друзья-ушастики” 1
10. Классификация по двум признакам Форма, цвет. “Разноцветные зайчата” 1
11. Классификация по двум признакам Форма, цвет. “Домики” 1
12. Классификация по двум признакам Форма, цвет. “Большой и маленький парусники” 1
13. Классификация по двум признакам Форма, цвет. “Ракета” 1
14. Классификация по двум признакам Форма, цвет. “Заяц с шариками” 1
15. Классификация по двум признакам Форма, цвет. “Собачка”, “Грузовик” 1
16. Классификация по двум признакам Форма, цвет. “Цветок”, “Трактор” 1
17. Классификация по трём признакам Форма, цвет, размер “Игрушка”, “Слон” 1
18. Классификация по трём признакам Форма, цвет, размер. “Кошечка”, “Велосипед” 1
19. Классификация по трём признакам Форма, цвет, размер. “Мишка”, “Зайка” 1
20. Классификация по трём признакам Форма, цвет, величина. Классификация по двум признакам Форма, цвет. ”Мишка с шарами”, “Гусеница” 1
21. Классификация по трём признакам Форма, цвет, величина. ”Человек”, “Цветок” 1
22. Классификация по трём признакам Форма, цвет, величина. ”Снеговик”, “Башня” 1
23. Классификация по трём признакам Форма, цвет, величина. Клоун”, “Экскаватор’, “Пароход” 1
24. Классификация по трём признакам. Форма, цвет, величина. Знаки-символы. 1
25-
29 Классификация по трём признакам. Форма, цвет, величина. Небылицы 5
30-
32 Классификация по трём признакам. Небылицы. Диагностика. 3
Итого: 32
III.Содержание образовательной программы
Раздел 1 Классификация предметов по одному признаку. Форма.
Теория: Выявить знание детьми основных цветов (синий, жёлтый, красный, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); умение сравнивать предметы по величине и толщине. Закреплять представление о форме (круг, цвете (красный, жёлтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур. Закреплять представление о форме (квадрат, цвете (красный, жёлтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур. Закреплять представление о форме (треугольник, цвете (красный, жёлтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур. Закреплять представление о форме (прямоугольник, цвете (красный, жёлтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур. Закреплять представление о размере (большие и маленькие) фигур. Закреплять представление о цвете (красный, жёлтый, синий).
1. Цвет
2. Форма
3. Величина (размер)
Практика
1. Упражнение “Бусы для мамы”
2. Упражнение “Дорожка к детскому саду”
3. Упражнение “Сказочное солнышко”
4. Упражнение “Пряничный домик”
5. Упражнение “Лесные лужайки”
6. Упражнение “Цветочные полянки”
7. Упражнение “Бабочки-красавицы”
8. Упражнение “Друзья-ушастики”
9. Чтение стихотворения “Красный’ (Много ягод красных спелых)
10. Чтение стихотворения “Жёлтый” (Жёлтые подсолнушки повернулись к солнышку)
11. Отгадывание загадок о геометрических фигурах: Он похож на колесо, а ещё на букву О (круг); Из него мы строим дом. И окошко в доме том (квадрат); Треугольная палатка, треугольная гора (треугольник); Две стороны короче, две стороны длинней (прямоугольник)
12. Чтение стихотворения “Синий” (Синий шарик над дорожкой улетает в облака)
13. Рефлексия
Раздел 2 Классификация по двум признакам. Форма, цвет.
Теория: Закреплять представление о форме (прямоугольник, цвете (красный, жёлтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур. Закреплять представление о форме (треугольник, цвете (красный, жёлтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур. Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определённому признаку. Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определённому признаку.
1. Форма, цвет
2. Учить выполнять постройки, согласно определённому признаку
3. Учить правильно называть геометрические фигуры, цвета, величину
Практика
1. Упражнение “Разноцветные зайчата”
2. Упражнение “Домики”
3. Упражнение “Большой и маленький парусники”
4. Упражнение “Ракета”
5. Упражнение “Заяц с шариками”
6. Упражнение “Собачка”
7. Упражнение “Грузовик”
8. Упражнение “Цветок”
9. Упражнение “Трактор”
10. Чтение стихотворения “Я на скрипочке играю…”
11. Разучить физкультминутку “Много ль надо нам ребята, для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, а на них огромный круг, а потом ещё кружочек, треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень развесёлый чудачок. ”(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)
12. Рефлексия
Раздел 3 Классификация по трём признакам. Форма, цвет, величина
Теория: Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по трё м признакам: цвет, размер и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определённому правилу
1. Цвет, форма, размер (величина)
2. Учить выполнять постройки, согласно трём признакам
3. Учить правильно называть геометрические фигуры, цвета, величину
4. Что такое небылица
5. Познакомить детей со знаками-символами блоков
Практика
1. Упражнение “Игрушка”
2. Упражнение “Слон”
3. Упражнение “Велосипед”
4. Упражнение “Кошечка”
5. Упражнение “Зайка”
6. Упражнение “Мишка”
7. Упражнение “Гусеница”
8. Упражнения “Мишка с шарами”, “Человек”, “Цветок’, “Снеговик”, “Башня”, “Клоун’, “Экскаватор”, “Пароход’
9. Чтение сказки Геннадия Цыферова “Пароходик”; рассказа Бориса Житкова “Пароход”
10. Чтение стихотворения Ирины Токмаковой “Сонный слон”, Глеба Гербовского “На слоне”, Самуила Маршака “Слонёнок”
11. Чтение стихотворения Д. Пономарёва, М. Пиудунен, Т. Шотт, Н. Башук
“Про велосипед”
13. Рефлексия
IV.Ожидаемые результаты освоения программы
Дети должны уметь:
1. Уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
2. Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
3. Уметь находить части целого и целое по известным частям;
4. Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.
5. Уметь считать в пределах 10.
6. Уметь выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, слева, справа, посередине).
7. Работать в парах, подгруппах, проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
8. Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на более сложные изображения в натуральную величину.
9. Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям.
10. “Оживлять” изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы.
11. Выкладывать изображение по памяти.
12. Уметь работать со схемами.
13. “Расшифровывать” изображение, находить нужную фигуру по обозначению её свойств.
V.Контрольно-измерительные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы
1. Уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2. Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
3. Уметь находить части целого и целое по известным частям. Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.
4. Уметь считать в пределах 10.
5. Уметь выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, слева, справа, посередине).
6. Работать в парах, подгруппах, проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
7. Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на более сложные изображения в натуральную величину.
8. Выкладывать изображение по памяти, уметь работать со схемами.
Критерии подготовки воспитанников по программе
Высокий уровень -3балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно
Средний уровень -2балла - ребёнок ответил с помощью воспитателя
Низкий уровень -1балл - ребёнок не ответил
Формы проведения итогов
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме игровых занятий.
Список литературы
• Венгер Л. А., Дьяченко М. О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
• Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М,.2010.
• Михайлова З. А. Логико-математическое развитие дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-пресс. 2013.
• Петерсон Л. Г., Холина Л. П. Раз-ступенька, два-ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Ювента. 2011.
• Финкельштейн Б. Б., Лабутина Л. Праздник в стране блоков.
• “Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”.
• Финкельштейн Б. Б. Страна блоков и палочек.
• Никитин Б. П. Развивающие игры. -М. : Издание “Занятие”, 1994.
• Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб “Детство Пресс”, 2000.
• Математика от трёх до шести. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов/ Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб. : Изд-во “Акцидент”,1995.
• Чуковский К. “От двух до пяти” : М., “Детская литература”, 1986.
• Синицына Е. “Умные загадки” : М., “Лист”, 1998
Приложение №1
Дидактические игры
Игра «Кошки-мышки»
Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Материал
Организационный момент: Детям раздаются жетоны на веревочках «Геометрические фигуры»
Дети, сегодня мы с вами ребята-фигурята, рассмотрите свои фигурки, назовите их.
Ребята-фигурята умеют играть. Дети называют фигуры по цвету и форме. Жетоны-фигурки
Вводная часть
Игра «Круг-кружочек» Называется ребенок, по характеристике «жетона-геометрической фигуры» по двум признакам: форме и цвету. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:
«Круг – кружочек, миленький дружочек! «Раз, два, три, повернись красный треугольник».
Дети ориентируются на словесную характеристику фигуры, соотносят со своим жетоном, поворачиваются спиной в круг, берутся за руки. Таким образом, поворачиваются все ребята-фигурята.
Основная часть
Поездка на «Автобусе»
Нахождение карточки-схемы, соответствующей заданной геометрической фигуре. Ребята-фигурята сегодня отправляются на автобусе в гости к матрешкам. Займите свои места по билетам. Билеты лежат на стульчиках.
На билетах написано, для какой фигурки это место. Дети «читают» информацию на карточках, занимают свои места. Карточки с условными обозначениями геометрических фигур
«Подарки матрешкам». Сравнивание по цвету, размеру, построение сериационного ряда, соотношение с другим сериационным рядом) Приехали, фигурята. Матрешки ждут нас. Я взяла с собой подарки, мисочки. Надо подарить их матрешкам. Рассмотрим мисочки: одинаковые или разные? Что разного? Назовите цвет мисочек. Что еще разного у мисочек? Постройтесь по размеру мисочек. У кого самая большая мисочка, тот встанет первым, и т. д.
А матрешки тоже встали в ряд, по высоте. Каждый из вас найдите свою матрешку. Самую большую мисочку мы подарим самой высокой матрешке, поменьше миску подарим матрешке пониже и т. д.
Найдите свою матрешку. Ребята-фигурята разбирают мисочки, сравнивают по цвету, размеру, образуют сериационный ряд от большего к меньшему, раздают мисочки матрешкам, соблюдая сериационный ряд. Мисочки, матрешки
Игра «Кошки-мышки»
Соотнесение схемы с геометрической фигурой. Ребята, посмотрите, Кот спрятался в кустах, он хочет с нами поиграть. Кот очень любит ловить мышек. А где их взять? Согласны стать мышатами, а я буду котом.
Каждый раз кот будет ловить разных мышей, надо смотреть на фигурку на карточке.
– (кот берет жетон с изображением треугольника, кот ловит треугольных мышей. Игра повторяется, меняется жетон – круглый.
Говорим все вместе:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот, и разгонит хоровод.
Дети ориентируются на знак геометрической фигуры, соотносят со своей фигурой. Жетоны с геометрическими фигурами для кота.
«Проверка клумб»
Анализ карты-схемы Повеселил нас кот, спасибо ему. Матрешки пригласили нас в сад, они посадили цветы на клумбы. Да вот, беда, не растут цветы, вянут. Поможем матрешкам, наведем порядок на клумбах.
Возле каждой клумбы лежит карточка, как билет в автобус. Найдите свою клумбу, по карточке проверьте, правильно ли посадили матрешки цветы. Дети находят свои клумбы, проверяют соответствие фигур на клумбе со схемой на карточке, исправляют ошибки. Обручи-клумбы, в них фигуры, разложенные по схеме. В каждой «клумбе» есть одно несовпадение.
Заключительная часть В гостях побывали, на клумбах порядок навели.
Садимся в автобус, едем в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось? Что мы доброго сделали? Ответы детей, хотелось бы, чтобы дети ответили, что они помогли матрешкам. Стулья-места автобуса