МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» для обучающихся 7–17 лет

Мария Печенкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» для обучающихся 7–17 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Миасский СРЦ»

Миасский городской округ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»

Возраст обучающихся : 7-17 лет

Срок реализации: 1 год

Составители:

Печенкина Мария Викторовна – педагог-психолог

Львова Екатерина Андреевна – педагог-организатор

Миасс – 2023-2024г.

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Разноцветный мир“ для обучающихся 7–17 лет» размещена в разделах

Деятельность педагога в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, направлена на коррекцию трудностей развития детей, так и на обеспечение необходимых условий для их социализации в обществе. Реализуя творческую активность детей, педагог создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом участия ребенка в творческом процессе, что связанно с непрерывным ростом человеческого в человеке, обеспечивающим ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов, что особенно ценно, воображение. При организации работы по формированию художественных способностей детей большое внимание уделяется социально-эмоциональному развитию, и через различные способы и формы ребенок включается в освоение художественного опыта, пробует себя в качестве художника-творца. Творчество, как показывает опыт, - одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации детей. Именно творчество, являясь великолепным стимулом, позволяет повысить самооценку и развить физические и умственные способности, положительно влияет на становление личности и социализацию индивидуума. И наша общая задача – помочь им в этом.

Направленность дополнительной образовательной программы «Разноцветный мир» - общекультурная и художественная.

Новизна программы

Новизной и отличительной особенностью программы «Разноцветный мир» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются природные и бросовые материалы. Работа по программе доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Актуальность программы

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные методы дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

Цель программы

Обучить техническим изобразительным навыкам, поднять уровень развития творчества детей.

Задачи программы

Обучающие

• Формирование специальных знаний по изобразительной деятельности, знаний сенсорных эталонов;

• Формирование технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов;

Воспитывающие:

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• Формирование художественного вкуса, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию природы;

• Расширение представлений об окружающем мире;

Развивающие:

• Развитие творческих способностей детей, воображения, фантазии;

• Развитие познавательно - творческой активности и творческого мышления;

• Развитие умения анализировать и давать оценку своей работе;

• Развитие таких качеств, как взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

Отличительные особенности программы

Проблема развития детского творчества становится всё более актуальной, так как этот вопрос в современной педагогической науки ещё недостаточно изучен. А. Е. Флерина говорила о том, что: «в практике работа с детьми носит узко дидактический характер, который направлен в основном на формирование изобразительных умений и навыков Л. С. Выготский писал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для детей вид творческого труда. Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность, пишет Б. М. Теплов в своей работе «Психологические вопросы художественного воспитания». Это условие удовлетворяет творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности. Возникает педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка желание «сочинять».

В теории и практике наиболее освещены вопросы по обучению техническим навыкам рисования, аппликации, лепки, наименее изучены вопросы касающееся развития творчества и уж совсем мало изучена работа развития и обучения в реабилитационном центре. Это и определило тему данной программы : формирование художественно – творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности на основе нетрадиционных техник как изображения, так и декоративно-прикладного творчества в условиях социально реабилитационного центра и дальнейшего обобщения опыта по этой теме.

Детское творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций. Под этим понятием определяется деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свои творческие способности.

Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и применение их на практике. Развитие творческих способностей составляет важную задачу процесса реабилитации воспитанников, так как способствует проявлению познавательной активности, открывает возможности активного познания мира и себя. Способности проявляются тогда, когда ребёнок проявляет личную заинтересованность в деятельности. Показателями успешности развития творческих способностей детей в условиях СРЦ является открытые искренние работы и получение положительного эмоционального заряда. Занятия творчеством в учреждении, помогают ребёнку отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает эмоциональное состояние, то есть выполняет терапевтическую функцию. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Возраст детей, участвующих в реализации программы : 7-17 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год, продолжительностью 36 часов. Набор детей свободный. В группы принимаются все желающие без предварительного отбора. Количество воспитанников в группах не более 5-7 человек, т. к. каждый этап работы требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Формы проведения занятий

• беседы;

• практические занятия;

• практическая творческая работа;

• выставка работ обучающихся.

Основные методы

• Различные техники рисования;

• Различные техники конструирования;

• Технология обучения в сотрудничестве.

Ожидаемый результат

Рисование:

• умение свободно держать, кисть, карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы.

• умение использовать в традиционной технике акварель, гуашь, цветные карандаши, при рисовании.

• умение рисования в нетрадиционной технике –ладошки, пальчики, рисование нетрадиционными предметами (ватные палочки, губка, фольга ит. п., знание основных цветов и оттенков

• умение изображать предметы разной формы : округлой, прямоугольной, и предметы, состоящие из комбинации разных форм и линий.

• умение передать сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета или изображать разнообразные предметы.

• умение выразительно передавать в рисовании образы объектов окружающего мира, изображать индивидуальные и характерные признаки.

Аппликация:

• умение правильно пользоваться ножницами, кисточками для клея и салфетками;

• умение составлять узоры из квадратов, кругов, чередуя их по цвету, из природного материала, из бумаги, фоамирана и фетра выполнять пейзажные композиции, тематическую аппликацию;

• умение подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам или по собственному желанию;

• умение пользоваться приё мами техники оригами: сгибание, складывание, надрезание.

Конструирование:

• знать, использовать детали строительного материала,

умение работать с природным, бросовым и подручным материалом, создавать сюжетные композиции из бумаги из подручного материала, использовать в работе элементы техники папье-маше.

Формы подведения итогов: практические работы, выставки, поделки, участие в конкурсах, подарки, сувениры, оформление и украшение групп.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

1 ВВЕДЕНИЕ

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством и техникой безопасности

2 Осенняя пора (Работы на осеннюю тему)

2.1 Рисование кистью, пальчиками, ладошками (индивидуальные и коллективные работы)

2.2 Конструирование из бумаги, техника папье-маше (Индивидуальные и коллективные работы)

2.3 Аппликация из бумаги, природного и бросового материала (Индивидуальные и коллективные работы)

2.4 Открытки, плакаты и поделки к осенним праздникам (индивидуальные и коллективные работы)

3 Зимушка-зима (работы на зимнюю тему)

3.1 Рисование в различных техниках

3.2 Конструирование разных видов (в том числе из снега и из бросового материала)

3.3 Аппликация в различных техниках

3.4 Открытки, игрушки, поделки, плакаты, оформление групп к зимним праздникам

4 Весна – красна

4.1 Рисование в различных техниках

4.2 Аппликация в различных техниках

4.3 Конструирование, в том числе из бросового материала.

4.4 Открытки, поделки, сувениры, плакаты, оформление групп к весенним праздникам

Содержание изучаемого курса

№ Тема Цель Оборудование Часы

1 Введение Познакомить с содержанием программы и техникой безопасности при работе с инструментами ПК 1

2 Осенний пейзаж Научить передавать характерные особенности осени с помощью разноцветных красок Краски, кисти, бумага для рисования 1

3 Осень Учить работать с природным материалом. Цветная бумага для печати (двухсторонняя цветная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки. Природный материал (разноцветные листья, веточки, цветы) 1

4 Фонарь Познакомить с техникой рисования пальчиками; учить передавать характерные признаки листопада через рисование пальчиками Краски, бумага для рисования, влажные салфетки, кисти 1

5 Осенний лес Продолжать учить передавать характерные особенности осени с помощью разноцветных красок, познакомить с нетрадиционной техникой рисования губками через трафарет, учить делать плавные мазки кистью. Бумага для рисования, полосы бумаги для трафарета, губки, краски, кисти, салфетки. 1

6 Кисть рябины Познакомить с техникой рисования ладошками, продолжать знакомиться с техникой рисования пальчиками, учить рисовать тонкой кистью. Бумага для рисования, краски, тонкая кисть, влажные салфетки. 1

7 Изготовление открыток к дню учителя и к дню матери Учить работать с бумагой и картоном, ножницами, фоамираном и клеем Картон, цветная бумага, клей, ножницы, цветной фоамиран 2

8 Красный зонтик Продолжать учить умению рисовать красками, передавать характерные особенности дождливой погоды, выделять главные элементы. Краски, кисти, бумага для рисования 1

9 Сова Продолжаем учиться рисовать красками, учить растушовывать, размывать цвета кистью, передавая характерные признаки заката, продолжаем рисовать в нетрадиционной технике-

ватными палочками.

Краски, кисти, бумага для рисования, ватные палочки. 1

10 Зимний пейзаж Продолжать учить рисовать разными видами кистей, учимся передавать характерные особенности зимнего вечера, познакомить с техникой распыления краски с кисточки, имитируя снег. Краски, кисти, бумага для рисования. 1

11 Снегири Учить работать с цветной бумагой и картоном, правильно располагать детали на плоскости, аккуратно приклеивать, продолжать совершенствовать умения через рисование красками передавать характерные особенности зимы. Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей;

Краски, кисти, бумага для рисования. 2

12 Новогодняя елочка

(Еловая ветка) Продолжать учить работать с краской и кистями, познакомить с нетрадиционной техникой рисования фона-целлофановый мешочек, учить передавать характерные признаки елочной хвои используя несколько цветов. Краски, кисти, бумага для рисования, целлофановые мешочки. 1

13 Плакаты к новому году, рождеству и 23 февраля Продолжать учить работать с цветной бумагой, красками Ватман формата А1, клей, краски, кисти, ножницы, цветная бумага 3

14 Подарки-сувениры Учить изготавливать поделки из подручного материала, Губки, шпажки, цветная бумага, фоамиран, фетр, бумажные полотенца, жгут, картон, элементы декора 2

15 Ангел Учить через рисование красками передавать общепринятое изображение ангела. Бумага для рисования, краски, кисти. 1

16 Символ года Продолжать учить рисовать красками и передавать характерные особенности животного символа года, продолжать учить работать с техникой папье-маше. Бумага для рисования, краски, кисти;

Клей ПВА, воздушные шары, материал и элементы для декора;

Цветная бумага, клей, ножницы, цветной (белый) картон 2

17 Мечтатели Продолжать учить рисованию красками, передавая характерные особенности зимнего леса. Бумага для рисования, краски, кисти. 1

18

Ночь в лесу

Продолжать совершенствовать, передавая характерные особенности ночного леса, снегопада. Бумага для рисования, кисти. Краски.

1

19

Подснежники Продолжать совершенствовать умение рисования красками, передавая характерные особенности цветов-подснежников, познакомить с нетрадиционной техникой рисования фона цветной пеной для бритья. Бумага для рисования, пена для бритья, картонные прямоугольники, краски, кисти. 1

20

Рисование и изготовление плакатов и открыток к 8 марта. Продолжать учить рисовать, работать с цветной бумагой, делать объемные элементы (работать с фетром и фоамираном). Ватман, краски, кисти, цветная бумага (возможно использования фетра, фоамирана) 1

21 Весенний букет Продолжать совершенствовать умение рисовать красками с элементами нетрадиционной технике. Бумага, кисти, каски «Гуашь», ватные палочки, губки. 1

22 Пасхальный кулич Продолжать совершенствовать умение рисования красками. Бумага, кисти, гуашь. 1

23 Голубь мира Познакомить с техникой рисования через трафарет. Бумага, кисти, гуашь, губки, трафарет голубя, ватные палочки. 1

24 Голубь мира Работа в технике аппликации, конструирования (оригами). Цветная бумага, шаблоны голубя, листьев, ножницы, клей ПВА. 1

25 Изготовление открыток, плакатов, сувениров на 9 Мая. Продолжать учить работать с бумагой в технике объемной аппликации, конструирования; делать сувениры и подарки из бросового материала. Бумага цветная, гофрированая, креповая, клей ПВА, кисти, фоамиран и др. Материалы. 3

26 Салют Продолжать учить технике рисования разбрызгивания и растушевки. Бумага, кисти, гуашь. 1

27 Летняя ночь Продолжать совершенствовать умение рисовать красками в технике растушевки. Бумага, гуашь, кисти. 1

28 Ромашки Продолжаем совершенствовать умение рисования красками с элементами аппликации. Бумага, кисти, гуашь, клкй ПВА, лепестки ромашки, цветная желтая бумага. 1

Методическое обеспечение программы

В воспитании детей большое значение имеет продуктивные виды деятельности.

Основные методы, используемые в работе:

• словесные;

• наглядные;

• игровые;

• практические.

В зависимости: от возраста, значения уровней развития зависит место каждого метода обучения.

Большую роль играет словесный метод, он:

• позволяет рассказать теорию;

• дать знания;

• дать правильную и четкую инструкцию.

Важным методом является и наглядный метод. Главная роль метода – показ педагогом творчества с практической деятельностью ребенка. Важно, чтобы:

обучающиеся умели работать с бумагой, тканями, природными и подручными материалами.

• младшие школьники могли самостоятельно применять умения и навыки работы с различными видами материалов для изготовления поделок.

Игровой метод. Большое значение для развития интереса у детей к занятиям имеют сюжетно – ролевые игры, когда вместе с педагогом дети планируют применение этих поделок для постановки какой-то сказки или игры, а также в качестве подарка своим близким. Через игру происходит вхождение детей в социум и знакомство с явлениями окружающего мира.

Практическим методом:

• отрабатываются все знания и умения детей;

• происходит закрепление знаний и умений,

• формируется мелкая моторика,

• формируется мыслительная операция.

Материально – техническое обеспечение

В работе по изготовлению поделок необходимы принадлежности и расходные материалы:

разные виды красок и кисти;

• ножницы для бумаги;

• наборы разноцветной бумаги для печати; клей ПВА; клеевой пистолет, стержни к клеевому пистолету;

• различные материалы для работы в технике папье-маше и нетрадиционных техниках рисования.

Список литературы.

1. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с.

2. Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. — Е. С. Лученкова [Текст]. — М. : ООО «Издательство АТС»; Минск : Харвест, 2002. — 224с.

3. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с. — ( Ребенок: путь к творчеству).

4. Мастерица / Сост. Сокол, И. А. [Текст] — М. : ООО «Изд-во АСТ», 2001. — 431с. — (Женский клуб).

классов по внешкольной работе [Текст]. — М. : Просвещение, 1985. — 112с.

5. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем. И. Гиляровой [Текст]. — М. : Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.

6. Цамуталина, Е. Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1999. — 192с. — ( Серия: «Умелые руки»)

7. Бондарь, Е. Ю., Герук, Л. Н. 100 поделок из яиц [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1999. — 144с. — ( Серия: «Умелые руки»)

8. Перевертень, Г. И. Аппликации из цедры и шелухи лука [Текст]. — М. : АСТ, 2005. — 14 с. — (Поделки своими руками)

9. Салагаева, Л. М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков ДОУ [Текст]. — СПб. : «Детство — Пресс», 2004. — 96с.

10. Выгонов, В. В. Изделие из бумаги [Текст]. — М. Изд. дом МСП, 2001. — 128с.

11. Горичева, В. С., Филиппова, Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 96с. — (Лучшие поделки)

12. Румянцева, Е. А. Праздничные открытки [Текст]. — М. : Айрис — пресс, 2005. — 176с. — ( Внимание: дети)

13. Поделки из пластикового материала

14. Бельтюкова, Н., Петров, С., Кард, В. Учимся лепить: Папье—маше. Пластилин [Текст]. — М. : Изд-во «Эксмо-пресс», 2001. — 224с. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. ,2010

15. Гард С. «Разноцветные поделки из природных материалов» 2005г.

16. Григорьев Д. В., Б. В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М. ,2011

17. Гусакова М. А. «Подарки и игрушки своими руками».

18. Еременко Т. И «Рукоделие».

19. Конышева Н. М. «Чудесная мастерская» 2005г.

20. Калинич М. М, Павловская Л. М, Савиных В. П. «Рукоделие для детей».

27. https://stranamasterov.ru/modulnoe-origami

28. https://stranamasterov.ru/node/151588

29. https://rifmovnik.ru/lib/4/book05.htm

32. www.millionpodarkov.ru/podelki/solenoe-testo

34.https://www.flyladyclub.ru/publ/75-1-0-719

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» для обучающихся 7–17 лет
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 10:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» для обучающихся 7–17 лет» (включая файлы) размещена пользователем Мария Печенкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД