Марянова Светлана
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ "Детский сад "Планета детства"
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующий структурного
Протокол № ___ подразделения «Д/с к/в
«___» ___20__г. «Аленький цветочек»
___/ Макушкина С. А.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Пластилиновая сказка»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
(2019-2020 уч. г.)
Составитель: Марянова С. М.
п. Комсомольский
2019- 2020
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Пластилиновая сказка“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Темочки
«ПЛАСТИЛИНОВАЯ СКАЗКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в основу положена технология и методические разработки автора Давыдовой Г. Н. «Детский дизайн пластилинография», «Пластилинография» 1,2 ч.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…. 3
1.1. Пояснительная записка…. 3
1.2. Цель и задачи …. …. 6
1.3. Этапы формирования навыков ….…. 7
1.4. Мониторинг освоение программы…8
1.5. Связь с разделами программы …. 9
1.5. Работа с родителями…. 9
1.6. Консультация для родителей «Пластилиновая живопись» …. 10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
2.1. Учебно-тематический план … 12
2.2. Формы и методы занятий. …. 12
2.3. Календарно – тематическое планирование работы с детьми …. .16
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …21
3.1. Техническое оснащение занятий. …. 21
3.2. Структура занятия …22
Программно- методическое обеспечение образовательного процесса …. 25
1. Программа дополнительного образования «Пластилиновая сказка»
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, тянутся тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой нити. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. (В. А. Сухомлинский)
1.1. Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилиновой сказки»- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
Такое построение занятий кружка «Пластилиновая сказка» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - художественно –прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в основу положена технология и методические разработки автора Давыдовой Г. Н. «Детский дизайн пластилинография», «Пластилинография» 1,2 ч.
Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
1.2. Цель и задачи программы дополнительного образования
«Пластилиновая сказка»
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет).
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
1.3. ЭТАП Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Мониторинг
Ребенок, овладевший программой дополнительного образования «Пластилиновая сказка» :
• Хорошо умеет рисовать ладошкой, пальчиками и ватными палочками
• Отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его
• Создает выразительные образы использую изученные техники лепки
• Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа
• Плодотворно взаимодействует с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ
• Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе
• 3 балла- ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
• 2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
• 1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
• Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
Ф. И.
ребенка Работает с пластилином Создание необычных образов Сочетание цветов и оттенков Создание выразительных образов.
композиция Комбинирование в работе различных техник Общее количество балов
Н. гК. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г
1.4. Связь с разделами программы :
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
- «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
- «Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
-''Познавательные'' занятия, где осуществляется закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
- “Музыкальные занятия”.
1.5. Работа с родителями.
В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновая сказка» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.
* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.
* Организованна систематическая работы родительского комитета.
Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы.
1.6. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ
СМЫСЛ РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку. Основой может служить картон или пластмасса. Стекло с обработанными краями можно предложить ребенку в качестве основы только в том случае, если он уже освоил технику рисования пластилином и умеет работать аккуратно.
Цветовой фон выбирается в соответствии с задуманным сюжетом. Можно научить детей смешивать пластилин. Для этого есть два способа. Первый – смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета, перемешать в одном колобке и потом начинать рисовать.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
- пластилин – материал объемный, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходила деформация основы при выполнении приемов примазывания, сглаживания поверхностей создаваемого изображения.
- поверхность выполненной из пластилина работы следует покрыть бесцветным лаком. Под лаковой пленкой пластилин со временем затвердеет, изделие станет более ярким.
- на рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
МАТЕРИАЛ: картон, простой графитный карандаш, набор пластилина, стеки, салфетки для рук.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
Сделайте рисунок простым карандашом.
Мелкими кусочками пластилина заполнить пространство рисунка, разглаживая поверхность пальцами, предварительно смоченными водой.
Пластилин можно смешивать, добавляя нужные оттенки цвета в рисунок.
Чтобы контур рисунка сделать объемнее, раскатайте тонкие колбаски, выложите их по контуру.
Можно нанести рельефный рисунок с помощью стеки.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ РИСОВАНИЮ ЭТАП:
Барельефную картинку легко изменить, дополняя деталями, варьируя приемы пластического изображения. Например, из зимнего пластилинового дерева легко создать весеннее, добавив на голые веточки зеленые листочки и розовые цветы, а к лету заменить цветы на яблоки. Пластилиновую картину можно раскрасить гуашью. Но следует учитывать, что пластилин отталкивает от себя водорастворимые краски. Чтобы этого избежать, предварительно обработайте готовое изделие мыльной пеной или добавьте немного жидкого мыла в гуашь. Набирать краску на кисть следует без предварительно обильного смачивания водой – только в этом случае пластилиновая поверхность будет окрашена равномерно.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
Особенность обучения заключается в том, что детям предлагается нетрадиционный вид декоративно-прикладного искусства (пластилиновая живопись - пластилинография)