Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наука в опытах и экспериментах»

Евгения Шангина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наука в опытах и экспериментах»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наука в опытах и экспериментах» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Минобразования науки России от 14.12.2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ);

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Наука в опытах и экспериментах“» размещена в разделах

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N196 от 09.11.2018г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Письмо Минобрнауки России № 09- 3242 от 18.11.2015г. "О направлении информации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

- Концепция развития дополнительного образования детей : Распоряжение правительства РФ от 04 сентября 2014г. № 1726-р. ;

- СанПиН 2.4.3648-20." Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждённые 28.09.2020г.).

Программа «Наука в опытах и экспериментах» естественнонаучной направленности состоит из двух модулей. В разделы первого модуля включены - «Нескучная биология» и «Занимательная химия»; второго модуля – «Физика без формул», «Загадочная астрономия», «Увлекательная география», «Важная экология». Ребята узнают, что изучает каждая из наук, а так же изучат свойства различных веществ, поработают с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, совершат открытия, как настоящие учёные. Многие природные явления благодаря простейшим и в то же время забавным опытам станут для юных «учёных» более понятными и привлекательными. Например, создавая облако в бутылке, ребята узнают, как в природе образуются облака. Каждый экспериментэто ответ на вопрос из мира детства: «Как растения пьют воду?», «Почему кипит вода?», «Что такое круговорот воды в природе?» и др. Исследование природы научит детей наблюдать, предполагать, работать в команде, формировать собственное мнение. В течение учебного года, делая на занятиях то или иное открытие, каждый ребёнок самостоятельно определяется с индивидуальной темой исследования, эта работа проводится индивидуально в зависимости от потребностей исследователя.

Актуальность программы. Прежде чем начать детальное изучение наук, необходимо заранее подготовить почву, т. е. создать «матрицу», которая в дальнейшем будет постепенно заполняться. Хочется отметить, что наиболее важным фактором в этом процессе являются не столько сами знания, сколько развитие мышления детей. Необходимо научить обучающегося сравнивать, обобщать, анализировать, и экспериментировать. Когда ребенка побуждают подробно и развернуто объяснять явления и процессы в природе, то рассуждения превращаются в метод познания и способ решения логических задач. Поэтому данная программа охватывает систему естественных наук, формируя взаимосвязи между ними. Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности. Программа составлена на основе материала, взятого из серии книг «Простая наука для детей»

Цель программы : формирование у учащихся поисково - познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность им через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя - «ученого».

Задачи программы :

Обучающие задачи:

• расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук : физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии;

• расширить знания у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

• дать представление о химических свойствах веществ;

• познакомить с основными географическими понятиями и явлениями;

• расширить знания об экологии и экологической ситуации Ярославской области;

• научить выделять в любом природном процессе взаимосвязи;

• формировать умение сделать выводы из проведенных опытов и экспериментов;

• расширить знания в области исследовательской и проектной деятельности.

Развивающие задачи:

• развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной работе;

• развивать самостоятельное мышление в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;

• развивать ораторских способностей, артистические и эмоциональные качества при выполнении проектной работы;

• развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности, исходя из индивидуальных способностей ребёнка.

Воспитательные задачи:

• воспитывать бережное отношение к природе.

• воспитывать чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;

• прививать принципы творческой деятельности и научно-исследовательского подхода в общении с окружающими как способы самореализации и самопознания;

• способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения единой цели.

Возрастной диапазон освоения программы : 7 – 13 лет

Срок реализации - 1 год.

Программа состоит из двух модулей: 1-й-модуль рассчитан на 4 месяца (32 часа, 2-й модуль рассчитан на 5 месяцев (40 часов).

Наполняемость группы – 10-15 человек.

Особенности набора детей: набор на обучение по программе - свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей.

Режим занятий.

Занятия проводятся в группах по 2 часа один раз в неделю, с перерывом 10 минут между занятий (один академический час – 40 мин.)

Общий объем реализации программы 72 часа.

В процессе обучения используется такие формы занятий как: комбинированное, практическое, беседа, опыты, эксперименты, вводное, итоговое.

В данной программе отдается предпочтение таким формам, методам обучения, которые:

стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний (беседы, викторины, олимпиады и т. д.);

способствуют развитию творческого мышления, методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, эксперимент, лабораторные и практические работы;

обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений).

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Обучающиеся будут знать:

• правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

• названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;

• способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

• основные физические, химические, географические, астрономические, экологические понятия;

• свойства и явления природы;

• основные этапы организации проектно - исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация)

Обучающиеся будут уметь:

• применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы;

• пользоваться оборудованием для проведения опытов и экспериментов;

• вести наблюдения за окружающей природой;

• планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

• выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

• работать в группе.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

приобретение практических навыков;

активная жизненная позиция детей;

разумное отношение к своему здоровью;

сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

выбор личных, жизненных приоритетов.

Календарный учебный график

Календарная продолжительность учебного периода 13.09.2021 г. – 31.05.2022г.

36 учебных недель

I модуль 13.09.2021г. – 31.12.2021г.

16 учебных недель

II модуль 10.01.2022 г. – 31.05.2022 г

20 учебных недель

Объем недельной образовательной нагрузки, в час. 2 учебных часа

Учебно-тематический план

Модуль Количество часов

Всего Теория Практика

I модуль «Занимательные науки» 32 16 16

1.1. Введение в программу 2 1 1

1.2. Нескучная биология 10 5 5

1.3. Занимательная химия 20 10 10

II модуль 40 20 20

2.1. Физика без формул 12 6 6

2.2. Загадочная астрономия 10 5 5

2.3. Увлекательная география 12 6 6

2.4. Важная экология 4 2 2

2.5. Итоговые занятия 2 1 1

Итого за год 72 36 36

Календарно-тематическое планирование (72 часа)

№ Наименование разделов и тем Дата Общее

кол-во

часов Теория Практика Форма занятия Форма контроля

I модуль «Занимательные науки» 64

1.1. Введение в программу 2

1. Вводное занятие. Ознакомление с программой. Инструктажи. ТБ. 2 1 1 Беседа, игра Текущий

1.2. Нескучная биология 10 5 5

2 Вводная аттестация (Тест) 2 1 1 Беседа Тест

3. Что такое биология? (Опыт – «Пациент, скорее жив?») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

4 Микробиология (Опыт – «Почему нужно мыть руки?» и «Взаимоотношение бактерий и плесени») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

5 Фотосинтез (Опыт – «Листописание») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

6 Движение растений (Опыт – «Лабиринт для картошки») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

1.3. Занимательная химия 20 10 10

7 Что изучает химия? (Задание – Химия вокруг нас) 2 1 1 Беседа Текущий

8 Состояние и молекулярное строение вещества (Опыт – «Движение молекул жидкости») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

9 Превращение вещества (Опыт – «Коллекция кристаллов») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

10 Кристаллы (Опыт - «Хрустальные» яйца) 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

11 Вода (Опыт – «Кипение» холодной воды») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

12 Химические реакции (Опыт – «Взрыв в пакете») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

13 Катализаторы и ингибиторы (Опыт – «Летающие баночки») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

14 Катализаторы и ингибиторы (Опыт – «Пенный фонтан» и «Суперпена»). 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

15 Смешение веществ (Опыт – «Механическое разделение смеси при помощи воздушного шарика») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

16 Раствор (Опыт – «Исчезающий сахар») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

II модуль «Волшебные чудеса науки» 40 20 20

2.1. Физика без формул 12 6 6

17 Что такое физика? (Задание – физические явления вокруг меня) 2 1 1 Беседа Текущий

18 Вещество и поле (Опыт – «Как «увидеть» поле?» и «Всегда ли можно верить компасу?») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

19 Электрическое поле (Опыт – «Обнаружение электрического поля» и «Собираем электроскоп») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

20 Физические величины (Задание – Вспомнить устойчивые выражения со старинными мерами) 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

21 Основные состояния вещества (Опыт – «Что идет из чайника?» и «Испарение твердых веществ») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

22 Температура (Задания с термометром) 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

2.2. Загадочная астрономия 10 5 5

23 Что изучает астрономия? (Задание сделать макет Солнечной системы) 2 1 1 Беседа Текущий

24 Иллюзия луны (Опыт – «Велика ли Луна?») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

25 Почему Луна не падает на Землю? (Опыт – «Луна и Земля») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

26 Орбиты (Опыт – «Как нарисовать эллипс») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

27 Смена времен года (Опыт – «Смена времен года при помощи глобуса и лампы») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

2.3. Увлекательная география 12 6 6

28 Что изучает география? (Работа с глобусом и картой) 2 1 1 Беседа Текущий

29 Голубая планета Земля (Эксперимент – «Голубое небо») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

30 Великие географические открытия (Работа с научно - познавательной литературой, фильм про географические открытия) 2 1 1 Работа с научно - познавательной литературой, фильм про географические открытия Текущий

31 Метеорология – наука о погоде (Опыт –«Облако в бутылке») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

32 Почему идет дождь? (Опыт – «Круговорот воды в природе») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

33 Семицветная арка (Опыт – «Как появляется радуга?») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

2.4. Важная экология 4 2 2

34 Экология – наука о доме (Опыт – «Измерение загрязнения воздуха») 2 1 1 Беседа, лабораторная работа Текущий

35 Заповедные места Ярославской области области 2 1 1 Беседа Опрос

2.5. Итоговые занятия 2 2

36 Итоговое занятие 2 2 Игра Игра

Всего 72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (72часа)

Содержание занятий для I модуля:

1.1. Введение в образовательную программу (2ч)

Теоретическая часть. Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами поведения при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; техника безопасности.

Практическая часть. Показ фильма «Травматизм» и его обсуждение.

1.2. Нескучная биология(10ч)

Теоретическая часть. Удивительная наука – биология. Основные термины. Ученые и первооткрыватели в области биологии. Живые и неживые организмы. Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Микробиология - бактерии и плесень. Микроскоп, его строение. Строение семени. Живая клетка растения и животного. Растительный мир. Опасные и полезные растения родного края. Как вырастить растение. Животный мир на разных континентах Земли. Местная фауна. Поведение животных. Опасные животные и насекомые. Как ухаживать за домашним питомцем.

Практическая часть. Опыт «Пациент, скорее, жив?» (белки и их функции); опыт «Почему нужно мыть руки?» и «Взаимоотношения бактерий и плесени» (изучение бактерий, микроорганизмов); опыт «Листописание» (фотосинтез); опыт «Лабиринт для картошки» (свет необходим для фотосинтеза).

1.3. Занимательная химия(20ч)

Теоретическая часть. Основные термины химии. Применение химии в повседневной жизни. Основные ученые и первооткрыватели. Атом. Молекулы. Три состояния веществ; твердое, жидкое и газообразное. Что такое кристаллы. Вода и ее свойства. Химические реакции: соединения, разложения, замещения. Что такое катализаторы и ингибиторы, и для чего они нужны. Что такое смесь, раствор, суспензия, коллоидный раствор, эмульсия. Кислоты и щелочи, что это такое и для чего они нужны. Что такое индикаторы, для чего они нужны. Углерод - важный элемент на Земле.

Практическая часть. Опыт «Движение молекул жидкости» (сравнение движения молекул в холодной и горячей воде); опыт «Коллекция кристаллов» и «Хрустальные» яйца (состояние веществ); опыт «Кипение холодной воды» (свойства воды); опыт «Взрыв в пакете» (химические реакции); опыт «Летающие баночки» (реакция с выделением углекислого газа); опыт «Суперпена» (реакция разложения перекиси водорода»; опыт «Пенный фонтан» (экзотермическая реакция); опыт «Механическое разделение смеси при помощи воздушного шарика» (разделение соли и молотого перца); опыт «Исчезающий сахар» (виды смесей и их свойства.

Содержание занятий для II модуля:

2.1. Физика без формул (12 ч)

Теоретическая часть. Физика, как наука. Физические приборы, физические величины и физические явления. Силы в природе – сила трения, сила тяжести, сила выталкивания, аэродинамическая сила. Что такое тепло и как оно передаётся? Электричество. От чего зависит ток? Что такое электромагнитные волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес, чем отличаются друг от друга. Инерция и для чего она нужна.

Практическая часть. Опыт «Как «увидеть» поле?» (направления магнитного поля, силовые линии); опыт «Всегда ли можно верить компасу?» (магнитное поле, действие металлов на компас); опыт «Обнаружение электрического поля» (наблюдаем электрическое поле); опыт «Собираем электроскоп» (собираем прибор, позволяющий приблизительно измерить электрический заряд); опыт «Испарение твердых веществ» (состояния веществ, возгонка.

2.2. Загадочная астрономия (10ч)

Теоретическая часть. Что изучает астрономия? Планеты солнечной системы. Какое оно Солнце? Почему светит Солнце? Температура Солнца. Планеты — дети Солнца. Меркурий — брат Луны. Венера — ядовитый воздух. Марс — ржавая планета. Мир планет-гигантов. Семья Юпитера. Окольцованный Сатурн со своим семейством. Два брата-близнеца — Уран и Нептун. В царстве тьмы и холода на Плутоне и Хароне. Комета — снежный дирижабль. Метеоры — «падающие звезды». Метеориты – инопланетяне в шкафу. Опасные астероиды. Что такое созвездие? Стороны света. Почему звёздное небо вращается? Вращение Земли – день и ночь. Земля из космоса. Форма Земли. Солнце, Земля и Луна Вращение Земли вокруг Солнца. Что такое год? Что такое месяц? Времена года. Как меняется природа в разное время года.

Практическая часть. Опыт «Луна и Земля»(центробежная сила); опыт «Как нарисовать элипс?» (рисуем орбиту Земли); опыт «Смена времен года при помощи глобуса и лампы» (смена времен года); опыт «Звезды – соседи»(движение звезд по кругу); опыт «Перемещение планет» (движение планет); опыт «Куда направлен хвост кометы» (изучаем кометы); опыт «Откуда летят метеоры?» (изучаем метеоры и метеориты).

2.3. Увлекательная география (12 ч)

Теоретическая часть. Разделы географии (геология, минералогия, картография, метеорология). Тектонические процессы внутри Земли, землетрясения. Полезные ископаемые. Драгоценные минералы. Географическая карта. Глобус. Элементы рельефа. Что внутри Земли. Вулканы. Поверхность Земли: материки и океаны. Метеорология – наука о погоде. Облака. Погодные явления.

Практическая часть. Эксперимент «Голубое небо» (дисперсия – процесс разложения света на спектр); опыт «Облако в бутылке» (как формируются облака); опыт «Круговорот воды в природе» (процесс постоянного перемещения воды на Земле); опыт «Как появляется радуга» (преломление солнечных лучей в дождевых каплях); опыт «Разлив нефти в океане» (влияние нефти на живые организмы); опыт «Почему опасен Айсберг?» (отрицательная роль айсберга в жизни человека); опыты с песком и глиной (свойства песка и глины); опыт «Извержение вулкана» (модель вулкана, почему происходит извержение); работа с научной литературой, контурными картами, глобусом.

2.4. Важная экология (4ч)

Теоретическая часть. Что такое экология? Экосистема. Как человек зависит от природы? Как ты можешь сохранить природу? Растительный и животный мир Ярославской области. Растения и животные Ярославской области, занесенные в Красную книгу. Охраняемые природные территории, памятники природы Даниловского района. Экологические проблемы г. Данилов и пути их решения.

Практическая часть. Опыт «Измерение загрязнения воздуха» (измеряем загрязненность воздуха на территории ЦДО и в помещении ЦДО); опыт «Изучение проб воды» и «Фильтрация воды» (изучение воды из р. Сухона); опыты с растениями – «Фасоль в коробке», «Кислород и фотосинтез», «Роль света, тепла и полива в жизни растений», «Может ли растение дышать?»; наблюдения и опыты с животными уголка природы – опыт «Влияние температуры воды на окраску рыб», «Выработка условных рефлексов у птиц на звуковые сигналы», «Наблюдения за ростом, развитием и формированием поведения джунгарского хомячка»; изучение заповедных и охраняемых мест Ярославской области.

2.5. Итоговые занятия (2ч)

Теоретическая часть. Подведение итогов работы за год.

Практическая часть. Итоговое занятие будет проходить в виде игры, в которой дети применят все знание полученные знания.

Организационно-педагогические условия и методическое обеспечение программы

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определё нные условия:

-наличие учебного кабинета с учебной доской;

-библиотечный фонд (энциклопедии и справочники,

-возможность выезда (выхода) за пределы города;

-наличие разнообразных средств обучения:

-компьютер (ноутбук) с возможностью использования сети Интернета;

-медиа-проектор;

-аудио- и видеоматериалы;

-аудиоаппаратура;

-микроскоп;

-лупы;

-глобус,

-компас,

-географические карты,

-географический атлас,

-термометр,

-химические реактивы (набор)

-лабораторная посуда.

Дидактические и методические материалы:

наличие наглядного материала (иллюстрации, плакаты, выставочные стенды);

наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи);

научно-популярная литература;

наличие рабочей учебной программы

Основные способы и формы работы с детьми:

Преобладающая форма занятий - групповая.

Групповая (коллективная) форма работы направлена на осознание всем коллективом тех целей и задач, решение которых требует общих усилий.

Формы работы: коллективные обсуждения, дискуссии и отчеты, экскурсии, творческие дела, трудовые операции, игры, соревнования и конкурсы.

Тип занятий - учебно-тренировочный.

Формы обучения младшего школьного и подросткового возраста основам экологии очень разнообразны: это тематические занятия, практикумы, экскурсии, викторины, участие в экологических акциях, конкурсах и др.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

1. Словесный метод:

рассказ, беседа, обсуждение;

инструктаж (правила безопасной работы с инструментами);

словесные оценки (работы на уроке, практические работы).

2. Метод наглядности:

наглядные пособия и иллюстрации, фото- и видеоматериалы, карты, пособия, гербарии, муляжи;

3. Практический метод:

наблюдения

практические работы

экскурсии;

4. Объяснительно-иллюстративный:

сообщение готовой информации;

5. Частично-поисковый метод:

выполнение практических работ;

6. Метод индивидуальных проектов:

поиск новых приемов работы с материалом.

В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические занятия. Теоретическая часть обычно занимает не более 40 минут от занятия и часто идет параллельно с выполнением практического задания.

Список литературы

Литература, использованная педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

1. Дополнительное образование детей : сборник авторских программ/ред. -сост. З. И. Невдахина. - Вып. З. -М. : Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2007.416с.

2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План- программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. и др. – СПб. : «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2009.-304с.

3. Марк Хьюиш. Юный исследователь. Пер. Е. В. Комиссарова. – Москва: «Росмэн», 94.

4. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы. ФГОС. – Издательство

5. Нескучная биология / А. Ю. Целлариус; коллектив художников – Москва : Издательство АСТ, 2018 – 223, [1] с. : ил. - (Простая наука для детей)

6. Физика без формул / Ал. А. Леонович; художник Ар. А. Леонович – Москва : Издательство АСТ. - 2018. – 223, [1] с. : ил. - (Простая наука для детей)

7. Занимательная химия / Л. А. Савина; Худож. О. М. Войтенко – Москва: Издательство АСТ- 2018. – 223, [1] с. : ил. - (Простая наука для детей)

8. Увлекательная география / В. А. Маркин – Москва: Издательство АСТ,2018. – 222, [2] с. : ил. - (Простая наука для детей)

9. Перельман Я. И. Занимательная астрономия. – М. : Наука, 2000

10. Астрономия/ П. М. Волцит. – Москва: Издательство АСТ, 2018. 47, [1]с. : ил. – (Тетрадь научная)

11. Биология/ П. М. Волцит. – Москва: Издательство АСТ, 2017. 47, [1]с. : ил. – (Тетрадь научная).

12. Физика/ П. М. Волцит. – Москва: Издательство АСТ, 2017. 47, [1]с. : ил. – (Тетрадь научная)

13. Химия/ П. М. Волцит. – Москва: Издательство АСТ, 2018. 47, [1]с. : ил. – (Тетрадь научная)

14. География/ А. Мещерикова. – Москва: Издательство АСТ, 2017. -45, [3]с. : ил. – (Почемучкины опыты и эксперименты)

15. Ближе к природе. Книга натуралиста/ Клэр Уокер Лесли : пер. с англ. Ю. Корнилович ; [науч. Ред. А. Савченко и др. ] – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 288с

Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной программе :

1. Играем в науку. Открываем для себя мир / Джилл Франкель Хаузер ; Пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2017. – 48 с

2. Дневник наблюдений : Гуляем в лесу и изучаем природу / Барбара Вернзинг ; Пер. с нем. – М. : Альпина Паблишер, 2017. – 48 с. : ил.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наука в опытах и экспериментах»
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 13:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наука в опытах и экспериментах»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Шангина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД