Анастасия Буланцева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная капель»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа «Музыкальная капель» - это дополнительная образовательная программа музыкально-эстетической направленности для детей 5-6 лет. Она способствует музыкальному развитию дошкольников, решению проблем их социальной адаптации, предоставляет детям новые возможности взаимодействия в пространстве детского сада как одной из моделей социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются.
Темочки:
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей, ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной и духовной культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую активность и диалоговое общение.
Программа направлена на поэтапное формирование интереса дошкольников к музыкальной культуре и обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие. В течение занятий дети активно вовлекаются в разнообразную игровую деятельность, которая выступает в качестве инструмента, с помощью которого осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных игровых действиях к серьезной творческой музыкальной деятельности.
Ценностное содержание знаний, умений и навыков, заложенное в программе, способствует сознанию и пониманию каждым ребенком себя и своего места в общем культурном пространстве.
Цель данной программы – гармоничное музыкально-эстетическое развитие личности каждого ребенка, формирование эстрадных навыков, привитие интереса к занятиям музыкальным искусством.
Задачи программы :
- развитие навыков сольного и ансамблевого исполнительства (как на инструменте, так и при пении);
- учить детей правильно и выразительно петь естественным голосом, без напряжения;
- развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;
- развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию;
- помощь в преодолении страха сцены, развитие сценической культуры;
- создание условий для формирования и развития певческого голоса, музыкального слуха;
- научить исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
- создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств.
В соответствии с СаН ПиН занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 мин. Занятия проводятся во вторую половину дня, после основных видов деятельности и режимных моментов. В конце года предусмотрен отчетный концерт для родителей.
Содержание дополнительной программы
Содержание программы «Музыкальная капель» строится на основе принципа креативности, предполагающего духовное становление личности ребенка и формирование его творческого потенциала.
Отбор содержания программы проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать, с учетом ведущей игровой деятельности.
Реализация программы «Музыкальная капель» предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Отбор содержания программы основывается на следующих принципах:
целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития с одной стороны и системность, с другой;
гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком в процессе активной деятельности;
интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, слово, движение, игра;
возрастного и индивидуального подходов, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным оптом и возрастом детей.
Активное освоение мира культуры, общения, игры способствует формированию нравственных ценностей ребенка. Содержание программы ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь, взаимодействие).
Все разделы программы включают материал, близкий и доступный детям, обуславливают естественное развитие дошкольника в учреждении дополнительного образования.
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная капель» включает два основных вида музыкальной деятельности – игра на музыкальных инструментах и пение.
Содержание групповых занятий:
привитие навыков ансамблевого музицирования;
метро-ритмичексая организация (развитие ритмического слуха);
игра на детских музыкальных инструментах;
игры на развитие умения работать в команде;
дидактические игры на освоение элементов музыкальной грамоты;
слушание музыки;
просмотр видеопрезентаций с целью расширения кругозора, ознакомления с многообразием музыкального мира;
пение детских песен.
При переходе с одного вида деятельности на другой предусмотрены активные физкультминутки либо пальчиковые игры. В завершение занятия проводится своеобразное подведение итогов занятия и релаксация.
работа по развитию навыков вокального и инструментального исполнительства;
упражнения для постановки голоса;
упражнения для постановки игрового аппарата;
игры на развитие чувства ритма;
разучивание песен соответственно возрасту;
Детское хоровое пение справедливо считается основой музыкально-эстетического воспитания. Никакой другой вид искусства не обладает такой доступностью, массовостью и активностью творческого и исполнительского процесса, как хоровое пение, так как оно активно вовлекает ребенка в процесс исполнения музыки, развивает умение слушать и слышать других. Разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает закрепить его.
Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры, упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей каждого периода дошкольного детства, предусматривается отбор методов, используемых в процессе музыкальной деятельности детей : наглядно-слуховой, наглядно-зрительный,; художественно-практический.
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания.
Для более глубокого восприятия музыкального произведения велико значение словесного метода. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог не только прививает детям любовь к музыке, но и расширяет их представления о некоторых явлениях действительности, обогащает их внутренний мир, чувства.
Основная форма организации музыкального воспитания – это занятие, которое включает в себя различные виды музыкальной деятельности : пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игру на детских музыкальных инструментах. Для разучивания песни, танца, игры или слушания музыкального произведения требуется несколько занятий, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденного.
Для музыкальных занятий характерна особая эмоциональная атмосфера, так как музыка – «язык чувств» : она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием педагога, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание детей на звучании музыки, и развивая их воображение, педагог помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощущать их выразительность.
Несмотря на общие черты, каждое занятие отличают своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в замысле.
В содержание занятия входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности. При построении занятия, структура которого гибкая и вариативная, учитываются степень умственной и эмоциональной нагрузки детей. Из-за непродолжительного сосредоточенного внимания дошкольников своевременно меняются виды их деятельности, что способствует их постоянному интересу и увлеченности
Занятия строятся на индивидуальном и личностно-ориентированном подходах. Дифференцированные задания пробуждают интерес, а их успешное выполнение способствуют музыкальному развитию ребенка. Оценивая результаты, помогая чище спеть или правильно исполнить ритмическое сопровождение, педагог развивает у ребенка самоконтроль.
Для проведения музыкальных занятий необходимо специальное оборудование:
фортепиано;
детские музыкальные инструменты (бубен, погремушки, маракасы, бубенцы, колокольца, трещетка, барабан, металлофоны, ксилофон, колокольчики, кастаньеты, ложки, треугольник);
дидактические музыкальные игры, наглядные пособия, игрушки;
видео- и звуковоспроизводящая аппаратура;
Средства, необходимые для реализации программы :
технические средства: фортепиано, музыкальный центр, видеопроектор (ноутбук).
информационные средства: книги, аудио- и видеозаписи, нотный материал, дидактический материал.
музыкальные инструменты (фортепиано, марокассы, трещотки, погремушки, ксилофоны, металлофоны, триолы и т. д.).
вспомогательные средства: игрушки, атрибуты и другие предметы для проведения физкультминуток.
Формы и методы реализации программы :
коллективная работа;
индивидуальная работа;
беседа;
музыкально-ритмические движения распевание;
упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
упражнения, формирующие верную постановку игрового аппарата;
дыхательная звуковая гимнастика;
артикуляционные упражнения;
игра на детских музыкальных инструментах, фортепиано в ансамбле с педагогом и сольно;
музыкально-дидактические игры и упражнения.
Прогнозируемые результаты музыкальных занятий по программе
«Музыкальная капель» у детей
Ребенок может:
петь без напряжения, естественным светлым звуком, во время пения сохранять правильную позу;
петь с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
различать на слух правильное и неправильное пение, различать звуки по высоте и длительности;
различать на слух звучание различных музыкальных инструментов;
музицировать в ансамбле с педагогом на ДМИ.
Формы подведения итогов.
Отчетный концерт перед родителями в конце года, участие в мероприятиях детского сада.
Примерный репертуар
Октябрь
- Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;
- упражнять детей в различении звуков по высоте;
- закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок;
- брать правильно певческое дыхание;
- брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
- учить детей своевременно начинать и заканчивать песню;
- учить исполнять песни легким звуком;
- закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно;
- формировать правильную певческую установку;
- отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов;
-различать звучание детских музыкальных инструментов – металлофона и ксилофона;
-поощрять творческие проявления при игре на ДМИ;
- вырабатывать ощущение «пульса» в музыке.
1. круговой массаж;
2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;
3. Разминка «Осень по дорожке», «Маятник»;
4. Дыхательная гимнастика:«Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; «Кулачки», «Дверца»;
5. Осенние распевки «Листики», «Дождик»,
6. распевание: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя», «Два кота»;
7. Игра «Ритмическое эхо»;
8. Логопед. распевки «Это я», «Умывалочка»;
9. Песни А. Кудряшов «Гав-гав», Е. Тиличеева «Кукушка», П. И. Ермолаев «Осень золотая».
10. Игра на ДМИ «Капельки», «Осень пришла»
11. Знакомство с инструментами детского оркестра
Ноябрь-Декабрь
- Развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;
- отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей;
- закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке;
- точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту;
- упражнять в точной передаче ритмического рисунка;
- учить детей петь легким звуком;
- добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню;
- правильно и отчетливо произносить гласные в словах;
- развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух;
- формировать навык игры в ритмическом ансамбле на ударных детских инструментах;
- формировать умение работать в ансамбле, прислушиваясь к звучанию инструментов другого ребенка;
-развивать творческую инициативу. 1. Круговой массаж;
2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
3. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка», «Часы», «Клоун», «Петушок»;
4. Ритмическое упражнение «Кто я?»;
5. распевание «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»-«На птичьем дворе»;
6. Попевки «Паровоз», «Дождик», «Два кота»;
7. Артикуляционная гимнастика;
8. Игры «Насос и надувная кукла», «Ежик», «Змеи»;
9. Песни: А. Кудряшов «Гав-гав», «О маме»,
П. И. Ермолаев «Дед Мороз-красный нос», «В зоопарке»
10. Игра на ДМИ «Сосулька», «Саночки»
Январь-Февраль
- Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера;
- учить различать, называть отдельные части музыкального произведения : вступление, заключение, припев;
- совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии;
- закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;
- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;
- формировать звуковысотный слух при игре на ксилофоне, металлофоне. 1. Круговой массаж под песню «От улыбки!»;
2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения».
3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте», «Змейки», «Прилетел комарик», «Звоночек»;
4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку».
5. Игры со словом «Андрей-воробей», «Мостик», «Курицы»;
6. Логопедические распевки «Гуси», «Пароход», «Овечка», «Цыплятки» и др.
7. Песни: «Маме в день 8 Марта» Е. Тиличеевой, «Как прекрасен мир поющий», Л. Абелян «Я красиво петь могу», С. Крупа-Шушарина «Влюбленный слон», «Про папу».
8. Игра на ДМИ «Первый лучик», «Привет, Масленица!»
Март-Апрель
- Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
- уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь;
- упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты;
- учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности;
- уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок;
- продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии;
- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;
- следить за правильной певческой осанкой детей;
- развивать ансамблевые навыки;
- способствовать развитию музыкального вкуса. 1. Круговой массаж;
2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»,
«Я пеку»;
3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Лыжник», «Горнолыжник», «Греемя» и др. ;
4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»;
5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»;
6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»;
7. Артикуляционная гимнастика;
8. Ритмические речевые игры по Т. Тютюнниковой «Белки и ежиха», «Веселые инструменты», «Лиса» и др.
9. Песни «Песенка о весне» Г. Фрида, «Солнечная капель», С. Крупа-Шушарина «Мечта цапли», П. Ермолаев «Лесной хоровод»;
10. Игра на ДМИ «Весенняя капель»
Май
- Обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
- упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты;
- закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное;
- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах;
- проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей;
- закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни;
- уметь петь естественным голосом, без напряжения;
- брать дыхание между музыкальными фразами;
-продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен;
- закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку;
- разнообразить творческие проявления детей при пении попевок;
- закрепить навык игры на ДМИ. 1. Круговой массаж;
2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
3. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч», «Цветочек»;
4. Звуковая гимнастика «Машина», «Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»;
5. Скороговорки;
6. Распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке, «Птички»;
7. Ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»;
8. Игры со словом «Радуга», «Дуйте ветры», «Шалтай-болтай»;
9. Звуковая гимнастика по Т. Тютюнниковой «Тарарам-шурум-бурум», «Терпение-кипение», «Тишина» и др.
10. Логоритмические распевки «Песок», «Коза», «Овечки»;
11. Песни «Лучик солнца», «Детский сад», «Про лето!»;
12. Игра на ДМИ «С солнышком друзья!»
Отчетный концерт
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: На лугу. М. : ВЛАДОС, 2000 г.
Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: Осень золотая. В 2 ч. М. : ВЛАДОС, 2000 г.
Альбом ученика-пианиста: Учебно-методическое пособие/ Подготовительный класс. Автор-состовитель Г. Г. Цыганова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
Анисимова Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2007 г.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М. : Советский композитор», 1988 г.
Боромыкова О. С. Музыкально-ритмические движения с пением.
Бекина С. И. Музыка и движение : упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. М. : «Просвещение», 1994 г.
Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения музыки. С. -П. : «Каро», 2004г.
Ветлугина Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. М. : «Просвещение», 1998 г.
Воронова А. Е. Логоритмика для детей 4-7 лет.
Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце.
Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М, : Издательство «Гном и Д», 2004 г.
Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М. : ВАКО,2006 г.
«Дошкольное воспитание» / Журналы 1998 – 2006 г.
Дубровская Е. В. Теория и методика музыкального воспитания детей. М. : «Просвещение», 1991 г.
Железновы Сергей и Екатерина. Абсолютный слух от 1 до 5/ Серия аудиодисков «Развивалочки от 1до 5». – М. ,2013г.
Зацепина М. Б. Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (старшая и подготовительная группы).- С. -П. : «Композитор», 2007г.
Королькова И. С. Крохе-музыканту : нотная азбука для самых маленьких: часть1, 2. – Ростов на Дону: Феникс, 2011г.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы. В. - 2 М. : «Советский композитор», 1988 г.
Музыкальный руководитель»/ Журналы 2005-2008 гг.
Музыка в детском саду. //Сост. Н. Ветлугина. М. : «Музыка», 1998 г.
М. Ю. Картушина. Вокально-хоровая работа в детском саду,2003г.
Олиферова Л. «Солнышко смеется». М. : «Воспитание дошкольников», 2004 г.
Олиферова Л. «В стране веселых песен». М. : «Воспитание дошкольников», 2004 г.
Программа воспитания и обучения в детском саду. М. : «Просвещение», 2000 г.
Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.
Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. //Сост. Г. М. Орлова, С. И. Бекина. М. : «Просвещение» 1993 г.
Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. //Сост. Г. М. Орлова, С. И. Бекина. М. : «Просвещение» 1994 г.
Фольклор – музыка – театр : Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм. -метод. пособие / Под ред. С. И. Мерзляковой. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
Школа игры на фортепиано/ Под общей ред. А. Николаева/ сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. – М. : Музыка, 2004г.
Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи. В. 3 М. : «Издательство ГНОМ иД»