Сурия Дасаева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Занятия ведутся по программе М. Ю. Картушиной.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Логоритмика“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут во второй младшей группе и, 20-25мин в средней группе. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Направленность программы. Тематическая направленность и организационная вариативность программы занятий способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Новизна и актуальность с каждым годом, ш наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Цель программы - преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
Задачи программы : образовательные: - формировать двигательные умения и навыки,- - развивать пространственные представления; - развивать координацию, переключаемость движений; - знакомить с метроритмикой; воспитательные: - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность; - формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом, - совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма; коррекционные: - развивать речевое дыхание - развивать артикуляционный аппарат, - развивать фонематическое восприятие; - развивать грамматический строй и связную речь; о - формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности: Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства в большей мере начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей Занятия проводятся во 2 младшей и средней группах. Срок реализации-1 год. Формы занятий Занятие групповое. Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности, При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Ожидаемые результаты и способы их проверки О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно- развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели к концу учебного года:
2 мл. группа:
1. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
2. Координирует свои движения с партнёром.
3. Двигается, не напрягая руки и ноги.
4. Поёт протяжно, подвижно, передавая характер музыки
5. Поёт с инструментальным сопровождением и с помощью взрослого.
6. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами
7. Умеет подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане
Средняя группа:
1. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
2. Координирует свои движения с партнёром.
3. Двигается, не напрягая руки и ноги.
4. Поёт протяжно, подвижно, передавая характер музыки
5. Поёт с инструментальным сопровождением и с помощью взрослого.
6. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами
7. Умеет подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.
Способы проверки знаний, умений и навыков детей:
1. Вводная диагностика - сентябрь.
2. Итоговая диагностика - май.
Форма подведения итогов: 1 раз в квартал итоговое занятие.
Учебный план:
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 2-5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 8-12 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений: - на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения сдвижением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно- двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Содержание разделов занятия по логопедической ритмике
1. Музицирование - это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании. 1.1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры с голосовым аппаратом, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом. 1.2. Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
2. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. 2.1. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые руками, а также с использованием различных предметов в образно-игровой форме. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. 2.2. Дыхательно-артикуляторный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога. 2.3. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу
3. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе, подвижные). Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения - понятие динамическое, следовательно," развиваема при «стороннем» воздействии. 3.1. Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, а также включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела. 3.2. Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. При исполнении ритмических комплексов используются звуковые жесты тела (хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопывания). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, кубики.
4. Эмоционально-волевой тренинг
Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Являясь недирективным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен, в первую очередь, на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков)_и позитивной самооценки, путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Для коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочного представления о себе подбираются такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится выражать любые свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.
5. Креативный тренингспособствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно- образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. Календарно-тематический план занятий по логоритмике во второй младшей группе
Месяц № занятия Название занятия
Октябрь Под грибком
Осенние листья
Осень в лесу
Веселый огород
Дудочка
Кот и пёс
Чудесное яблоко
Яблонька
Ноябрь
Репка
Осенние подарки
Холодно!
Пушистый котенок
Мы игрушки приглашаем
Вот пришла к нам кукла Катя
К нам гости пришли (итоговое занятие)
Декабрь Зима в лесу
Гости их лесу пришли
Хомячок Хома
Медвежонок Мишутка
Снеговик
Украшаем елочку
Дед мороз спешит на елку
Наступает Новый год
Январь Новогодний праздник в лесу
Рукавичка
Серебряный ключик
Кошка и котята
Помогите птицам
Кукла Аня
Новоселье у куклы
Колючий ёжик
Февраль Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики солнце искали
Парад игрушек
Март Цыплёнок и его семья
История о том, как цып и цыпа свой дом искали
Белая козочка
У кошки день рождение
Полная
Корзинка
Осенняя
Ярмарка
Сундучок
Осени
Кто как к зиме готовится
Апрель Зайкина шубка
Храбрый цыпленок
Весенняя капель
Весенний ручеек
Кораблик
Прогулка в весеннем лесу
На полянке
Пароходик
Май Утренние лучи
Петушок и его семья
Как петушок утро проспал
Колечко
Бобровый пруд
Дела много у зверей
Динь – дон, слышен звон со всех сторон
Чей это домик? (итоговое занятие) диагностика
Список используемой литературы:
• М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»; 3-4 года,4-5 лет,5-6 лет.
• Лукина Н. А., Сарычева И. Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2—3 года)
• Е. С. Анищенкова «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников»
• Лиманская 0,Н Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М. : ТЦ Сфера, 2009.
• Бабушкина Р. Л. ,ГрасюкИ. В. ,Кислякова О. М. «Логоритмика- занятие или игра?»
• О. А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
• Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
• Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
• Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
• Аудиодиск Железновой
• Нищева Н. В. "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)" - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
• Зацепина М. Б. "Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации" - М. : Мозаика-Синтез, 2006
• Сергиенко Г. Н. "Учимся, говорим, играем. Коррекционно- развивающая деятельность в ДОУ" - Воронеж: ЧП Лакоценин ОС.