галина овчаренко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изопластика»
▼ Скачать +Заказ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изопластика»
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» М. Монтессори
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Изопластика“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
С помощью традиционных техник нельзя в полной мере творчески развивать ребенка, поэтому и возникла идея создания программы «Изопластика». Название выбрано не случайно, т. к. изопластикой называют искусство лепить из изобразительных пластических материалов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изопластика» имеет художественную направленность, предназначена для
формирования у детей художественного вкуса, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве, развивает творческое воображение, художественно - творческие способности, эстетические чувства детей через работу с пластическими материалами. С помощью занятий лепкой снимается детская раздражительность, агрессивность, плаксивость, совершенствуется пальцевая моторика, воспитывается усидчивость.
Новизна программы заключается в том, что дети учатся основным техникам работы с различными пластическими материалами: пластилином, глиной, соленым тестом. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически любым способом. Дети осваивают новые виды изобразительной деятельности: «Рельефная лепка», «Модульная лепка», «Пластилиногафия». Именно эти виды работы позволяют детям оттачивать высокое художественное мастерство, самостоятельно вводить новшества в искусство лепки, развивать выявленный талант. Лепка предполагает однозначно элемент творчества. Поделки из пластических материалов удовлетворяют неуемную любознательность ребенка. В этом труде есть новизна, творческое изыскание, возможность добиться более совершенных результатов.
Актуальность программы состоит в том, что лепка из пластилина, глины, теста проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие детей. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но восстанавливают внутренний баланс организма и душевного равновесия, оказывают на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, пальцы с их тонкой моторикой, от которой зависит развитие речи, учатся заново, с помощью тактильных ощущений и включения в работу сразу двух полушарий (левого – рационального, анализирующего, и правого – интуитивного, эмоционального) воссоздать мир из целого.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной,
творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение. Выполнение детьми творческих работ по темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его художественного вкуса. Реализация данной программы будет способствовать решению проблем адаптации детей к окружающей среде, снижению риска формирования асоциального поведения. Посредством занятий лепкой, идет закрепление полученных навыков, отражение окружающего мира и выражение своего отношения к этому миру. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов (пластилина, соленого теста, глины, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
Кроме того, использование при проведении занятий видео- и аудио записей, презентаций, наглядного материала, музыкальных, поэтических образов развивает ребенка эстетически, повышает художественно - творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Фигурки, картины, панно - все можно сделать из различных пластических материалов. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Работы, сделанные своими руками, вызывают восхищение у детей и желание немедленно заняться этим творчеством.
Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально - разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития детей.
Адресат программы:
Программа «Изопластика» разработана для детей в возрасте 3 -7 лет.
Объем программы: общее количество – 24 часа.
Срок освоения программы: 3 месяца.
Цель и задачи программы
Цель программы: формировать художественный вкус, совершенствовать навыки, развить способности детей в творчестве через работу с пластическими материалами.
Задачи программы:
Обучающие:
• научить детей лепке из различных пластических материалов, познакомить с приемами, технологией изготовления игрушек, картин, сувениров;
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел, соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами;
• обучить умению передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
Развивающие:
• развивать общую умелость, мелкую моторику, соразмерность движения рук, сенсомоторику;
• развивать речь, художественные, творческие способности детей, а также конструктивное мышление и воображение;
• развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, чувство
цвета, формы, зрительную память, воображение, творческую активность и инициативу.
Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность;
• воспитывать эстетический вкус, умение работать в коллективе;
• воспитывать у детей аккуратность, умение видеть красоту в окружающем мире.
Коррекционные:
• создать благоприятные педагогические условия для социализации личности ребенка, свободного экспериментирования с художествен-ным материалом - пластилином, соленым тестом, глиной;
• способствовать гармонизации психоэмоционального состояния, подарить детям радость творчества.
Содержание программы
Раздел 1 «Введение»
Занятие 1.1. «Азбука лепки»
Теоретическое занятие: вводное занятие. Организационные задачи. Рабочее место. Инструктаж по технике безопасности. Правила техники безопасности, гигиены. Инструменты и материалы для лепки. Знакомство с техникой, материалом: клеенка, стека, салфетки, пластилин, соленое тесто, глина.
Раздел 2 «Натюрморт»
Занятие 2.1. «Знакомство с искусством –
рассматривание натюрмортов»
Теоретическое занятие: просмотр видеоматериала. Презентация «Натюрморты». Беседа. Игра «Найди овощ по цвету». Пластический этюд «Растут цветы».
Занятие 2.2. «Грибы»
Теоретическое занятие: организационный момент. Правила техники безопасности, гигиены. Чтение стихотворения «Ах, грибы, грибочки!». Беседа о грибах, показ картинок. Игра «Назови гриб». Загадывание загадок. Рассматривание образца.
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Пошли пальцы по грибы». Лепка грибов из пластилина конструктивным способом. Физминутка «За грибами».
Занятие 2.3. «Гроздь винограда»
Теоретическое занятие: организационный момент. Правила техники безопасности, гигиены. Чтение стихотворения «Виноград». Беседа о видах и цвете винограда. Показ картинок. Рассматривание образца.
Практическое занятие: пальчиковая игра «В сад за виноградом». Лепка виноградной кисти из пластилина в технике «Пластилиновая мозаика».
Занятие 2.4. «Овощи для игры в магазин»
Теоретическое занятие: организационный момент. Правила техники безопасности, гигиены. Беседа об овощах, показ презентации «Овощи». Игра «Назови форму овоща. Загадывание загадок. Рассматривание образца.
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Вот такие овощи». Лепка овощей из соленого теста целого куска. Динамическая пауза «Что растет на огороде?».
Занятие 2.5. «Фрукты и ягоды»
Теоретическое занятие: организационный момент. Правила техники
10
безопасности, гигиены. Чтение стихотворения «Прекрасен наш осенний сад». Беседа о фруктах. Показ презентации «Фрукты». Загадывание загадок. Рассматривание образца.
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». Лепка фруктов из пластилина скульптурным способом.
Занятие 2.6. «Корзина для фруктов и овощей»
Теоретическое занятие: организационный момент. Правила техники безопасности, гигиены. Загадывание загадок о посуде. Показ презентации «Посуда». Рассматривание образца. Объяснение последовательности лепки корзины.
Практическое занятие: физминутка «Друзья – садоводы». Пальчиковая гимнастика «Прутики сложили». Лепка корзины из глиняных жгутиков.
Занятие 2.7. «Цветы»
Теоретическое занятие: организационный момент. Правила техники безопасности, гигиены. Беседа о цветах, бережном отношении к ним. Загадки о цветах Рассматривание образца. Объяснение последовательности лепки цветка.
Практическое занятие: физминутка «Цветок». Лепка цветов из пластилина комбинированым способом с использованием стеки.
Занятие 2.8. «Натюрморт из овощей и фруктов»
Практическое занятие: совместная работа. Физминутка «Друзья – садоводы». Пальчиковая гимнастика «Прутики сложили». Лепка натюрморта из пластилина. Работа в парах.
Раздел 3 «Игрушки и сувениры»
Занятие 3.1. «Знакомство с искусством –
рассматривание игрушек, сувениров»
Теоретическое занятие: просмотр видеоматериала, Презентация «История игрушки». Беседа о фабричных, народных игрушках, игрушках-забавах, материал для их изготовления.
Занятие 3.2. «Игрушка «Мышка»
Теоретическое занятие: организационный момент. Правила техники безопасности, гигиены. Беседа о мышке. Рассматривание образца. Показ изготовления мышки из солёного теста.
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Вышла мышка как-то раз». Лепка мышки детьми скульптурным способом. Использовать приём разминания и скатывания. Индивидуальная работа. Закрепление приема создания овальной формы.
Занятие 3.3. «Сувенир «Зайчик»
Теоретическое занятие: организационный момент. Правила техники
11
безопасности, гигиены. Беседа о зайце. Отгадывание загадок. Рассматривание образца. Показ изготовления зайчика из солёного теста.
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Зайка беленький сидит». Лепка зайчика детьми из солёного теста комбинированным способом. Индивидуальная работа. Подвижная игра «Весело в лесу».
Занятие 3.4. «Игрушка «Собачка»
Теоретическое занятие: организационный момент. Проверка готовности к занятию. Правила техники безопасности, гигиены. Беседа о собаках. Отгадывание загадок. Рассматривание образца. Показ изготовления собачки из солёного теста.
Практическое занятие: игровое упражнение по замыслу «Угадай, что я вылепил» Лепка собачки детьми по частям конструктивным способом. Сглаживание поверхности игрушки кончиками пальцев. Индивидуальная работа.
Занятие 3.5. «Черепаха»
Теоретическое занятие: организационный момент. Проверка готовности к занятию. Правила техники безопасности, гигиены. Беседа о черепахе. Отгадывание загадок. Рассматривание образца. Показ изготовления черепахи из пластилина/
Практическое занятие: физминутка «Черепашка». Деление пластилина на части. Использование в лепке приемов скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения. Анализ работ.
Занятие 3.6. «Забавная овечка»
Теоретическое занятие: организационный момент. Правила техники
безопасности, гигиены. Чтение стихотворения «У меня живет подружка». Показ картинок «Домашние животные». Загадывание загадок. Рассматривание образца.
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Кудрявая овечка».
Лепка шаблона овечки. Налеп шариков из теста на шаблон. Индивидуальная работа.
Занятие 3.7. «Котенок»
Теоретическое занятие: организационный момент. Правила техники
безопасности, гигиены. Беседа о кошке. Отгадывание загадок. Показ картин, выполненых в технике «Пластилинография». Рассматривание образца. Показ изготовления поделки.
Практическое занятие: физминутка «Рыжий кот». Пальчиковая гимнастика «Кот Мурлыка». Лепка в технике «Мозаичная пластилинография». Индивидуальная работа.
Занятие 3.8. «Испекли мы сувениры
или игрушки из теста»
12
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Наши пальчики размяли». Лепка игрушек из соленого теста с использованием форм для вырезания. Совместная работа. Выставка работ.
Раздел 4 «Пейзаж»
Занятие 4.1. «Знакомство с искусством –
рассматривание пейзажей, репродукций картин»
Теоретическое занятие: просмотр видеоматериала, Презентация «Картинная галерея». Беседа о художниках – мастерах пейзажа. Чтение стихов о временах года. Игра «Назови больше». Игра «Найди овощ по цвету». Пластический этюд «Растут цветы».
Занятие 4.2. «Листопад»
Теоретическое занятие: организационный момент. Проверка готовности к занятию. Правила техники безопасности, гигиены. Беседа о зиме, её приметах. Танцевальные движения «Кружит ветер листья». Отгадывание загадок. Рассматривание образца. Комментированный показ приёмов изображения.
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать». Лепка в технике «рисование пластилином». Налепы из мелких деталей. Анализ работ.
Занятие 4.3. «Зимняя ночь»
Теоретическое занятие: организационный момент. Проверка готовности к занятию. Правила техники безопасности, гигиены. Беседа о зиме. Отгадывание загадок. Рассматривание образца. Комментированный показ приёмов изображения.
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Снежный кролик». Физминутка «Кружатся в небе снежинки». Размазывание пластилина по контуру. Налепы из мелких деталей. Анализ работ.
Занятие 4.4. «Весенние ручьи»
Теоретическое занятие: организационный момент. Проверка готовности к занятию. Правила техники безопасности, гигиены. Беседа о весне. Игровая ситуация «Путешествие на поезде». Чтение стихотворения.
Комментированный показ приёмов изображения.
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Ручеёк». Лепка ручейков голубым пластилином. Смешивание цвета. Налепы из мелких деталей. Рефлексивно - оценочный этап. Организация выставки.
Занятие 4.5. «Цветущий луг»
Теоретическое занятие: организационный момент. Проверка готовности к занятию. Правила техники безопасности, гигиены. Беседа о
лете. Чтение стихотворения И. Сурикова «Ярко солнце светит». Игра «Назови цветок». Показ приёмов изображения.
13
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Цветок». Динамическая пауза «Что цветёт на лугу?». Смешивание цвета. Лепка в технике «рисование пластилином». Налепы из мелких деталей. Анализ работ.
Занятие 4.6. «Вылепи, какую хочешь картинку»
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Наши пальчики размяли». Работа в парах. Лепка картинки из пластилина в технике пластилиновая мозаика «Модульная лепка». Выставка работ.
Раздел 5 «Заключение»
Занятие 5.1. «Чему мы научились»
Практическое занятие: пальчиковая гимнастика «Сороконожки». Творческое применение имеющихся знаний. Самостоятельный выбор материала. Итоговое занятие, Самоанализ. Организация выставки работ.
Планируемые результаты
• У несовершеннолетних сформируется художественный вкус, совершенствуются навыки, повысится уровень развития творческих, изобразительных способностей через работу с пластическими материалами;
• дети научатся лепке из различных пластических материалов, познакомятся с приемами, технологией изготовления игрушек, картин, сувениров;
• у обучающихся укрепятся мышцы кисти руки, разовьется мелкая моторика рук;
• дети освоят разные способы выполнения работ из пластических материалов и их украшения;
• у воспитанников разовьются сенсорные способности (чувство цвета, формы, величины, композиционные навыки, координация рук, тактильные чувства пальцев;
• у обучающихся сформируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел, соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами;
• дети освоят новые виды изобразительной деятельности: «Рельефная лепка», «Модульная лепка», «Пластилиногафия».
• у воспитанников сформируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
2.2 Условия реализации программы
Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Изопластика» проводятся в группе в соответствии с планом педагога. На занятиях будут использоваться дидактические материалы, работы педагога и детей.
Материально - техническое оборудование:
• пластилин, глина, мука пшеничная, соль, пищевые красители;
• дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна.
• бросовый материал;
• природный материал: (камушки, ракушки);
• клеёнки для лепки;
• картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
• стеки разной формы, шпажки;
• формы для выдавливания, алюминиевая фольга;
• салфетки для рук;
• стаканчики для воды;
• кисточки разной толщины;
• муляжи, игрушки, иллюстрации;
• презентации, дидактический материал, соответствующий тематике занятия;
• ноутбук, аудио-, видео-, фото- презентации, интернет-источники;
• таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
• альбомы с образцами, фотографиями;
• трафареты, шаблоны;
• заостренные спички или зубочистки;
• картонная коробка для хранения изделий;
• мягкая чистая тряпка, влажные салфетки;
• различные декоративные элементы;
• ножницы, клей ПВА;
• для выдавливания пластичной массы используются пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Кадровое обеспечение программы
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ).А также, по данной программе может заниматься педагог, владеющий техникой лепки.
Оценочные и методические материалы
С момента поступления ребенка в учреждение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования художественных способностей, определения задач индивидуального развития: первичная диагностика, промежуточная и итоговая аттестация. Результаты фиксируются в динамических таблицах, позволяющих отслеживать динамику достижений.
Способы определения результативности программы.
Формами подведения итогов реализации дополнительной
образовательной, общеразвивающей программы «Изопластика» являются:
• проведение анализа работ;
• создание коллективных работ;
• проведение выставок;
• участие в конкурсах детского творчества;
• презентации; участие в мероприятиях разного уровня;
• участие в различных конкурсах детских работ.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, сказочных персонажей с последующей драматизацией, создание сюжетных картин.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. После каждого занятия дается оценка эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности детей, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия. Проводятся итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений. По окончанию каждой темы и в конце учебного года организуется коллективная выставка детских работ.
В конце года полезно систематизировать все интересные находки по развитию творческого воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.
Также планируются совместные мероприятия такие, как посещение музеев, экскурсии, организация выставок внутри учреждения, участие в различных конкурсах детского творчества.
Список используемой литературы
Основная литература:
1. «Лепка с детьми 5-6 лет. Сценарии занятий» - Колдина Д. Н. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 80 с.
2. «Пластилиновая сказка. Конспекты занятий для детей 3-5 лет» - Нуйкина Е. Л. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
3. «Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет» - Грибовская А. А., Халезова – Зацепина М. Б. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 80 с.
4. «Игрушки из соленого теста» - Гусева И. В. – СПб. Издательский Дом «Литера», 2020. – 64 с.
5. «Пластилин в картинках. Кит» - Московка О. С. - ООО Издательский Дом «Карапуз», 2021.
6. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» - Зажигина О. А. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2019. - 96 с.
Дополнительная литература:
1. «Украшения и подарки из соленого теста» - Чурина Л. – М. : АСТ: Полиграфиздат: СПб. : Сова, 2018. – 32 с.
2. «Лепка в детском саду. Альбом для детского художественного творчества для детей 4 - 5 лет» - Грибовская А. А., Халезова – Зацепина М. Б. – М. : ТЦ Сфера, 2019.
3. «Лепка в детском саду. Альбом для детского художественного творчества для детей 5 - 7 лет» - Грибовская А. А., Халезова – Зацепина М. Б. – М. : ТЦ Сфера, 2021.
4. «Пластилинография» - Давыдова Г. Н. 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий», 2019.
5. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Горичева В. С., Нагибина М. И. Ярославль: «Академия развития», 2018г.
6. «Сказки из пластилина» - Кард В., Петров С. ЗАО «Валери СПб», 2019 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
7. «Забавные поделки» А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов, Минск, «Харвест 2022».