Получи документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей»

Москаленко Марина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП

Пояснительная записка

Направление программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей» (далее – Программа)программа естественно-научной направленности.

Программа направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, первичных представлений о физических явлениях, расширение сенсорного опыта, стимуляцию познавательной активности детей.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Инженерная школа для малышей“» размещена в разделах

Программа разработана, утверждена и реализовывается в ДОУ на основе нормативных документов:

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Устав образовательной организации.

Программа «Инженерная школа для малышей» авторская, разработана на основе идей В. В. Пиджаковой, директора Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании».

Актуальность, педагогическая целесообразность Программы

Особенность современной ситуации в российской экономике характеризуется сменой технологического уклада, определяющей новое поколение инженерных и технических кадров. В настоящее времянаша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии.

Перед системой образования стоит цель отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей уже на первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее.

Создание Инженерной школы для малышей должно помочь в качественной подготовке кадров для промышленных предприятий и формировать интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста.

Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.

В младшем возрасте (от 3-х лет) у детей высок познавательный интерес, на основе которого формируется желание и способность изучать и экспериментировать. Этот познавательный интерес следует не только сохранять, но и активно стимулировать, предлагая детям разнообразные элементы предметно-развивающей среды и знакомя их с методами наблюдения, исследования, экспериментирования. Из этого следует, что создание Инженерной школы для малышей, начиная с 2-летнего возраста вполне обосновано.

Программа «Инженерная школа для малышей» определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, первичных представлений о физических явлениях, расширение сенсорного опыта, стимуляцию познавательной активности.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – познавательному, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.

В процессе психолого-педагогической деятельности дошкольники осваивают образовательную область «Познавательное развитие», которая направлена на

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Адресат программы

Программа рассчитана для обучающихся 3-4 лет.

График занятий: 1 раз в неделю по 15 минут.

Цель и задачи программы

Цель программы : развитие познавательной деятельности через знакомство со свойствами объектов, физическими явлениями, расширение познавательного и сенсорного опыта.

Задачи программы :

- способствовать развитию познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения детей;

- формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- знакомить детей с приёмами наблюдения, исследования, экспериментирования;

- способствовать развитию интереса, любознательности, познавательной мотивации, творческой активности.

Содержание программы

Название занятия Задачи

1. Сыпем, льём

1. Пересыпание крупы -Познакомить детей с правилами занятий;

-Дать представления о свойствах крупы (размер крупинок, форма, цвет, количество: мало/много);

-Дать представление о свойствах бутылки (прозрачная, высокая, пустая, узкое горлышко);

- Научить пересыпать крупу из контейнера в бутылку

2. Изобретение №1 - Воронка - Закрепить навыки пересыпания, знания о свойствах крупы и бутылочки;

- Поставить проблемную задачу: «Как насыпать в бутылочку больше и не просыпать мимо?»;

- Показать детям, как делать воронку из листа бумаги, познакомить со свойствами воронки, научить ей пользоваться

3. Разные крупы - Закрепить навыки пересыпания крупы с помощью воронки и без неё;

- На практике изучить свойства различных круп (рис, речка, пшено) в сравнительном аспекте;

4. Улучшение изобретения – увеличение отверстия воронки - Закрепить навыки пересыпания крупы с помощью воронки и без неё;

- Закрепить знания о свойствах различных круп (рис, речка, пшено);

- Поставить проблемную задачу: «Как насыпать в бутылочку фасоль, если она не проходит в отверстие воронки?»;

- Показать детям, как улучшить изобретение – увеличить отверстие воронки

5. Инструменты: ложка, щипцы, воронка - Закрепить навыки пересыпания крупы с помощью воронки и без неё;

- Закрепить знания о свойствах различных круп (рис, речка, пшено, фасоль);

- Познакомить детей с инструментами, которые можно использовать для пересыпания и перекладывания (ложка, щипцы, воронка);

- Научить пользоваться инструментами

6. Не сыпем, а льём -Дать представления о свойствах воды (бесцветная, прозрачная, мокрая, льётся);

-Научить переливать воду из широкой ёмкости в бутылку с помощью инструментов (воронка, ложка) и без них

Название занятия Задачи

7. Игры в манке - Познакомить детей с манной крупой и её свойствами (белая, мелкая, сыпется);

- Расширить навык пересыпания;

- Познакомить с инструментом «сито» и научить просеивать манку;

- Предложить каждому ребёнку найти сокровище (цветной камешек) + познакомить с понятием «один»;

- Создать коллективную композицию из цветных камешков на подносе с манкой

8. Сыпем и льём - Познакомить с понятиями «плавает», «тонет»;

- Расширить представления о свойствах предметов;

- Расширить сферу применения инструментов (ложки, воронки, сита, щипцов) в действиях с водой;

2. Волшебные бутылочки

9. Много-мало, больше-меньше, тяжелее-легче - Познакомить детей с понятиями «много», «мало», «больше», «меньше», «тяжелое», «лёгкое», «тяжелее». «легче»;

- Сформировать первичные навыки сравнения по количеству, весу;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

10. Быстрее, медленнее, дальше, ближе - Познакомить детей с понятиями «быстрее», «медленнее», «дальше», «ближе»;

- Расширить диапазон навыков сравнения (по скорости, времени движения);

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Научить катить бутылочки по ровной и наклонной поверхности

11. Дольше - Познакомить детей с понятиями «дольше», «не так долго»;

- Дать детям первичные представления о центробежной силе;

- Расширить диапазон навыков сравнения (по скорости, времени движения);

- Научить крутить бутылочки

12. Есть или нет? - Познакомить детей с прозрачными предметами;

- Научить рассматривать предметы под разным углом и при разной освещённости;

- Закрепить навыки сравнения.

13. Хаос и порядок - Познакомить детей с понятиями «хаос» и «порядок»;

- Учить наблюдать и дожидаться результата;

- Закреплять навыки сравнения;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

14. Инерция - Познакомить детей с явлением «инерция»;

- Закреплять навыки наблюдения, сравнения, действий с предметами;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

15. Одинаковый, но разный - Познакомить детей с понятиями «одинаковые», «разные»;

- научить находить сходства и отличия;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Закрепить умение наблюдать, сравнивать;

Название занятия Задачи

16. Погремушки из бутылок - Закрепить усвоенные навыки;

- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;

- Развивать слуховое внимание

3. Путепроводы

17. Простой путепровод - Дать детям первичные представления о сообщающихся сосудах и траектории падения;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

18. Гибкий путепровод - Расширить первичные представления о сообщающихся сосудах и траектории падения;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

19. Циркуляционные круги - Расширить первичные представления о сообщающихся сосудах и траектории падения;

- Дать представление об изменении свойств предмета в зависимости от среды (цвет наполнителя меняется в зависимости от цвета бутылки или шланга)

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

20. Сложный путепровод - I - Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;

- Соорудить 1 линию сложного путепровода;

21. Сложный путепровод - II - Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;

- Соорудить 2 линию сложного путепровода;

22. Сложный путепровод - III - Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;

- Соорудить 3 линию сложного путепровода;

Планируемые результаты

Предметные: знание названий и основного назначения объектов (инструментов, оборудования, материалов, используемых на занятиях;

Метапредметные: владение отдельными приёмами наблюдения, исследования, экспериментирования; расширенный кругозор и представления об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Личностные: высокий уровень развития познавательных процессов; высокий уровень любознательности, познавательной мотивации, творческой активности.

Формы контроля и оценочные материалы

Формы аттестации: наблюдение и заполнениеПротокола мониторинга достижений детьми результатов освоения программы в начале и конце учебного года.

Формы представления результатов: открытые занятия, продукты, изготавливаемые на занятиях (системы, путепроводы).

Оценочный материал: фото-, видео-отчёт и др.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Материально-технические условия реализации программы

Наличие групповой комнаты или другого помещения со свободным пространством для встреч, где могут размещаться рабочие зоны: для творческой работы (столы, стулья, для активной деятельности (ковёр, свободная поверхность пола).

Последовательное выполнение задач, поставленных программой. Чёткие требования к себе, как к педагогу, выполнению поставленной цели.

Умение использовать свой психолого-педагогический багаж знаний для привлечения к процессу взаимодействия воспитателей и родителей и создание возможности сделать их своими единомышленниками.

Оборудование:чудесный мешок (ящик); контейнеры с крупой (рис, гречка, пшено, манка, фасоль, с водой; подносы; бутылочки; шланги и трубки (гибкие и жёсткие); крепёжный материал (скотч, суперклей, хомуты и т. п.); бутылочки пластмассовые; инструменты: ложка, щипцы, воронка, ножницы; бумага формата А4; инвентарь для уборки: щётка, совок, пылесос, тряпки; краска; детское масло; блёстки, бусины; мягкие шарики; фотоаппарат.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы

Календарный учебный график

Месяц Дата Тема занятия Количество часов Форма контроля

сентябрь Пересыпание крупы 1 Наблюдение

Изобретение №1 - Воронка 1 Наблюдение

октябрь Разныекрупы 1 Наблюдение

Улучшение изобретения – увеличение отверстия воронки 1 Наблюдение

Инструменты: ложка, щипцы, воронка 1 Наблюдение

ноябрь Несыпем, а льём 1 Наблюдение

Игры в манке 1 Наблюдение

Сыпем и льём 1 Наблюдение

декабрь Много-мало, больше-меньше, тяжелее-легче 1 Наблюдение

январь Быстрее,медленнее, дальше, ближе 1 Наблюдение

февраль Дольше 1 Наблюдение

Естьилинет? 1 Наблюдение

Хаос и порядок 1 Наблюдение

март Инерция 1 Наблюдение

Одинаковый, норазный 1 Наблюдение

Погремушкиизбутылок 1 Наблюдение

апрель Простойпутепровод 1 Наблюдение

Гибкийпутепровод 1 Наблюдение

Циркуляционныекруги 1 Наблюдение

май Сложныйпутепровод - I 1 Наблюдение

Сложныйпутепровод - II 1 Наблюдение

Сложныйпутепровод - III 1 Наблюдение

Список источников

1. Бостельман А. ,Финк М. 33 блестящие идеи для детского сада. Делаем игрушки своими руками. – Издательство: Национальное образование, 2015. – 84 с.

2. Бостельман А. ,Финк М. Экспериментируем и играем на подносе. 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду. – Издательство: Национальное образование, 2015. – 72 с.

Электронные образовательные ресурсы

№ Наименование Адрес сайта

1. КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)»

2. Форум «Педагоги России: инновации в образовании»

Протокол

мониторинга достижений детьми результатов освоения программы

Уровни развития на начало года (сентябрь, конец года (май)

Выше среднего - В Низкий - СР Средний - Н

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей»
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 10:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей»» (включая файлы) размещена пользователем Москаленко Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД