Москаленко Марина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП
Пояснительная записка
Направление программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей» (далее – Программа) – программа естественно-научной направленности.
Программа направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, первичных представлений о физических явлениях, расширение сенсорного опыта, стимуляцию познавательной активности детей.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Инженерная школа для малышей“» размещена в разделах
Программа разработана, утверждена и реализовывается в ДОУ на основе нормативных документов:
-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Устав образовательной организации.
Программа «Инженерная школа для малышей» авторская, разработана на основе идей В. В. Пиджаковой, директора Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании».
Актуальность, педагогическая целесообразность Программы
Особенность современной ситуации в российской экономике характеризуется сменой технологического уклада, определяющей новое поколение инженерных и технических кадров. В настоящее времянаша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии.
Перед системой образования стоит цель отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей уже на первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее.
Создание Инженерной школы для малышей должно помочь в качественной подготовке кадров для промышленных предприятий и формировать интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста.
Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.
В младшем возрасте (от 3-х лет) у детей высок познавательный интерес, на основе которого формируется желание и способность изучать и экспериментировать. Этот познавательный интерес следует не только сохранять, но и активно стимулировать, предлагая детям разнообразные элементы предметно-развивающей среды и знакомя их с методами наблюдения, исследования, экспериментирования. Из этого следует, что создание Инженерной школы для малышей, начиная с 2-летнего возраста вполне обосновано.
Программа «Инженерная школа для малышей» определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, первичных представлений о физических явлениях, расширение сенсорного опыта, стимуляцию познавательной активности.
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – познавательному, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.
В процессе психолого-педагогической деятельности дошкольники осваивают образовательную область «Познавательное развитие», которая направлена на
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Адресат программы
Программа рассчитана для обучающихся 3-4 лет.
График занятий: 1 раз в неделю по 15 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы : развитие познавательной деятельности через знакомство со свойствами объектов, физическими явлениями, расширение познавательного и сенсорного опыта.
Задачи программы :
- способствовать развитию познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения детей;
- формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- знакомить детей с приёмами наблюдения, исследования, экспериментирования;
- способствовать развитию интереса, любознательности, познавательной мотивации, творческой активности.
Содержание программы
Название занятия Задачи
1. Сыпем, льём
1. Пересыпание крупы -Познакомить детей с правилами занятий;
-Дать представления о свойствах крупы (размер крупинок, форма, цвет, количество: мало/много);
-Дать представление о свойствах бутылки (прозрачная, высокая, пустая, узкое горлышко);
- Научить пересыпать крупу из контейнера в бутылку
2. Изобретение №1 - Воронка - Закрепить навыки пересыпания, знания о свойствах крупы и бутылочки;
- Поставить проблемную задачу: «Как насыпать в бутылочку больше и не просыпать мимо?»;
- Показать детям, как делать воронку из листа бумаги, познакомить со свойствами воронки, научить ей пользоваться
3. Разные крупы - Закрепить навыки пересыпания крупы с помощью воронки и без неё;
- На практике изучить свойства различных круп (рис, речка, пшено) в сравнительном аспекте;
4. Улучшение изобретения – увеличение отверстия воронки - Закрепить навыки пересыпания крупы с помощью воронки и без неё;
- Закрепить знания о свойствах различных круп (рис, речка, пшено);
- Поставить проблемную задачу: «Как насыпать в бутылочку фасоль, если она не проходит в отверстие воронки?»;
- Показать детям, как улучшить изобретение – увеличить отверстие воронки
5. Инструменты: ложка, щипцы, воронка - Закрепить навыки пересыпания крупы с помощью воронки и без неё;
- Закрепить знания о свойствах различных круп (рис, речка, пшено, фасоль);
- Познакомить детей с инструментами, которые можно использовать для пересыпания и перекладывания (ложка, щипцы, воронка);
- Научить пользоваться инструментами
6. Не сыпем, а льём -Дать представления о свойствах воды (бесцветная, прозрачная, мокрая, льётся);
-Научить переливать воду из широкой ёмкости в бутылку с помощью инструментов (воронка, ложка) и без них
Название занятия Задачи
7. Игры в манке - Познакомить детей с манной крупой и её свойствами (белая, мелкая, сыпется);
- Расширить навык пересыпания;
- Познакомить с инструментом «сито» и научить просеивать манку;
- Предложить каждому ребёнку найти сокровище (цветной камешек) + познакомить с понятием «один»;
- Создать коллективную композицию из цветных камешков на подносе с манкой
8. Сыпем и льём - Познакомить с понятиями «плавает», «тонет»;
- Расширить представления о свойствах предметов;
- Расширить сферу применения инструментов (ложки, воронки, сита, щипцов) в действиях с водой;
2. Волшебные бутылочки
9. Много-мало, больше-меньше, тяжелее-легче - Познакомить детей с понятиями «много», «мало», «больше», «меньше», «тяжелое», «лёгкое», «тяжелее». «легче»;
- Сформировать первичные навыки сравнения по количеству, весу;
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
10. Быстрее, медленнее, дальше, ближе - Познакомить детей с понятиями «быстрее», «медленнее», «дальше», «ближе»;
- Расширить диапазон навыков сравнения (по скорости, времени движения);
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Научить катить бутылочки по ровной и наклонной поверхности
11. Дольше - Познакомить детей с понятиями «дольше», «не так долго»;
- Дать детям первичные представления о центробежной силе;
- Расширить диапазон навыков сравнения (по скорости, времени движения);
- Научить крутить бутылочки
12. Есть или нет? - Познакомить детей с прозрачными предметами;
- Научить рассматривать предметы под разным углом и при разной освещённости;
- Закрепить навыки сравнения.
13. Хаос и порядок - Познакомить детей с понятиями «хаос» и «порядок»;
- Учить наблюдать и дожидаться результата;
- Закреплять навыки сравнения;
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
14. Инерция - Познакомить детей с явлением «инерция»;
- Закреплять навыки наблюдения, сравнения, действий с предметами;
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
15. Одинаковый, но разный - Познакомить детей с понятиями «одинаковые», «разные»;
- научить находить сходства и отличия;
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Закрепить умение наблюдать, сравнивать;
Название занятия Задачи
16. Погремушки из бутылок - Закрепить усвоенные навыки;
- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;
- Развивать слуховое внимание
3. Путепроводы
17. Простой путепровод - Дать детям первичные представления о сообщающихся сосудах и траектории падения;
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;
18. Гибкий путепровод - Расширить первичные представления о сообщающихся сосудах и траектории падения;
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;
19. Циркуляционные круги - Расширить первичные представления о сообщающихся сосудах и траектории падения;
- Дать представление об изменении свойств предмета в зависимости от среды (цвет наполнителя меняется в зависимости от цвета бутылки или шланга)
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;
20. Сложный путепровод - I - Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;
- Соорудить 1 линию сложного путепровода;
21. Сложный путепровод - II - Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;
- Соорудить 2 линию сложного путепровода;
22. Сложный путепровод - III - Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;
- Соорудить 3 линию сложного путепровода;
Планируемые результаты
Предметные: знание названий и основного назначения объектов (инструментов, оборудования, материалов, используемых на занятиях;
Метапредметные: владение отдельными приёмами наблюдения, исследования, экспериментирования; расширенный кругозор и представления об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
Личностные: высокий уровень развития познавательных процессов; высокий уровень любознательности, познавательной мотивации, творческой активности.
Формы контроля и оценочные материалы
Формы аттестации: наблюдение и заполнениеПротокола мониторинга достижений детьми результатов освоения программы в начале и конце учебного года.
Формы представления результатов: открытые занятия, продукты, изготавливаемые на занятиях (системы, путепроводы).
Оценочный материал: фото-, видео-отчёт и др.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-технические условия реализации программы
Наличие групповой комнаты или другого помещения со свободным пространством для встреч, где могут размещаться рабочие зоны: для творческой работы (столы, стулья, для активной деятельности (ковёр, свободная поверхность пола).
Последовательное выполнение задач, поставленных программой. Чёткие требования к себе, как к педагогу, выполнению поставленной цели.
Умение использовать свой психолого-педагогический багаж знаний для привлечения к процессу взаимодействия воспитателей и родителей и создание возможности сделать их своими единомышленниками.
Оборудование:чудесный мешок (ящик); контейнеры с крупой (рис, гречка, пшено, манка, фасоль, с водой; подносы; бутылочки; шланги и трубки (гибкие и жёсткие); крепёжный материал (скотч, суперклей, хомуты и т. п.); бутылочки пластмассовые; инструменты: ложка, щипцы, воронка, ножницы; бумага формата А4; инвентарь для уборки: щётка, совок, пылесос, тряпки; краска; детское масло; блёстки, бусины; мягкие шарики; фотоаппарат.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы
Календарный учебный график
Месяц Дата Тема занятия Количество часов Форма контроля
сентябрь Пересыпание крупы 1 Наблюдение
Изобретение №1 - Воронка 1 Наблюдение
октябрь Разныекрупы 1 Наблюдение
Улучшение изобретения – увеличение отверстия воронки 1 Наблюдение
Инструменты: ложка, щипцы, воронка 1 Наблюдение
ноябрь Несыпем, а льём 1 Наблюдение
Игры в манке 1 Наблюдение
Сыпем и льём 1 Наблюдение
декабрь Много-мало, больше-меньше, тяжелее-легче 1 Наблюдение
январь Быстрее,медленнее, дальше, ближе 1 Наблюдение
февраль Дольше 1 Наблюдение
Естьилинет? 1 Наблюдение
Хаос и порядок 1 Наблюдение
март Инерция 1 Наблюдение
Одинаковый, норазный 1 Наблюдение
Погремушкиизбутылок 1 Наблюдение
апрель Простойпутепровод 1 Наблюдение
Гибкийпутепровод 1 Наблюдение
Циркуляционныекруги 1 Наблюдение
май Сложныйпутепровод - I 1 Наблюдение
Сложныйпутепровод - II 1 Наблюдение
Сложныйпутепровод - III 1 Наблюдение
Список источников
1. Бостельман А. ,Финк М. 33 блестящие идеи для детского сада. Делаем игрушки своими руками. – Издательство: Национальное образование, 2015. – 84 с.
2. Бостельман А. ,Финк М. Экспериментируем и играем на подносе. 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду. – Издательство: Национальное образование, 2015. – 72 с.
Электронные образовательные ресурсы
№ Наименование Адрес сайта
1. КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)»
2. Форум «Педагоги России: инновации в образовании»
Протокол
мониторинга достижений детьми результатов освоения программы
Уровни развития на начало года (сентябрь, конец года (май)
Выше среднего - В Низкий - СР Средний - Н