Кривобокова Лидия
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение вокальному пению»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МАШЕНЬКА»
Принята на заседании
Педагогического совета от «…» августа 2022 г. Протокол № 1
«Утверждаю» Заведующий МБДОУ «Детский сад «Машенька» ….
/Ф. И. О. / приказ №
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение вокальному пению»
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Обучение вокальному пению“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Возраст учащихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Кривобокова Лидия Викторовна, музыкальный руководитель
Тамбов, 2022 г.
Оглавление
Информационная карта программы 3
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению» 5
1.1. Пояснительная записка 5
1.2. Цель и задачи программы 6
1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»
1.3.1. Учебный план по программе «Обучение вокальному пению» 10
1.4. Планируемые результаты 12
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»
2.1. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»
13
2.1.1. Календарно-тематическое планирование 1 обучения год 13
2.1.2. Календарно-тематическое планирование 2 год обучения 24
2.1.3. Календарно-тематическое планирование 3 год обучения 35
2.2. Условия реализации программы Материальнотехническое обеспечение программы 45
2.3. Формы аттестации 47
2.3.1. Оценочные материалы
Педагогическая диагностика 47
2.3.2. Методически материалы 48
2.4. Список литературы 49
Информационная карта программы
1. Учреждение МБДОУ «Детский сад «Машенька»
2. Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение вокальному пению»
3. Сведения об авторе-составителе:
3.1. Ф. И. О., должность Кривобокова Л. В., музыкальный руководитель
4. Сведения о программе :
4.1. Нормативная база - Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-
ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок 196);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)
- (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО
- «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации);
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017
- № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
(зарегистрировано в Минюсте
России 18.09.2017 № 48226);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
- обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд. VI.
- Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»)
4.2. Область применения Дополнительное образование
4.3. Направленность Художественная
4.4. Тип программы «Стартовая»
4.5. Вид программы Общеразвивающая
4.6. Возраст учащихся 4-7 лет
4.7. Продолжительность обучения 3 года
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»
1.1 Пояснительная записка
«Обучение вокальному пению» - дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста художественной направленности по овладению воспитанниками вокальными данными, творческими способностями, исполнительским мастерством.
Дополнительная общеразвивающая программа «Обучение вокальному пению» составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная
Концепция);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней, старшей и подготовительной групп. Направлена на формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественно- эстетическом; выявление, развитие и поддержку талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение вокальному пению» разработана на основе программы «Гармония» для детей дошкольного возраста / К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, учебного пособия Квактун Г. Г., Квактун И. Г. «Будем с песенкой дружить (3–7 лет)»
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы : Создание условий для развития и формирования певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивать музыкальность детей в условиях дополнительного образования в ДОУ.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
1. Образовательные задачи
1. Развитие интереса к вокально- исполнительской культуре через эстрадное, народное, академическое пение.
2. Включение в музыкально - исполнительскую деятельность вокальных, слуховых, интонационных навыков, развитие мотивации для успешной реализации своих творческих возможностей.
3. Овладение навыками эстрадного, народного сценического искусства и актерского мастерства.
2. Развивающие задачи
1. Развитие певческих навыков ребенка (дыхания, звукообразования, дикции)
2. Развитие музыкальных способностей детей (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, ладового чувства, слухового представления).
3. Совершенствование голосового аппарата детей, сохранение индивидуальности природного типа детского голоса.
3. Воспитательные задачи
1. Приобщение ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства.
2. Научить красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму.
3. Формирование у воспитанников культуры общения, желания преодолевать психологические комплексы благодаря концертной практике и повышения самооценки.
Актуальность, педагогическая целесообразность
За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.
Спланированная деятельность дополнительной общеразвивающей услуги
«Обучение вокальному пению» позволит воспитанникам развить вокальные данные, что позволит раскрыть творческие певческие способности для
последующего участия в праздниках и конкурсах исполнительского мастерства.
Отличительные особенности программы
Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению» заключается в том, что она основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные, игровые технологии.
Программа предусматривает как индивидуальное умение владения певческими навыками, так и действие в микрогруппах – дуэт, трио, квартет, ансамбль.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста 4-7 лет.
Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).
Сроки реализации программы
Образовательная деятельность рассчитана на 3 года.
Первый - для детей 4-5 лет, второй - для детей 5-6 лет, третий – для детей 6-7 лет. 1 год обучения : 72 часа в год,
2 год обучения : 72 часа в год, 3 год обучения : 72 часа в год.
Формы и режим занятий
Форма обучения : очная
Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с учебным планом в объединениях, сформированных в группы воспитанников одного возраста, являющиеся ансамблем. Состав группы переменный.
Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность – 20 – 30 минут, 8 раз в месяц, 72 часа в год. Занятия проводятся во второй половине дня.
Место проведения – музыкальный зал ДОУ.
Программа включает подразделы :
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции; навыки эмоционально- выразительного исполнения) Артикуляция.
В работе над формированием вокально-хоровых навыков у
дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
- выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
- постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; - умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе. К слуховым навыкам можно отнести:
- слуховой самоконтроль;
- слуховое внимание;
- дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения; - представления о певческом правильном звуке и способах его образования. Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую техникура спределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
- короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
- опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами; - спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
С целью выработки навыка выразительной дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам.
Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально- эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
- выразительностью мимики лица;
- выражением глаз;
- выразительностью движения и жестов; - тембровой окраской голоса:
- динамическими оттенками и особенностью фразировки;
- наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Основной формой организации деятельности детей в ДОУ, являются кружковые занятия.
Структура специально организованного певческого занятия детей 4-5 лет.
1. Восприятие музыки (2 минуты) - прослушивание музыкального произведения.
2. Развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков (5 минут) – распевание, упражнения для развития дыхания, звукообразования, дикции.
3. Песенное творчество (2 минуты) – игровые, импровизационные упражнения для нахождения интонации.
4. Певческая установка (1 минута) – положение головы, корпуса, рук.
5. Работа над песней. (10 минут) – разбор текста песни, разучивание музыкального произведения, работа с труднопроизносимыми словами, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью исполнения, пение под фонограмму с микрофоном.
Структура специально организованного певческого занятия детей 5-7 лет.
1. Восприятие музыки (2 - 3 минуты) - прослушивание музыкального произведения.
2. Развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков (8-9 минут) – распевание, упражнения для развития дыхания, звукообразования, дикции.
3. Песенное творчество (2 минуты) – игровые, импровизационные упражнения для нахождения интонации.
4. Певческая установка (1 минута) – положение головы, корпуса, рук.
5. Работа над песней. (12-15 минут) – разбор текста песни, разучивание музыкального произведения, работа с труднопроизносимыми словами, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью исполнения, пение под фонограмму с микрофоном.
1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»
1.3.1. Учебный план по программе «Обучение вокальному пению»
№
п/п Название раздела, Темы Количество часов Формы
аттестации
/контроля
Всего Теория Практика
1 Вводная беседа 1 1 беседа,
прослушивание музыкальных произведений, опрос
«Музыкальная подготовка»
2 Развитие музыкального слуха 1 7 Творческая работа, дидактические игры
3 Развитие музыкальной памяти 8 1 7 Практическая, дидактические игры.
4 Развитие чувства ритма 8 1 7 Практическая, дидактические игры.
«Вокальная работа»
5 Прослушивание голосов 1 1 Индивидуальная
6 Певческая установка.
Дыхание. 12 1 11 Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
7 Распевание 10 0 10 Фронтальная, практическая, игровая.
8 Дикция 10 0 10 Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
9 Работа с вокалистами над репертуаром 14 0 14 Коллективная, концерт, конкурс.
Итого часов 72 5 67
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка.
Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальная подготовка
Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры. Тема2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры. Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Форма.
Практическая, дидактические игры.
Вокальная работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Форма. Индивидуальная работа. Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся.
Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Форма. Коллективная, концерт, конкурс.
1.4. Планируемые результаты 1 год обучения.
По окончании первого года обучения :
- у детей появится интерес к музыкальной культуре и к вокальному пению;
- дети научатся правильно пользоваться певческим дыханием;
- дети будут использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации;
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными; - у детей развивается музыкальный слух и умение владения голосом;
- разовьётся умение работать в коллективе. 2 год обучения.
По окончании второго года обучения дети :
- будут иметь представление о певческой установке, дыхании, дикции, будут уметь правильно пользоваться певческим дыханием, пользоваться правильной постановкой корпуса при пении.
- будут уметь петь вокальные произведения в диапазоне (ре – до 2, овладеют дикцией в народном, эстрадном пении
- получат навыки работы с микрофоном, фонограммой без голоса (минус) - будет сформирована устойчивая потребность к исполнению песен, художественному воплощению музыкального образа произведения.
- будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества любви к народной и современной музыке.
3 год обучения.
По окончании третьего года обучения дети :
- проявляют устойчивый интерес к вокальному творчеству;
- способны повторить мелодию; анализировать предлагаемый текст музыкального произведения;
- овладели навыками правильного дыхания, делают спокойный ровный вдох и выдох, поют короткие фразы и попевки на одном дыхании; поют по
требованию педагога легко, мягко, нежно, отрывисто.
- демонстрируют понимание правил поведения на сцене.
- способны самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о продукте своей творческой деятельности;
- способны к эмоциональному реагированию и отклику на музыкальное произведение или его фрагмент; способны выражать свое личное эмоциональное отношение к событиям
нашедшим свое отражение в песне, музыке.
Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»
2.1. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»
Объем программы составляет 216 часов.
Занятия первого года обучения начинаются 01.09.2022 года и заканчиваются 31.05.2023 года, 36 учебных недель, 72 часа.
Занятия второго обучения начинаются с 01.09.2022 года и заканчиваются 31.05.2023 года, 36 учебных недель, 72 часа
Занятия третьего обучения начинаются с 01.09.2022 года и заканчиваются 31.05.2023 года, 36 учебных недель, 72 часа
Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность – 20-30 минут, 8 раз в месяц, 72 часа в год. Занятия проводятся во второй половине дня.