прорм
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир волшебных красок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа «Мир волшебных красок» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования СанПиН, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения.
Направленность программы
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Мир волшебных красок“» размещена в разделах
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по нетрадиционным техникам рисования «Мир волшебных красок».
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно - творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Отличительные особенности программы от уже существующих
Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучение нетрадиционными техниками рисования.
Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Адресат программы
Программа предназначена для детей подготовительной группы (6 - 7 лет).
Условия приема – принимаются все желающие.
Объем программы
Курс рассчитан на 18 часов.
Форма организации образовательного процесса: - очная.
Практические и теоретические занятия
Виды занятий
1. Классическое занятие
По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.
2. Комплексное (комбинированное занятие)
Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).
3. Тематическое занятие
Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.
4. Итоговое или контрольное занятие
Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).
5. Экскурсия
В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.
6. Коллективное творческое дело
Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.
7. Занятие-творчество
Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).
8. Занятие-путешествие
Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».
Срок освоения программы -1 год.
Режим занятий: - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в подготовительной группе -30 мин.
Цели и задачи по реализации программы
Цель программы : Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
в воспитании:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность;
- формировать нравственные и этические чувства;
- формировать у воспитанников навыки в рисовании, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения и коммуникативных навыков.
в развитии:
- развивать творчество и фантазию детей;
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. обращать внимание воспитанников на выразительные средства. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора;
- расширять знания детей об изобразительном искусстве;
в обучении:
- обучить техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов и техник;
- знакомить детей с различными видами росписи и живописи;
- учить дарить счастье творчества, быть счастливым от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.
Планируемые результаты:
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Развитие креативности.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Развитие общей ручной умелости.
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
Техническое оснащение.
Материально-техническое оснащение: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов, водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная или интерактивная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.
В качестве дидактического материала необходимо иметь:
1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.
2. Тематические образцы изделий.
3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
4. Детская литература с иллюстрациями художников.
5. Фотографии диких и домашних животных.
6. Литература по искусству.
7. Психолого-педагогическая литература
Формы аттестации, контроля: Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.
Учебный план
Учебно-тематический план программы - это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам:
1. Вводное занятие
2. «Чем работает художник»
3. «Изобразительное искусство и мир природы»
4. «Мои любимые животные»
5. «Искусство в твоем доме»
6. «Вглядываясь в человека»
7. Итоговое занятие
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория. Беседа. Цель и задачи курса. Режим работы. План занятий. Входная диагностика. Инструктаж. Знакомство с правилами безопасности поведения на занятиях. Беседа о правилах дорожного движения, противопожарной безопасности. Игра «Расскажи мне о себе» и «Палитра»
2. Чем работает художник
Теория. Беседа, понятие о хроматической и ахроматической гамме красок; эскизе, рисунке, живописи и различных нетрадиционных изобразительных техник. Экскурсия – наблюдение явлений природы. Демонстрация слайдов с изображением работ великих художников. Практическая работа: рисунок с помощью различных нетрадиционных изобразительных техник.
- работа различными материалами (гуашь, акварель, свеча, различные печатки) – основные и дополнительные цвета (беседа);
- изображение состояния стихий (кисти, различные печатки, свеча);
- бумага, ножницы, клей (обрывание и скатывание бумаги);
- самостоятельная деятельность с применением новых нетрадиционных изобразительных техник (кляксография, тиснение, монотипия, граттаж, отпечатки листьев);
- игра «Знатоки искусства». Выставка работ обучающихся и их презентация автором.
3. Мои любимые животные
Теория. Беседа. Игра «Мои любимые животные», слушание классической музыки. Наблюдение за животными. Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.
Практическая работа (живопись, гуашь, рисунок, карандаш, различные печатки).
- как живут животные (изображение в естественной среде);
- какие они бывают (использование нетрадиционных изобразительных техник);
- в каких сказках встречаются (гуашь, тушь, различные печатки);
- «Мое любимое животное» (самостоятельная деятельность, выставка работ
4. Изобразительное искусство и мир природы
Теория. Беседа о жанрах пейзажа и о средствах художественной выразительности живописи (воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство). Просмотр слайдов известных художников.
Практическая работа по рисунку, композиции, живописи и нетрадиционным изобразительным техникам.
- познание окружающей жизни – основа изобразительной деятельности человека – композиция, зарисовки, эскизы;
- художники и мир природы – живопись. Беседа о разновидностях пейзажа (сельский, городской, настроения, морской, о средствах художественной выразительности;
- индивидуальная работа – наблюдение, фантазирование;
- выставка лучших работ и их презентация автором.
5. Искусство в твоем доме
Теория. Беседа – «Земля мастеров». Демонстрация работ прикладного искусства, красиво оформленных предметов быта. Демонстрация слайдов с изображением народной игрушки (Городец, Дымково, предметов народных промыслов (Гжель, Хохлома и др.). Слушание народных сказок, пословиц, поговорок, народной музыки.
Практическая работа: роспись, работа с нетрадиционными техниками.
- народные промыслы – беседа о народных промыслах;
- матрешка, сувениры – знакомство с матрешками: Семеновской, из Полхова-Майдана. Эскиз и рисунок;
- твои игрушки – рисунок, роспись;
- предметы быта – беседа о посуде, ее форме, декоре. Иллюстрации – рисунок, живопись;
- изготовление коллективного панно «Земля мастеров»
6. Вглядываясь в человека
Теория. Беседа о красоте человека (внутренний мир и физическая красота). Анализ рисунков и портретов известных художников. Практическая работа по рисунку и живописи. Беседа о музеях мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо).
- портрет в графике рисунок (карандаш). Беседа о красоте человека. Анатомия человека.
Практическая работа: пропорции, индивидуальность. Работа с фигурками, зарисовки с натуры и по памяти;
- портрет с помощью нетрадиционных изобразительных техник и материалов;
- музеи мира – беседа;
- коллективное панно «Сказочные герои».
7. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Организация выставки лучших работ детей и их презентация автором.
Методическое обеспечение программы
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
библиотека;
игротека;
аудиотека;
фонотека.
Методические материалы:
1. Богатый выбор демонстрационного материала;
2. Изобразительные материалы:
- краски гуашь и акварель;
- мелки восковые;
- пастель;
- масленые карандаши;
- кисти 3-х размеров;
- цветные карандаши и пр.
3. Разнообразие материалов для нетрадиционных форм рисования:
- трубочки;
- заостренные палочки;
- перо, ручки;
- поролоновая губка;
- ватные палочки;
- различные печатки (пробки; фигурки, вырезанные из ластика и др.);
- цветная бумага, салфетки;
- пластилин и многое другое.
Методы, которыми мы будем пользоваться:
- Практические.
- Наглядные.
- Словесные.
К практическим методам относятся: упражнения, игры, моделирование. Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на: конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок и рассматривание с описанием).
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.
Следует активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение. И т. д.
Кроме того, необходимо живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Обучение изобразительной деятельности с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений. В процессе обучения внимание ребят обращается не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Следует учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре, выразительность силуэта в аппликации.
Формы, приемы и методы занятий по разделам.
1. Первое занятие – вводное проводится в форме беседы. Используется словесный и один из практических методов – игра. Активизировать внимание воспитанников с помощью стимула музыкальное сопровождение.
2.«Чем работает художник». Форма: занятие-осмысление. Методы: словесный, наглядный и практический (художественного и эмоционального воздействия, обследования, наблюдение, показ способов изображения элементов, игра). Активизация внимания: сюрпризные моменты.
3.«Изобразительное искусство и мир природы». Формы: серии занятий, связанных одной темой. Методы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный и практический (художественного и эмоционального воздействия, наблюдение, игра). Активизация внимания: музыкальное сопровождение, просьба о помощи.
4.«Мои любимые животные». Формы: занятие-путешествие в мир сказки. Методы: словесный и наглядно-зрительный (беседа, рассказ, наблюдение, обследование, объяснительно-иллюстративный, сопоставление). Активизация внимания: игровой момент, сюрпризный момент.
5.«Искусство в твоем доме». Форма: художественное событие. Методы: словесный, наглядный, практический, метод построения эмоционально-образной драматургии урока (объяснительно-иллюстративный, обследование, сопоставление, показ способов изображения элементов, игра). Активизация внимания: музыкальное сопровождение, сюрпризный момент.
6.«Вглядываясь в человека». Форма: занятие-осмысление. Методы: наглядный, практический, метод построения эмоционально-образной драматургии урока (объяснительно-иллюстративный, обследование, наблюдение, беседа, сопоставление, показ способов изображения элементов, игра). Активизация внимания: сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.
7. Итоговое занятие. Выставка за год. Форма: художественное событие. Методы: художественного и эмоционального воздействия, наблюдение, игра, объяснительно-иллюстративный. Активизация внимания: игровой момент.
В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).
Для закрепления полученных знаний проводится дидактические игры и упражнения по изучаемой теме.
Список литературы
1. Воспитатель ДОУ (журнал) №3/2008 (с. 74-7.8)
2. Грибовская А. А. Юмор в изобразительной деятельности дошкольников.
3. Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2007. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. К. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М. : Педагогическое общество России, 2005.
6. Котляр В. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. – К. : Рад. шк., 1986.
7. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2007.
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / сост. Е. П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2007.