МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир волшебных красок»

прорм
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир волшебных красок»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Программа «Мир волшебных красок» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования СанПиН, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения.

Направленность программы

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Мир волшебных красок“» размещена в разделах

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по нетрадиционным техникам рисования «Мир волшебных красок».

Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно - творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Отличительные особенности программы от уже существующих

Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучение нетрадиционными техниками рисования.

Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Адресат программы

Программа предназначена для детей подготовительной группы (6 - 7 лет).

Условия приема – принимаются все желающие.

Объем программы

Курс рассчитан на 18 часов.

Форма организации образовательного процесса: - очная.

Практические и теоретические занятия

Виды занятий

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

3. Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.

7. Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

8. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

Срок освоения программы -1 год.

Режим занятий: - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в подготовительной группе -30 мин.

Цели и задачи по реализации программы

Цель программы : Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

в воспитании:

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность;

- формировать нравственные и этические чувства;

- формировать у воспитанников навыки в рисовании, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения и коммуникативных навыков.

в развитии:

- развивать творчество и фантазию детей;

- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. обращать внимание воспитанников на выразительные средства. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора;

- расширять знания детей об изобразительном искусстве;

в обучении:

- обучить техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов и техник;

- знакомить детей с различными видами росписи и живописи;

- учить дарить счастье творчества, быть счастливым от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

Планируемые результаты:

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

- Развитие креативности.

- Индивидуальный «почерк» детской продукции.

- Способность к активному усвоению художественного опыта.

- Развитие общей ручной умелости.

- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.

- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

Техническое оснащение.

Материально-техническое оснащение: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов, водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная или интерактивная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.

В качестве дидактического материала необходимо иметь:

1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.

2. Тематические образцы изделий.

3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.

4. Детская литература с иллюстрациями художников.

5. Фотографии диких и домашних животных.

6. Литература по искусству.

7. Психолого-педагогическая литература

Формы аттестации, контроля: Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.

Учебный план

Учебно-тематический план программы - это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам:

1. Вводное занятие

2. «Чем работает художник»

3. «Изобразительное искусство и мир природы»

4. «Мои любимые животные»

5. «Искусство в твоем доме»

6. «Вглядываясь в человека»

7. Итоговое занятие

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие.

Теория. Беседа. Цель и задачи курса. Режим работы. План занятий. Входная диагностика. Инструктаж. Знакомство с правилами безопасности поведения на занятиях. Беседа о правилах дорожного движения, противопожарной безопасности. Игра «Расскажи мне о себе» и «Палитра»

2. Чем работает художник

Теория. Беседа, понятие о хроматической и ахроматической гамме красок; эскизе, рисунке, живописи и различных нетрадиционных изобразительных техник. Экскурсия – наблюдение явлений природы. Демонстрация слайдов с изображением работ великих художников. Практическая работа: рисунок с помощью различных нетрадиционных изобразительных техник.

- работа различными материалами (гуашь, акварель, свеча, различные печатки) – основные и дополнительные цвета (беседа);

- изображение состояния стихий (кисти, различные печатки, свеча);

- бумага, ножницы, клей (обрывание и скатывание бумаги);

- самостоятельная деятельность с применением новых нетрадиционных изобразительных техник (кляксография, тиснение, монотипия, граттаж, отпечатки листьев);

- игра «Знатоки искусства». Выставка работ обучающихся и их презентация автором.

3. Мои любимые животные

Теория. Беседа. Игра «Мои любимые животные», слушание классической музыки. Наблюдение за животными. Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.

Практическая работа (живопись, гуашь, рисунок, карандаш, различные печатки).

- как живут животные (изображение в естественной среде);

- какие они бывают (использование нетрадиционных изобразительных техник);

- в каких сказках встречаются (гуашь, тушь, различные печатки);

- «Мое любимое животное» (самостоятельная деятельность, выставка работ

4. Изобразительное искусство и мир природы

Теория. Беседа о жанрах пейзажа и о средствах художественной выразительности живописи (воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство). Просмотр слайдов известных художников.

Практическая работа по рисунку, композиции, живописи и нетрадиционным изобразительным техникам.

- познание окружающей жизни – основа изобразительной деятельности человека – композиция, зарисовки, эскизы;

- художники и мир природы – живопись. Беседа о разновидностях пейзажа (сельский, городской, настроения, морской, о средствах художественной выразительности;

- индивидуальная работа – наблюдение, фантазирование;

- выставка лучших работ и их презентация автором.

5. Искусство в твоем доме

Теория. Беседа – «Земля мастеров». Демонстрация работ прикладного искусства, красиво оформленных предметов быта. Демонстрация слайдов с изображением народной игрушки (Городец, Дымково, предметов народных промыслов (Гжель, Хохлома и др.). Слушание народных сказок, пословиц, поговорок, народной музыки.

Практическая работа: роспись, работа с нетрадиционными техниками.

- народные промыслы – беседа о народных промыслах;

- матрешка, сувениры – знакомство с матрешками: Семеновской, из Полхова-Майдана. Эскиз и рисунок;

- твои игрушки – рисунок, роспись;

- предметы быта – беседа о посуде, ее форме, декоре. Иллюстрации – рисунок, живопись;

- изготовление коллективного панно «Земля мастеров»

6. Вглядываясь в человека

Теория. Беседа о красоте человека (внутренний мир и физическая красота). Анализ рисунков и портретов известных художников. Практическая работа по рисунку и живописи. Беседа о музеях мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо).

- портрет в графике рисунок (карандаш). Беседа о красоте человека. Анатомия человека.

Практическая работа: пропорции, индивидуальность. Работа с фигурками, зарисовки с натуры и по памяти;

- портрет с помощью нетрадиционных изобразительных техник и материалов;

- музеи мира – беседа;

- коллективное панно «Сказочные герои».

7. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Организация выставки лучших работ детей и их презентация автором.

Методическое обеспечение программы

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

библиотека;

игротека;

аудиотека;

фонотека.

Методические материалы:

1. Богатый выбор демонстрационного материала;

2. Изобразительные материалы:

- краски гуашь и акварель;

- мелки восковые;

- пастель;

- масленые карандаши;

- кисти 3-х размеров;

- цветные карандаши и пр.

3. Разнообразие материалов для нетрадиционных форм рисования:

- трубочки;

- заостренные палочки;

- перо, ручки;

- поролоновая губка;

- ватные палочки;

- различные печатки (пробки; фигурки, вырезанные из ластика и др.);

- цветная бумага, салфетки;

- пластилин и многое другое.

Методы, которыми мы будем пользоваться:

- Практические.

- Наглядные.

- Словесные.

К практическим методам относятся: упражнения, игры, моделирование. Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на: конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок и рассматривание с описанием).

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.

Следует активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение. И т. д.

Кроме того, необходимо живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Обучение изобразительной деятельности с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений. В процессе обучения внимание ребят обращается не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Следует учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре, выразительность силуэта в аппликации.

Формы, приемы и методы занятий по разделам.

1. Первое занятие – вводное проводится в форме беседы. Используется словесный и один из практических методов – игра. Активизировать внимание воспитанников с помощью стимула музыкальное сопровождение.

2.«Чем работает художник». Форма: занятие-осмысление. Методы: словесный, наглядный и практический (художественного и эмоционального воздействия, обследования, наблюдение, показ способов изображения элементов, игра). Активизация внимания: сюрпризные моменты.

3.«Изобразительное искусство и мир природы». Формы: серии занятий, связанных одной темой. Методы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный и практический (художественного и эмоционального воздействия, наблюдение, игра). Активизация внимания: музыкальное сопровождение, просьба о помощи.

4.«Мои любимые животные». Формы: занятие-путешествие в мир сказки. Методы: словесный и наглядно-зрительный (беседа, рассказ, наблюдение, обследование, объяснительно-иллюстративный, сопоставление). Активизация внимания: игровой момент, сюрпризный момент.

5.«Искусство в твоем доме». Форма: художественное событие. Методы: словесный, наглядный, практический, метод построения эмоционально-образной драматургии урока (объяснительно-иллюстративный, обследование, сопоставление, показ способов изображения элементов, игра). Активизация внимания: музыкальное сопровождение, сюрпризный момент.

6.«Вглядываясь в человека». Форма: занятие-осмысление. Методы: наглядный, практический, метод построения эмоционально-образной драматургии урока (объяснительно-иллюстративный, обследование, наблюдение, беседа, сопоставление, показ способов изображения элементов, игра). Активизация внимания: сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.

7. Итоговое занятие. Выставка за год. Форма: художественное событие. Методы: художественного и эмоционального воздействия, наблюдение, игра, объяснительно-иллюстративный. Активизация внимания: игровой момент.

В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).

Для закрепления полученных знаний проводится дидактические игры и упражнения по изучаемой теме.

Список литературы

1. Воспитатель ДОУ (журнал) №3/2008 (с. 74-7.8)

2. Грибовская А. А. Юмор в изобразительной деятельности дошкольников.

3. Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2007. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2008.

4. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. К. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М. : Педагогическое общество России, 2005.

6. Котляр В. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. – К. : Рад. шк., 1986.

7. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2007.

9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / сост. Е. П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир волшебных красок»
Опубликовано: 18 января 2021 в 21:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир волшебных красок»» (включая файлы) размещена пользователем прорм в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД