Соломина Юлия Николаевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветная карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Цветная карусель»
(программа творческого объединения «Цветная карусель»)
Возраст детей 6-10 лет
Срок реализации 3 года
Автор - составить:
Соломина Юлия Николаевна
педагог дополнительного образования
г. Оренбург, 2011
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Цветная карусель“» размещена в разделах
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Направленность дополнительной программы «Цветная карусель» 3
1.1.2. Актуальность дополнительной образовательной программы «Цветная карусель» 3
1.1.3. Отличительные особенности программы 3
1.1.4. Адресат программы 4
1.1.5. Объем и сроки реализации программы 5
1.1.6. Формы обучения 5
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса 5
1.1.8. Режим занятий 5
1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Цветная карусель» 5
1.3. Содержание программы 6
1.3.1. Учебный план 1 год обучения 6
1.3.2. Учебный план 2 год обучения 7
1.3.3. Учебный план 3 год обучения 8
1.3.4. Учебный план индивидуальное обучение 8
1.3.5. Содержание учебного плана 1 год обучения 9
1.3.6. Содержание учебного плана 2 год обучения 16
1.3.7. Содержание учебного плана 3 год обучения 23
1.3.8. Содержание учебного плана индивидуальное обучение 29
1.4. Планируемые результаты 32
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 34
2.1. Календарный учебный график 34
2.2. Условия реализации программы 51
2.2.1. Материально-техническое обеспечение 51
2.2.2. Информационное обеспечение 52
2.2.3. Кадровое обеспечение 52
2.3. Формы аттестации 52
2.3.1. Формы отслеживания образовательных результатов 52
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов 52
2.4. Оценочные материалы 53
2.5. Методические материалы 54
2.5.1. Особенности организации образовательного процесса 54
2.5.2. Методы обучения 55
2.5.3. Формы организации образовательного процесса 55
2.5.4. Формы организации учебного занятия 56
2.5.5. Педагогические технологии 56
2.5.6. Алгоритм подготовки к учебному занятию 56
2.5.7. Дидактические материалы 57
2.5.8. Наглядный материал 57
3. Список литературы 57
3.1. Основная и дополнительная учебная литература 57
3.2. Литература для детей и родителей 58
Приложение 59
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы
Программа по аппликации «Цветная карусель» имеет художественную направленность и предназначена для детей младшего школьного возраста. Программа по аппликации "Цветная карусель" способствует раскрытию творческих способностей ребёнка. Программа «Цветная карусель» имеет базовый уровень сложности в соответствии с положениями Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации 4 сентября 2014г. №1726-р.
1.1.2. Актуальность дополнительной образовательной программы «Цветная карусель»
Современный уровень развития общества, совершенствование производства, изменение технической и материальной базы ставят перед системой дополнительного образования задачу формирования творческой личности. Способность принимать самостоятельно решения, определять направление своей деятельности, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного самообразования – эти навыки и умения помогут адаптироваться в быстроменяющихся условиях современности.
Все достижения человечества в сфере науки, техники, просвещения, искусства и других областей духовной жизни в совокупности составляют культуру общества. Сама культура тесно связана с творческой деятельностью людей. Именно творчество обеспечивает прогресс культуры, проявление новых материальных и духовных ценностей в обществе.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке и практике накоплен значительный опыт о проблеме развития творческих способностей воспитанников. Вместе с тем обозначенная проблема не нашла должного освещения в контексте развития творческих способностей младших школьников средствами аппликации, о чём свидетельствует недостаточное количество исследований по данной проблеме. Данное несоответствие обозначает актуальность программы «Цветная карусель».
Актуальность программы «Цветная карусель» обусловлена социальным заказом: родители воспитанников выразили заинтересованность в развитии мелкой моторики детей и активизации их творческого потенциала. (Приложение №2).
Нормативно-правовой базой для разработки программы послужили следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 года № 1008); программа «Цветная карусель» учитывает требования ФГОС, образуя единое понятийное поле художественно - эстетической деятельности (по программе) и основным (школьным) образованием, что нашло отражение в расширении межпредметных связей со школьными дисциплинами: историей, математикой, литературой, технологией; СанПин 2.3.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждён постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (2015 г.); Программа спроектирована с учетом методических рекомендаций, указанных в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2015 г. (№ 09-3242, структура программы соответствует требованиям этого документа.
1.1.3. Отличительные особенности программы
Аппликация (лат. application – прикладывание) считается одним из древнейших видов декоративно-прикладного творчества, основанного на вырезании различных форм из определённого вида материала и их наклеивания или пришивания на другой материал, являющийся основой изделия.
В настоящее время в общеобразовательных школах на уроках технологии и изобразительного искусства аппликация изучается фрагментарно. Программа Геронимус Т. М. «Уроки труда в 1-4 классах» (г. Москва) представляет собой комплекс занятий, на которых учащиеся изготавливают изделия из бумаги, картона, текстильных материалов, древесины и фанеры, природных материалов, проволоки. Программа Просняковой Т. Н., Мухиной Е. А. «Творческая мастерская» (г. Волгоград) носит характер развивающего обучения и направлена на развитие конструктивного и образного мышления; программа Рагозиной Т. М., Гринёвой А. А. «Технология», программа Конышева Н. М. «Технология» предназначена для учащихся 1-4классов, направлена на обработку природного, искусственного и синтетических материалов. Но ограничение во временных рамках (один раз в неделю по 45 минут, не дают той широты возможностей, которыми владеет дополнительное образование.
В «Концепции модернизации российского образования» сказано: «. важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи». Взаимосвязь школьного художественно-эстетического образования с системой дополнительного образования существенно увеличивает творческое развитие детей.
В сфере дополнительного образования существует ряд программ по декоративно-прикладному творчеству, направленных на развитие творческих способностей детей, которые включают разделы по аппликации, оригами, бисеронизанию, рисованию, бумагопластике. Среди них программа Доний Е. В. «Волшебство бумаги» (ЦЭВД г. Оренбург, программа Жмуриной А. А. «Сделай мир цветным», программа Смаковой А. Г. «Радуга» (ДТДиМ г. Оренбург, программа Ивановой Н. В. «Сувенир» (ДТДиМ г. Оренбург).
В отличие от вышеперечисленных программ, программа «Цветная карусель» направлена на развитие творческих способностей средствами аппликационной деятельности. Использование широкого спектра видов материалов (бумага, природный и бросовый материалы) позволяет осуществить перенос универсальных учебных действий в новые условия, что обеспечивает их более полное усвоение и возможность реализации на творческом уровне и вызовет интерес к данному виду деятельности у воспитанников.
Программа «Цветная карусель» выделяет классификацию аппликационных работ:
- по виду материалов (природные – листья, цветы, семена; бросовые, бумажные, текстильные);
- по цвету (монохроматические (силуэтные) и полихроматические);
- по содержанию изображения (предметные, сюжетные (тематические, орнаментальные (геометрические, растительные, зооморфные);
- по характеру изображения (натуралистические, декоративно-прикладные, символические);
- по степени прилегания деталей к основе (плоская, объёмная (выпуклая, торцевая, ребристая);
- по способу разметки деталей (воображаемые действия «на глаз», сгибанием и складыванием);
- по способу изготовления деталей (по готовым формам (природные, оторванные, вырезанные);
- по способу модификации деталей (немодифицированные (плоские готовые формы и детали, модифицированные (вырезанные, выгнутые, согнутые, скрученные, комбинированные;
- по способам придания готовой формы (сушки) (под прессом, врастяжку).
1.1.4. Адресат программы
К освоению дополнительной общеобразовательной программы допускаются все дети без исключения, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности.
Рекомендуемый возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы - от 6 до 10 лет.
В программе учитываются основные психофизические новообразования этого возраста: интенсивное развитие и формирование всех познавательных процессов, как произвольных и осознанных, их интеллектуализация и внутреннее понимание, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; готовность к осознанию своих собственных изменений в процессе учебной деятельности; развитие системы собственных отношений.
Для младшего школьного возраста характерно:
-обязательное развитие мелкой моторики рук: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» (К. Д. Ушинский);
-частая смена деятельности;
-обязателен конечный результат (изделие, поделка, продукт).
1.1.5. Объём и сроки освоения программы
Программа рассчитана 432 часа на 3 года обучения.
1год – 144 часа
2год – 216 часов
3год – 216 часов
Объем учебной нагрузки разработан в соответствии с Уставом учреждения и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1.1.6. Формы обучения
Занятия проводятся в форме очного обучения (Закон № 273-ФЗ, гл. 2 ст. 17, п. 2). Очная форма, т. к. обучение аппликации имеет специфику непосредственного общения педагога и обучающегося.
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса
В работе творческого объединения используются разные формы учебных занятий. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а воспитанникам создаёт условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.
1.1.8. Режим занятий
Объем учебной нагрузки разработан в соответствии с Уставом учреждения и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологическими правилами 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014.
Занятия проводятся:
1год – 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность учебного часа равна 45 минут);
2год – 3 раза в неделю по 2 часа (продолжительность учебного часа равна 45 минут);
3год – 3 раза в неделю по 2 часа (продолжительность учебного часа равна 45 минут).
1.2. Цель и задачи
Цель: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами аппликации.
Задачи:
предметные:
- формировать представление об основах цветоведения и композиции;
- сформировать знания, умения и навыки в области технологии выполнения работ средствами аппликации.
метапредметные:
- формировать универсальные учебные действия;
-расширять сенсорный опыт (сравнение деталей по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия);
-поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, справочники, интернет) в разных формах (иллюстрации, тексты о животных, птицах, насекомых, растениях);
-использовать общие приёмы и эффективные способы (анализ, сравнение, сопоставление) для решения задач.
личностные:
-развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание;
-способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;
-воспитывать умение работать в коллективе;
-воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать трудолюбие, аккуратность;
-формировать необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни;
-владение эффективными способами организации свободного времени (посещение выставок, театра);
-умение ориентироваться в современном мире и осознавать в нём свою роль и предназначение.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ Темы разделов Кол-во часов
1 год Кол-во часов
2 год Кол-во часов
3 год
Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего
1 Вводное занятие «Открывая мир чудес». 1 1 2 1 1 2 1 1 2
2 «Фантазии из листьев и не только…» (аппликация из природного и бросового материалов). 4 26 30 4 26 30 4 18 22
3 «Мир чудес» (многообразие видов аппликации). 2 16 18 2 12 14 2 16 18
4 «Новогодний калейдоскоп». 2 16 18 8 24 32 14 34 48
5 «Школа волшебников» (сюжетные работы). 8 40 48 34 50 84 28 44 72
6 «Примите поздравления» (открытки к любому празднику). 4 16 20 8 40 48 8 40 48
7 Экскурсии, выставки, праздники. 2 4 6 2 2 4 2 2 4
8 Итоговое занятие. 1 1 2 1 1 2 1 1 2
9 Итого: 24 120 144 60 156 216 60 156 216
1.3.1. Учебный план 1 год обучения
№
п / п Название раздела,
темы Количество часов Формы аттестации /
контроля
В Т П
1 Вводное занятие «Открывая мир чудес». 2 1 1 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
2 «Фантазии из листьев и не только…» (аппликация из природного и бросового материалов). 30 4 26 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
3 «Мир чудес» (многообразие видов аппликации). 18 2 16 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
4 «Новогодний калейдоскоп». 18 2 16 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
5 «Школа волшебников» (сюжетные работы). 48 8 40 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
6 «Примите поздравления» (открытки к любому празднику). 20 2 18 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
7 Экскурсии, выставки, праздники. 6 2 4 Наблюдение.
8 Итоговое занятие. 2 1 1
Выставка работ.
9 Итого: 144 24 120
Учебный план 2 год обучения
№
п / п Название раздела,
темы Количество часов Формы аттестации /
контроля
В Т П
1 Вводное занятие «Открывая мир чудес». 2 1 1 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
2 «Фантазии из листьев и не только…» (аппликация из природного и бросового материалов). 30 4 26 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
3 «Мир чудес» (многообразие видов аппликации). 14 2 12 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
4 «Новогодний калейдоскоп». 32 8 24 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
5 «Школа волшебников» (сюжетные работы). 84 34 50 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
6 «Примите поздравления» (открытки к любому празднику). 48 8 40 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
7 Экскурсии, выставки, праздники. 2 2 4 Наблюдение.
8 Итоговое занятие. 2 1 1
Выставка работ.
9 Итого: 216 60 156
Учебный план 3 год обучения
№
п / п Название раздела,
темы Количество часов Формы аттестации /
контроля
В Т П
1 Вводное занятие «Открывая мир чудес». 2 1 1 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
2 «Фантазии из листьев и не только…» (аппликация из природного и бросового материалов). 22 4 18 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
3 «Мир чудес» (многообразие видов аппликации). 18 2 16 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
4 «Новогодний калейдоскоп». 48 14 34 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
5 «Школа волшебников» (сюжетные работы). 72 28 44 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
6 «Примите поздравления» (открытки к любому празднику). 48 8 40 Тест, кроссворд,
устный опрос,
практическая работа,
наблюдение,
выставка работ.
7 Экскурсии, выставки, праздники. 4 2 2 Наблюдение.
8 Итоговое занятие. 2 1 1
Выставка работ.
9 Итого: 216 18 122
1.4. Планируемые результаты
Программа «Цветная карусель» обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов, заложенных в ФГОС. Достижение обучающимися планируемых результатов определяются на основании Закона № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5.
Планируемые результаты освоения программы «Цветная карусель» отслеживаются по нескольким компонентам: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный, что позволяет определить динамическую картину формирования духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала обучающегося, его способности эмоционального оценивания объектов и явлений окружающей действительности.
Требования к знаниям и умениям.
обучающиеся будут знать:
• об истории возникновения аппликации как искусства;
• правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
• правила личной гигиены;
• правила работы с природным и бросовым материалами;
• виды бумаги и её назначение;
• технологические операции ручной обработки бумаги и картона;
• последовательность выполнения заданий;
• правила разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);
• правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
• правила аккуратной работы с клеем;
• названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон).
обучающиеся будут уметь:
• составлять композиции;
• передавать объём и пространственное положение предметов;
• выполнять тематические композиции на цветном фоне;
• правильно собирать, обрабатывать и хранить природный материал;
• экономно расходовать бумагу при разметке;
• выбирать бумагу с различными свойствами;
• аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
• самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию.
обучающиеся будут владеть:
• приё мами рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, канцелярского ножа;
• навыками работы с клеем, с шаблонами;
• навыками основными технологическими операциями ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, резание ножницами и канцелярским ножом, многослойное складывание, изгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей, сушка;
• навыками резать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертаний предмета (геометрические фигуры по разметке, простые листья без разметки).
Компетенции и личностные качества.
Предметные:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
понимания значения искусства в жизни человека;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям бумагопластикой;
адекватного понимания причин успешного или неуспешного освоения учебного материала;
устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении;
осознания элементов безопасности в работе с оборудованием, готовности следовать в своих действиях и поступках нормам здоровье сберегающего поведения.
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
– идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству – интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
– умение соотносить поступок с моральной нормой: оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.) – проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов;
– умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• умение составлять план и последовательность выполнения действий;
• самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
• умение самостоятельно принимать решение в учебных и иных ситуациях и нести за него ответственность;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
• умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные УУД:
• строить рассуждение по теме, осуществлять сравнение геометрических и растительных форм по цвету, расположению, форме;
• строить сообщения по теме в устной форме;
• поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, справочники, интернет) в разных формах (иллюстрации, тексты о животных, птицах, насекомых, растениях);
• использовать общие приёмы и эффективные способы (анализ, сравнение, сопоставление) для решения задач.
Личностные УУД:
• устойчивое следование в поведении, социальным нормам, здоровому образу жизни;
• знание культурологических основ семейных, социальных и общественных явлений и традиций;
• понимание роли науки и искусства в жизни человека;
• владение эффективными способами организации свободного времени (посещение выставок, театра);
• умение ориентироваться в современном мире и осознавать в нём свою роль и предназначение;
• бережно относиться к природе.
Коммуникативные УУД:
• умение работать коллективно;
• умение задавать вопросы, слушать, высказываться;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её;
• в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения сверстников, высказывать им свои предложения и пожелания.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
• соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
• соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
• сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающей уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
• отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);
• выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);
• неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
• адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
• самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
• обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
- количество учебных недель – 33
- количество учебных дней –264
- в каникулярное время образовательный процесс осуществляется по специальному расписанию, в том числе с новым или переменным составом обучающихся
-учебный год начинается не позднее 15 сентября по 15 мая.