Евгения Киреева
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Акварелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский
Актуальность программы
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребёнка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности „Акварелька“» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Изобразительная деятельность создаёт особые предпосылки для формирования социально активной, творческой, личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом участия ребёнка в творческом процессе, что связанно с непрерывным ростом человеческого в человеке, обеспечивающим ребёнку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов, и что особенно ценно, воображения.
Воображение - это универсальная способность человека, позволяющая ему видеть мир во всём многообразии предметов и их качеств. Воображение наиболее интенсивно культивируется и развивается в недрах игровой и художественно-изобразительной деятельности, которые в основном идентичны по структуре и задействованности психических процессов личности.
В изобразительной деятельности воображение связанно с придумыванием и реализации замыслов где ребёнок идёт от мысли к воплощению. здесь ребёнок выступает как субъект, которому нравится и приятно действовать, это обеспечивает ему рождение интереса, мотива и развитие его творческих возможностей.
Направленность программы : художественная.
Отличительные особенности
Программа построена на широком и всестороннем использовании игры, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, форму, композицию) и различные материалы.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
Новизна программы заключается :
- в использовании нетрадиционных техник рисования, включая разнообразие их сочетаний;
- в подходе к отбору содержательной составляющей программы;
- в использовании игровых методов и приемов, позволяющих побуждать детей придавать изображаемому предмету или явлению эмоциональную окраску.
В ходе реализации программы «Акварелька» дети знакомятся со следующими техниками рисования: «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой, рисование по мокрой бумаге, рисование путем разбрызгивания краски (набрызг, оттиски штампов различных видов, «точечный рисунок», пластилинография, кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна, рисование с элементами аппликации, рисование жесткой кистью (тычок).
Адресат: Программа «Акварелька» рассчитана для обучающихся старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.
Объем программы : дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» рассчитана на 72 часа.
Формы обучения и виды занятий:
Форма обучения – очная.
Занятия проводятся по подгруппам. Наполняемость группы – 5- 9 человек.
Срок освоения программы : 01.09.2021г. – 31.05.2022г.
Режим занятий:Периодичность занятий – 2 раза в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятий – 30 мин.
3. Цель и задачи программы
Цель: Формирование изобразительных умений и навыков, художественно - творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционного рисования.
] Задачи:
Образовательные:
- дать теоретические знания по изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству;
- познакомить с основными правилами и приемами-работы (заливка, граттаж, метод тычка, штампование, отпечаток, кляксография, монотипия и т. д.)
- научить работать с разными материалами (акварель, гуашь, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, солёное тесто и т. д.) и инструментами (ножницы, кисти, трафареты, шаблоны, стеки, печати и т. д.).
- научить выполнять работы по заданному образцу, по представлению, с натуры.
- закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;
Развивающие:
-развивать творческую фантазию на основе знаний истории, знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства;
-развивать образное восприятие и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства;
-формировать устойчивый интерес к традиционным и современным видам декоративно-прикладного творчества.
-развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
-совершенствовать психомоторные способности детей, мелкую моторику, памяти, внимания, умения согласовывать анализировать и планировать свою работу.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность, бережливость, патриотизм, уважение к творчеству других;
-воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
-прививать навыки культурного поведения не только в помещении изостудии, но и в обществе;
-сплотить детский коллектив путем совместного творчества;
-укреплять взаимосвязь между обучающимися, родителями, путем привлечения их к совместным внестудийным мероприятиям.
4. Содержание программы
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план разработан в соответствии с Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.11.2018г. №196, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.1.3638-20, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
Содержание учебно-тематического плана.
Тема: «Дары осени»
Теория: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт; учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания предметного рисунка.
Практика Учить рисовать плоской кистью, методом «тычок»; наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги, рисовать букет из осенних листочков и ягод на веточке; комбинировать разные техники рисования (рисование акварелью, гуашью, восковыми мелками).
Тема: «Осенние истории»
Теория: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзаж.
Практика: Учить рисовать в техниках: пластилинография, «печать листьями»; рисовать с элементами аппликации.
Тема: «Животные»
Теория:Знакомить с новым приемом рисования – «расчесывание» краски.
Практика: учить детей рисовать домашних животных разными материалами; закрепить навыки рисования при помощи трафарета; освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.
Тема: «Зимушка-Зима»
Теория: Продолжать знакомить детей со способом рисования по восковому подмалёвку, нетрадиционной техникой аппликации.
Практика: Учить приё му оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения; рисовании снежинок в технике «Фроттаж».
Тема: «Волшебный мир сказок»
Теория: Расширять знания детей о зимующих птицах. Знакомить с разнообразными способами комбинирования разнообразных техник рисования.
Практика: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техни
Тема: «Едем, летим, катимся»
Практика: Учить рисовать транспорт, используя различные техники рисования ;учить пользоваться оттисками. Продолжать вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации;
Тема: «Красота спасет мир!»
Практика: Продолжать учить выполнять рисунок в технике «граттаж», пластилинография; совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка; вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации, лепке из соленого теста.
Тема: «Весенний переполох»
Теория: Знакомить детей с первоцветами. Учить рисовать новым нетрадиционным способом рисования - набрызг.
Практика: Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками; вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации, лепке из соленого теста.
Тема: «Скоро лето!»
Практика: Продолжать учить рисовать - по мокрому, оттиском, пальчиками. Закреплять технические навыки работы с кистью и краской, восковыми мелками;
Определение уровня развития изобразительных навыков воспитанников.
Планируемый результат. Дети должны знать:
- о изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети должны уметь:
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- аккуратно и экономно использовать материалы;
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты;
- владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их, экспериментировать;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
5. Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график:
Содержание
Возрастная группа
Условия для реализации программы.
Занятия по дополнительному образованию проводятся в специально отведенном месте. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам дополнительной общеобразовательной программы и обеспечивает.
Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения практических занятий, наличие необходимого натурного фонда, учебно-методический материал.
Оценка развития художественных способностей детей
Разделы Уровни развития:Средний Высокий
Техника работы с материалами
Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.
Предметное и сюжетное изображение
Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.
Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.
Декоративная деяте
Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.
Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
В диагностической таблице используется следующее обозначение:
В - высокий уровень;С - средний; Н - низкий.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
6. Комплексно-тематическое планирование
Месяц № Тема Программное содержание
Сентябрь "Дары осени"
№ 1-2 «Белый гриб
(рисование гуашевыми красками) Продолжать знакомить детей с природой родного края. Развивать интерес к рисованию гуашевыми красками.
№3 «Яблоко»
(рисование гуашевыми красками) Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Учить рисовать плоской кистью яблоко.
№4 "Груша"[
(рисование гуашевыми красками) Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Учить детей рисовать плоской кистью грушу.
№5 «Ананас»
(рисование тычком) Продолжать учить рисовать тычком. Закрепить умение комбинировать разные техники рисования (рисование акварелью, гуашью, восковыми мелками).
№6 "Кукуруза"
(рисование тычком) Продолжать учить комбинировать разные техники рисования.
№7 "Арбуз"
(рисование тычком) Продолжать учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания предметного рисунка.
№8 «Вишневое варенье»
(рисование тычком) Продолжать учить узнавать ягоды вишни по внешнему виду. Развивать интерес к рисованию тычком.
№9 "Осенний букет"
(рисование тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой) Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.
Октябрь "Осенние истории"
№1-2 "Осенний пейзаж"
(выдувание, рисование ватными палочками) Познакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки рисования ватными палочками; развивать воображение, творчество, мелкую моторику.
№3 "Осенний ковер" (печатание листьями)
Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать листьями». Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.
№4 "Березы под дождем"(рисование полусухой кистью)
Продолжать учить рисовать дождик, передавая его характер (мелкий, капельками, ливень) используя жесткую полусухую кисть.
№5-6 "Птицы улетают"
(рисование с элементами аппликации) Продолжать учить рисовать с элементами аппликации. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
№7 "Брусника"
(рисование тычком) Продолжать учить детей рисовать тычком. Закреплять знания о ягодах. Развивать любовь детей к природе родного края.
№8 «Сапожки» (пластилинография)
Учить рисовать в технике -пластилинография. Развивать моторику пальцев рук.
Ноябрь " Животные"
№1-2 «Сова»
(рисование тычоком полусухой жесткой кистью) Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка жёсткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.
№3 «Овечка»
(пластилинография) Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки,
катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.
№4 «Обезьяна»(рисование ладошками)
Продолжать знакомство с нетрадиционными видами рисования; Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно; Развивать фантазию, воображение, творческие способности;Развивать мелкую моторику рук;
№5-6 «Верблюд в пустыне»
(расчесывание краски) Ознакомление с новым приемом рисования – «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.
№7-8 «Животные севера»
(рисование по трафарету) Познакомить с техникой «печать по трафарету». Учить украшать полоску простым узором. Развивать чувство ритма и композиции
Декабрь "Зимушка-Зима!"
№1 «Зима»
(рисование снежинок в технике «Фроттаж») Расширять представления детей о нетрадиционных техниках рисования; развивать умения детей в рисовании снежинок в технике «Фроттаж»;развивать мелкую моторику, глазомер, фантазию, творчество; вызвать положительные эмоции от проделанной работы; воспитывать любознательность, интерес детей к рисованию.
№2-3 «Зимний город»
(рисование солью) Познакомить детей с техникой рисования солью. Развивать образное мышление. На примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки. Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).
№4-5 «Весёлый снеговик» (рисование способом оттиск) Продолжать вырабатывать у детей силу нажима. Развивать интерес к рисованию тычком из поролона. Воспитывать самостоятельность в создании образа.
№6 "Елочные украшения"
(рисование по восковому подмалёвку) Продолжать знакомить детей со способом рисования по восковому подмалёвку. Развивать умение правильно держать в руках восковой мелок, кисть.
№7 «Дед Мороз»
(рисование солью) Познакомить знакомить детей с техникой рисования солью. Развивать образное мышление. На примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки. Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).
№8-9 «Новогодний салют»
(Набрызг) Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить создавать сюжетную композицию. Развивать воображение детей.
Январь "Волшебный мир сказок"
№1 «Снегирь»
(рисование гуашевыми красками) Продолжать знакомить о зимующих птицах. Учить рисовать гуашевыми красками.
№2-3 «Сказочное дерево» (рисование с элементами обрывной аппликации)Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
№4 «Сказочная птица»
(рисование ладонью) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Продолжать знакомить рисовать ладонью.
№5-6 «Сказочный дом – гриб» (рисование различными техниками) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Продолжать учить детей самостоятельно придумывать и изображать дом-гриб, при помощи нетрадиционных техник рисования.
Февраль Едем, летим, катимся"
№1 "Воздушный змей"
(рисование с элементами аппликации) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации.
№2 [«Самолет»(рисование различными техниками) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Учить рисовать самолет различными техниками рисования.
№3 «Вертолет»(пластилинография)Развивать мелкую моторику рук. Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования.
№4 «Паровозик»(рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации.
№5 «Теплоход»(рисование способом оттиск) Продолжать учить пользоваться оттисками. Вызывать интерес к рисованию водного транспорта.
№6 «Автобус»(рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации.
№7 «Машина»(рисование способом оттиск) Продолжать учить пользоваться оттисками. Вызывать интерес к рисованию наземного транспорта.
№8 «Грузовик»(рисование способом оттиск) Продолжать учить пользоваться оттисками. Вызывать интерес к рисованию наземного транспорта.
Март "Красота спасет мир!"
№1 «Мимоза»(рисование с элементами аппликации) Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка.
№2 «Торт»([рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес детей к рисованию с элементами аппликации.
№3 «Пирожное»(рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес детей к рисованию с элементами аппликации.
№4-5 «Расписная тарелка»(лепка из слоеного теста)
(роспись гуашевыми красками) Вызывать интерес детей к лепке из соленого теста. Развивать мелкую моторику. Учить расписывать тарелку гуашевыми красками; выполнять элементарные чередующиеся узоры.
№6-7 «Цветущий кактус»(рисование вилкой) Познакомить с нетрадиционной техникой рисования вилкой. Закрепить навыки работы с
акварельными красками. Закрепить умение зрительно делить лист на несколько частей и располагать рисунок симметрично.
№8 «Цветы в вазе»(граттаж) Учить выполнять рисунок в технике «граттаж».
№9 «Конфетки бараночки»(рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес детей к рисованию с элементами аппликации.
Апрель[ "Весенний переполох
№1 «Первоцветы»(рисование гуашевыми красками) Продолжать знакомить детей с первоцветами. Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.
№2-3 «Путешествие в космос»(набрызг) Продолжать учить рисовать новым нетрадиционным способом рисования - набрызг.
№4 «Верба»(рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес детей к рисованию с элементами аппликации.
№5-6 «Куличик»(лепка из слоеного теста)
(раскрашивание) Продолжать вызывать интерес детей к лепке из соленого теста. Развивать мелкую моторику. Продолжать учить расписывать куличик гуашевыми красками.
№7 «Синички»
(рисование с элементами аппликации) Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.
№8 «Ласточка»
(рисование акварельными красками) Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
Май "Скоро лето!"
№1 "Море"
(рисование по мокрому листу) Продолжать учить рисовать - по мокрому. Развивать технические навыки работы с кистью и краской.
№2 «Цветочная поляна» (ватными палочками) Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки.
№3 "Бабочки"(рисование по восковому подмалёвку) Продолжать развивать умение при рисовании восковым мелком не слишком сильно давить на него.
№4 "Весеннее дерево"(рисование трубочкой) Продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционной техники рисования при помощи трубочки, развивать воображение.
№5 "Одуванчики"(рисование манной крупой) Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Рисование манной крупой». Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.
№6 "Паук в паутине"
(рисование по восковому подмалёвку) Продолжать развивать умение при рисовании восковым мелком не слишком сильно давить на него.
№7 "Чем пахнет лето?"(рисование акварелью + восковой мелок) Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Обогатить межсенсорные связи (цвет + форма + запах). Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии – графические символы запахов.
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1, 2.- М. : Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
2. Дубровская Н. В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» «детство-пресс» 2003.
3. Дубровская Н. В. «Яркие ладошки» «детство-пресс» 2004.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007.
5. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : Карапуз-дидактика, 2007.
7. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» /Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. – М. : Педагогическое общество России, 2000.
8. Фатеева А. А. "Рисуем без кисточки" Академия развития 2006.
9. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной., М., 2005.
10. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.